СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий спектакля "Сломанное перо"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий музыкального спектакля о Кирилле и Мефодии. Можно использовать для инсценировки школьным театральным коллективом.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий спектакля "Сломанное перо"»

«Сломанное перо»

Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь

(Иван Бунин «Слово»)

Автор сценария: Ольга Двойченко



Константин (Кирилл) – младший брат

Мефодий – старший брат

Их учитель – монах

Слуга - монах

1 картина

Кирилл вбегает в келью

- Ох, успел, ну почему я всё время опаздываю. Спать надо меньше. Брат Мефодий говорит, это потому что я молодой и ленивый . Как будто в старости спать меньше хочется. Не верю. Сон даёт человеку силы, а когда человек сильный он и лениться не хочет. Ой, как же я про тебя забыл? Я же перо вчера сломал… Ну и попадет же мне. Так, его надо спрятать, скажу что на столе его оставил и теперь не знаю, где оно.

Входит спокойно Мефодий с книгой в руках.

Мефодий - Здравствуй брат мой дорогой, ты уже на месте, молодчина. Скоро придёт учитель, и мы примемся за нашу работу. Что ты так смотришь на меня?

- Константин - Привет! А ты опоздал сегодня брат, я то уже давнёхонько тебя дожидаюсь. Даже устал ждать тебя.

- Мефодий - Я не опоздал, я учителя повстречал, он нам с тобой подарок приготовил. Книгу новую передал, будем сегодня читать её.

- Константин - Да ну! Дай- ка мне взглянуть. (вскакивает и роняет покрывало, под которым спрятано поломанное перо)

- Мефодий. - Брат, ты опять?! Что ты с ними делаешь?! Ну сколько можно перья ломать, скоро вообще ни одного не останется. Ты же знаешь, как они дороги. Да и почему оно под покрывалом? Спрятал? Эх ты.

- Константин - Мефодь, не выдавай меня. Пожалуйста!

- Мефодий - Да как же не выдавай, учитель что слепой, сам ведь всё поймёт. Ведёшь себя как маленький.

- Константин - Ну Миш! Ну пожалуйста. Это уже второе перо за неделю. Стыдно мне.

- Мефодий - Это хорошо, что стыдно, но вот врать всё равно нельзя. Учителя уважать нужно. Ложь оскорбляет.

Входит учитель степенно и медленно. Перо Михаил положил на стол.

- Учитель - Да пребудет с вами господь, дети мои. Что такие испуганные. Надобно вам помолиться.

- Мефодий – за то не волнуйся учитель, молитвы мы читаем исправно.

- Учитель – что же тогда вас так расстроило или испугало?

-Мефодий – Учитель, я по не осторожности перо сломал, вот, потянулся за чернилами, оно упало и сломалось. Простите меня.

Учитель ухмыльнулся, кивнул головой, опустил голову и тяжело вздохнул.

-учитель – Прими совет Мефодий: говори людям всегда правду. Ложь тебя выдаёт. Да Бог с ним с пером, давайте делом займёмся, я слишком стар, что бы время на ерунду всякую тратить. А Кирилл пусть завтра деньги у Прошки-монаха возьмёт и в лавку за перьями сбегает. Коль виноват, пусть и отвечает.

Оба брата переглянулись, понурив головы, поклонились учителю.

Братья сели за парты и начали читать.

Звучит музыка.



2 картина

Мефодий – Устал. Смотри уже темно совсем. Не заметил как день пролетел. А как сложно, однако, книга написана, а?

Кирилл – Умный человек её написал, а мы с тобой ещё не очень, вот она нам сложной и кажется. А по мне так книга не должны быть простой, она должна заставлять нас думать, а это не просто, ох как не просто.

Мефодий – Ты очень проницательный, не зря ты у учителя любимый ученик.

Кирилл – Да брось ты. Я тебе сказать хотел: спасибо за перо. Хоть учитель и догадался, но я потрясён, ты не побоялся мою вину на себя взять. Навсегда запомню этот твой поступок. Ты очень смелый. Я тоже хочу стать таким же бесстрашным и добрым как ты.

Мефодий – Знаешь, я когда вырасту, хочу стать как наш отец военным. Хочу стать стратегом.

Кирилл – А у тебя получится. Я уже даже вижу, как ты руководишь полками. Полк правой руки, вперёд! Засадный полк, выступать только по моей команде! Навались, стоять на смерть!

Мефодий – (рассмеялся) Всё бы тебе сочинять, выдумщик.

Кирилл – Да люблю что-нибудь придумывать. Знаешь, а у меня тоже есть мечта. Только я сказать при учителе боюсь.

Мефодий – Ну и какая же твоя мечта? Хочешь сказки сочинять?

Кирилл – Ну-у нет! Хочу постичь всю книжную науку, и это знание отдавать людям. Учить людей хочу. Чтобы в их сердцах любовь к Богу возрастала.

Мефодий – Ну что ж хорошая мечта. Тогда тебе нужно стать монахом как наш учитель. Чего же ты боишься?

Кирилл – Да есть у меня одна мысль, она мне покоя не даёт. А у учителя спросить не решаюсь

Мефодий – Какая?

Кирилл – Ты мне сначала ответь. Почему учитель при нас и в храме все время говорит по – гречески? Я слышал, в лавке он прекрасно разговаривал по – славянски.

Мефодий. - Так это в лавке. А в школе и в храме можно только на греческом языке. Потому что книги, и все знания –все от греков.

Кирилл. - А вот почему у славян нет своих книг? Они что глупые?

Мефодий. – Нет, они очень даже умные. Просто писать на славянском языке нельзя. Не удобные буквы.

Кирилл - Как это? Вот я возьму и напишу «дом».

Мефодий. - А «я живу в доме» ты уже не напишешь, потому что тебе не хватит букв.

Кирилл - Да не хватит, не хватит, не хватит. Так значит, их надо придумать!

Мефодий – Опять за старое! Разве ты не знаешь, что только великие языки достойны чернил и пергамента – латынь и греческий. Все другие языки – грубые и варварские, и писать на них нельзя!

Кирилл. – Нет, можно! Вот я вырасту и придумаю славянам буквы. Они будут писать, и не хуже, чем греки. Я им придумаю буквы, обучу их письму и подарю им слово Божие!

Музыка. Занавес.

Минуло долгих двадцать лет

Людей сознанье поменялось и

Вырос тот кто в детстве дал обет

Дать людям знаний свет

3 картина

Вбегает Прошка-монах. Суетится, расставляет столы на другие места, кого-то ругает, потирает руки.

Прошка – Величайший город Константинополь, Патриаршие палаты, библиотека – а порядку ну ни какого! Ну только, пожалуй, в Париже хуже. Вот где грязь-то! И здесь, вот на тебе, перья поломаны, скатерти испачканы, книги брошены! А батюшка Кирилл говорит, что это святейшее место на земле! Ой, они скоро придут-то. Батюшка Кирилл и игумен Мефодий вот уже, почитай 5 лет как приехали сюда в Константинополь. С ними всё совсем по-другому стало. Они почитай самые умные в православном мире. Все их уважают и любят за доброту, смирение, необыкновенные знания. Во как!

Входят старцы. Он им кланяется:



Кирилл - Приветствуем тебя Прохор.

Мефодий – Что, опять Париж ругаешь?

Прошка – А больше некого, батюшка. Не был боле я нигде. (Медленно уходит)

Кирилл – Да ладно тебе Прохор! Не ругайся по-пусту.

Мефодий – Вот уже сколько лет прошло, как мы с тобой приехали в Константинополь. Город благолепный, шумный красивый, Богом отмеченный. Патриарх нас с тобой жалует. Ты самый уважаемый человек, тебя в глаза философом величают.

Кирилл – Я тебя спросить хочу. Ты не скучаешь по своему Полихрониеву монастырю, что на Малом Олимпе, где ты игуменом был? Там было тихо, уединённо, да и сподвижников-учеников у нас с тобой там было много. Вон какое дело свершили! Буквы для славян придумали.

Мефодий – Какая разница, где Богу служить, а буквы это твоя идея была ещё с детства, перо сломанное помнишь?

Рассмеялись.

Кирилл – Если бы не ты, ничего бы не получилось, твоя вера и поддержка помогли преодолеть все трудности. Только теперь кому нужны эти буквы? Ни Патриарх ни Папа Римский не допустят церковной службы на варварских языках. Нет на то их высочайшего разрешения.

Мефодий – На всё воля Божья брат.

Врывается монах

Монах - Батюшка Кирилл! Вам из Императорского дворца послание велено передать! Срочно! Новость – то, новость - то какая?! Не уж –то сбылось! А ведь говаривал я Вам, что всё, что замыслили Вы, сбудется. Сам Патриарх повелел!

Протягивает свиток. И не поворачиваясь спиной, садится на приступку.

Кирилл – Воля Божья говоришь? (оборачиваясь к Мефодию)

Монах – Я говорил, я говорил! Там послы моравские понаехали. Толпятся, а их главный - важный такой!

Мефодий – Ну что случилось, не томи.

Кирилл – Моравский князь Ростислав прислал посла с просьбой направить к нему в славянскую Моравию епископа и учителя из Константинополя. Чтобы они в их язык истинную веру вложили. И теперь император повелевает нам с тобой отправиться в Моравию и обучить славян слову Божьему на их родном славянском языке.

Прошка – правильно, не в Париж же ехать за знанием.

Кирилл – Патриарх повелевает нам следующее: «Никто другой не может сделать этого, кроме тебя. Так на тебе дары многие, и, взяв брата своего игумена Мефодия, ступай же. Ведь вы с ним солуняне, а солуняне все чисто по-славянски говорят».

Монах – батюшка Кирилл, а меня возьмёте в моравские земли, а! Я ведь лихо разумею по-славянски. Чай ведь не спраста и матушка моя славянка и батюшка, почитай как и ваш-то родитель!

Кирилл – (мрачно) Ну да, как и наш отец.

Мефодий – Брат, чего же ты опечалился, ведь истинно говорю тебе: Бог узрел дело и мысли твои. Радоваться надо, а ты загрустил.

Кирилл – Того не говорил я тебе, что не всё что мы придумали с нашими буквами мне нравится. Многое нам придётся додумывать, переделывать. Ошибки исправлять. А потом, мало буквы придумать, надо книги богословские переводить, это работа какая? Огромная. Жизни не хватит. Нам двоим не управиться.

Мефодий - Давай помощников возьмём. Вон какие молодцы работать с тобой хотят. Наберём людей грамотных, смышлёных, работящих. Да вон как Прошка-монах – сам тебя просит. А потом, если сам князь желает веру и грамоту перенять, то никто не будет нам препятствовать и помощь всякую окажут. И учеников сыщем, и ошибки исправим, и книги переведём и Богу послужим всеми силами. Не кручинься, брат, нам с тобой ещё не одно перо сломать предстоит.

Звучит музыка. Занавес.



Автор:

Кирилл и Мефодий на основе греческого письма создали Первый Славянский Алфавит - глаголицу. Они перевели Евангельские проповеди, притчи, апостольские послания и богослужебные тексты , и сием подарили славянам слово Божие . Деятельность братьев быстро вышла за пределы Моравии, и распространилась по всем славянским землям. Пришла она и к нам на Русь. Так начинается славянское летописание - новый этап нашей истории.





























































Кирилл – Да. Садись будем писать письмо брату моему Мефодию

Учитель: Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал и придумал буквицы, а из них составил азбуку.- Но придумать – это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не мог справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий.















1-й ведущий:

2-й ведущий: Создатели славянской письменности писали и

1-й ведущий: Жизнь великих братьев была служением славянской культуре,

служением Богу. Святые братья искали жизни с Богом более чем славы среди

людей. Они оставили важные государственные дела и стали монахами,

богословами - учителями веры в Бога.

2-й ведущий: Братья - Константин (после принятия монашеского сана

Кирилл) и Мефодий родились в византийском городе Солуни в семье

военачальника, детство великих славянских просветителей прошло в

двуязычной среде – мать была гречанка, отец - болгарин. Всё население

Солуни говорило на двух языках, только латинский язык не был известен

солунцам.1-й ведущий: В доме отца великих братьев среди немногочисленных книг

была “Энеида” Вергилия на латинском языке. Эту книгу о странствиях

троянца Энея решил прочитать младший из братьев, Кирилл. Он раскрывал

увесистый том, но старинные стихи, написанные на чужом языке, оставались

непонятными.

2-й ведущий: После долгих поисков Кириллу, наконец, посчастливилось

встретить приезжего человека, знавшего латинскую грамматику.

(На сцену выходят «Кирилл» и «Приезжий человек»)

“Кирилл”: Я слышал, что Вы хорошо знаете латинскую грамоту. А мне

хотелось бы прочитать книгу, написанную на латыни.

“Приезжий человек”: Зачем тебе это нужно? Да, я понимаю латинскую

грамоту и мог бы пояснить тебе каждую фразу. Но зачем? Взгляни на меня.

Ты думаешь, мне много пользы от того, что я читал премудрые книги? Я

потому и переехал сюда, в незнакомый город, чтобы никто не лез ко мне с

учеными разговорами. Люди должны пахать землю, сеять хлеб, делать

полезные вещи. И я поклялся никого больше не учить ни грамматике, ни

другим наукам.

“Кирилл”: И все же я хочу понять то, что написано в мудрых книгах.

“Приезжий человек”: Попробуй. Только я тебе в этом не помощник.

(“Кирилл” и “Приезжий “уходят, затем вновь возвращаются)

1-й ведущий: Через год приезжий человек повстречал Кирилла.

“Приезжий человек”: Послушай мальчик! Ты по-прежнему хочешь, чтобы я

научил тебя премудростям латыни? Или уже забыл о своём желании?

“Кирилл”: Я не забыл, но теперь я изучаю латинский язык сам.

“Приезжий человек”: Как можно самому научиться незнакомому языку?

“Кирилл”: Я взял книгу Григория Богослова на греческом и на латыни и,

сопоставляя их фразу с фразой, уяснил уже многое. Теперь не только

“Энеида”, но и другие латинские книги мне понятны.

(“Кирилл” и “Приезжий “уходят за кулисы)

2-й ведущий: Так ещё в детстве Константин обручился с богиней мудрости

Софией, которую в семилетнем возрасте увидел в пророческом сне - теперь

для него знания, книги стали смыслом всей жизни.

1-й ведущий: В дальнейшем Константин получил блестящее образование при

императорском дворце в столице Византии – Константинополе. Быстро

изучил грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, знал 22

языка. Он стал одним из самых образованных людей Византии, за великую

мудрость его прозвали Философом.

2-й ведущий: Окончив курс наук, Кирилл стал патриаршим библиотекарем,

затем преподавал в университете философию. Знания, полученные во время

обучения, не остались лежать мертвым грузом.

1-й ведущий: По поручению византийского императора Михаила-III Кирилл

приступил к созданию Славянской Азбуки. Но создание письменности -

непосильная задача для одного человека. Поэтому Кирилл отправился в

монастырь к своему старшему брату - Мефодию. Брат Мефодий был его

единомышленником. Подобно отцу, Мефодий посвятил свою жизнь военнойслужбе. Он был честным и прямодушным человеком, нетерпимым к

несправедливости. Отказавшись усмирять восстание славян, Мефодий ушел с

военной службы и удалился в монастырь. Независимость была ему дороже

богатства и славы. Мефодия увлекла идея создания письменности для славян,

предложенная ему младшим братом.

2-й ведущий: После создания Азбуки братья приступили к переводу

церковных книг на язык славян. Они работали с раннего утра, едва

рассветало, и ложились спать поздно, когда уже рябило в глазах от

усталости. А когда первые книги были переведены с греческого языка на

славянский, они с просветительской миссией направились в Моравию.

Деятельность братьев быстро вышла за пределы, указанные им византийским

императором. Кирилл и Мефодий усердно просвещали славян, обучали

людей грамоте и основывали новые церкви.

1-й ведущий: В 863 году зазвучало слово Божие в моравских городах и

селениях на родном, славянском языке, а не на чужом и непонятном –

латинском, создавались письмена, светские книги. Началось славянское

летописание



1-й ведущий: В течение трех лет Кирилл и Мефодий трудились в Моравии.

Они воспитали немало учеников, которые внесли большой вклад в историю

славянской письменности и культуры. Всю жизнь солунские братья

посвятили учению, знаниям, служению славянам, не придавая значения

почестям и славе, терпя порой злобу, клевету, гонения.

2-й ведущий:

Младший Константин много читал, размышлял, писал проповеди, переводил,

а старший Мефодий был хорошим организатором, «издавал» книги,

руководил школой учеников.1-й ведущий: Константину не суждено было вернуться на родину. Когда они

приехали в Рим, он тяжело заболел, принял монашеский постриг, получил

имя Кирилл и через несколько часов скончался. С этим именем он и остался

жить в светлой памяти потомков. Похоронен в Риме.

2-й ведущий: Мефодий позже занимался переводческой, просветительской

работой, был учителем до самых последних дней. Умер и похоронен в

Моравии.

1-й ведущий: Послушайте отрывок из стихотворения болгарской поэтессы

Лилианы Стефановой «Смерть Кирилла», читают Я

2-й ведущий:

После смерти великих братьев их ученики претерпели гонения. Папа

Римский запретил изучение славянского языка. Дело Кирилла и Мефодия,

несмотря на упорную и длительную борьбу в течение многих лет, претерпело

неудачу у западных славян, которые по-прежнему используют латинскую

азбуку, но зато новая азбука для славян прочно утвердилось в Болгарии, а

оттуда была перенесена в Сербию, Румынию и на Русь.

1-й ведущий: Ученики Кирилла и Мефодия открывают свои школы, и к концу

IХ века уже тысячи людей читают и пишут на старославянском языке.

Каждая буква кириллицы была особенной. Она имела имя: А – аз, Б – буки, В

– веди, Г – глаголь, Д – добро, Е – есте, Ж – живете, З – зело, земля, Л –

люди,

М – мыслете, П – покой, Р – рцы, речь, С – слово, Т – твёрдо…

2-й ведущий: Некоторые названия букв старославянской азбуки до сих пор

используются в устойчивых оборотах – фразеологизмах:

Знать на ять – знать досконально, на отлично.

Прописать ижицу – проучить как следует, высечь, наказать.

Стоять фертом - стоять руки в боки, как буква Ф

Сперва аз да буки, а потом и науки – т.е. сначала азбуку надо выучить, а

потом заниматься науками

Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным

более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой

русской азбуки была простой и четкой, легкой для письма. Они помнили и о

том, что буквы должны быть красивыми, и чтобы человек, едва увидевший

их, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает

нас простотой и удобством.

1-й ведущий: Лишь в царствование Петра Первого славянская азбука была

заменена «гражданской», были внесены изменения в алфавит. Царским

указом велено было упростить правописание и отменить буквы “юс малый”,

“юс большой”, “кси”, “пси”, “зело”, “омегу”, которые стали обузой в русском

алфавитСейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием,

содержит оптимальное количество букв - 33. Европейские народы, которые

не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают отнеудобств. Так, в английском языке, состоящем из 26 букв, звук «ч»

изображается двумя буквами «ch», “Ш” - двумя «sh».

В русском языке есть специальные буквы для изображения сочетаний звуков

[jа]-я, [jу]-ю.

1-й ведущий: Славянская азбука удивительна и до сих пор считается одной

из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефодия,

«первоучителей словенских», стали символом духовного подвига.е.



Русское книгопечатание ассоциируется с именем Ивана Фёдорова. Именно он открыл первую типографию в Москве. Однажды Ивана Фёдорова озарила мысль: а не издать ли книгу для «скорого младенческого научения». Книгу для всех? Такая книга нужна была. Писать первый учебник было некому. Иван Фёдоров сам взялся за работу. Тщательно писал, рисовал буквы, находил упражнения, примеры, чтобы люди учились не только письму, но и добрым мыслям. Так родился учебник, подобие которого до сих пор встречают в школе первоклашек. Как называлась эта книга? Букварь



Вот небольшой отрывок из книги замечательного преподавателя-филолога Н.Н.Ушакова: «В короткие зимние дни ученики собирались в школу ещё затемно. Занятия начинались с семи и продолжались с двухчасовым обеденным перерывом до самой «вечерни». После занятий ученики убирали помещение, приносили чистой воды и уходили домой, когда на улице наступала темнота. Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Уроками их можно назвать очень условно. Каждый получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги - зубрил азбуку, другой перешёл уже к складам, третий читал «Часослов». И всё следовало выучить «назубок» - «вызубрить». Заданий на дом не давали, да и когда их было делать, если весь день проходил в «училище». Заучить надо было всё во время занятий... Учили вслух. Каждый своё. Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат - во всю избу кричат».