СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока литературы в 6-м классе по повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка». «А если снять фильм?»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий урока литературы в 6-м классе по повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка". Тип урока - урок-рефлексия. Урок с использованием игровой технологии: игры по станциям.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока литературы в 6-м классе по повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка». «А если снять фильм?»»

Разработка учителя русского языка и литературы МБОУ «Тамалаканская средняя общеобразовательная школа» Верхневилюйского улуса Республики Саха (Якутия) Ивановой Агнии Афанасьевны




Сценарий урока литературы в 6-м классе

по повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка».

«А если снять фильм?»

Тип урока: урок-рефлексия

Цели урока: Образовательные:

  • Ознакомление учащихся с приемами создания и раскрытия характеров главных героев

  • Проверка внимательности учащихся при чтении большого произведения

Развивающие:

  • Содействие развитию коммуникативных и познавательных способностей учащихся, навыков работы с различными источниками;

  • Содействие развитию оригинальности и ассоциативности мышления; развитие умения у обучающихся видеть произведение в единстве содержания и формы, умения анализировать произведение, видеть его взаимосвязи и закономерности

  • Развитие умения анализировать характер персонажа художественного произведения

Воспитательные:

  • Воспитание любви и уважения к творчеству Пушкина,.

Основные методы обучения:

  • Объяснительно-иллюстративный

  • Частично-поисковый

  • Игровые технологии.

Формы работы: игра по станциям, индивидуальные сообщения, аналитическая работа с текстом, беседа, самостоятельная работа, индивидуальная работа.

Формы организации учебной деятельности на уроке: групповая работа, индивидуальная работа.

Оборудование:

- текст повести «Барышня-крестьянка» А.С.Пушкина;

- компьютер и проектор с презентацией учебного материала;

- рабочие материалы.

ЭПИГРАФ К УРОКУ: 

"Повести Белкина" - это "драгоценный памятник благородного образа мыслей и трогательного дружества" А.С. Пушкин.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

  2. Мотивация к уроку – показ отрывка фильма;

  3. Работа по этапам урока:

1). Станция «Сценарист»

Сценарий – литературное произведение с подробным описанием действий, на основе которого создается кинофильм.

Задание: Какие эпизоды самые важные? Почему?

1

Описание дворянских усадеб Берестовых и Муромских

2

Приезд Алексея Берестова домой.Его появление среди сельских помещиков.


3

Рассказ Насти Лизе об Алексее Берестове

4

Превращение Лизы в Акулину

5

Встреча Лизы-Акулины и Алексея в лесу.

6

Случай, примиривший Берестова и Муромского

7

Приезд Берестовых в гости к Муромским

8

Разговор Алексея и Акулины-Лизы на следующий день

9

Мысли отцов о браке Лизы и Алексея

10

Решительный разговор отца и сына

11

Счастливая развязка


2) Станция «Режиссер»

Режиссер – художественный организатор, руководитель съемок фильма.

Задание: Какие характеры у этих героев? Есть ли у них прозвища? (Англоман, медведь)

(Работа над детальным прочтением текста)

Иван Петрович Берестов (медведь, упрямый, жесткий человек)



В молодости своей служил он в гвардии. Он выстроил дом по собственному плану, завел у себя суконную фабрику, утроил доходы.

В будни он ходил в плисовой  куртке, по праздникам надевал сюртук из сукна домашней работы; сам записывал расход и ничего не читал, кроме «Сенатских Ведомостей».

Ненависть к нововведениям была отличительная черта его характера.

Григорий Иванович Муромский

(проказник, шустрый, тоже подражатель, сторонник нововведений)


Это был настоящий русский барин. Промотав в Москве большую часть имения своего и на ту пору овдовев, уехал он в последнюю свою деревню, где продолжал проказничать…Развел он английский сад .Конюхи его были одеты английскими жокеями. У дочери была мадам англичанка.

Алексей Берестов (гусар, усы – признак гусара; подражатель)


Он был воспитан в *** университете и намеревался вступить в военную службу, но отец на то не соглашался…Они друг другу не уступали, и молодой Алексей стал жить покамест барином, отпустив усы на всякий случай. Он был, в самом деле, молодец…

Он первый перед ними явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он черное кольцо с изображением мертвой головы. Все это было чрезвычайно ново в той губернии. Барышни сходили по нем с ума.

Лиза – Бетси- Акулина

(девочка-проказница, но строгая, благовоспитанная)


Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и, следственно, балованное дитя. Её резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье ее мадам мисс Жаксон…

Мисс Жаксон

(зарабатывает деньги, высокомерна, обидчива)


Сорокалетняя чопорная девица, которая белилась и сурьмила себе брови, два раза в год перечитывала «Памелу», получала за то две тысячи рублей и умирала со скуки в этой варварской России.

Настя

(веселая, важная)

Она была постарше Лизы, но столь же ветрена, как и ее барышня. Лиза очень любила ее, открывала ей все свои тайны, вместе с нею обдумывала свои затеи; словом, Настя была в селе Прилучине лицом значительным.



3) Станция «Художник-костюмер»

Художник-костюмер – специалист, создающий костюмы героев фильма.

Задание: Какую одежду они носят? (Учащиеся пишут ответы и объясняют)

Иван Петрович Берестов




Григорий Иванович Муромский




Алексей Берестов



Лиза – Бетси- Акулина



Мисс Жаксон



Настя



4) Станция «Художник-оформитель»

Художник-оформитель – специалист, определяющий или устанавливающий живописное или архитектурное изображение места и обстановки эпизодов.

Задание: нарисовать почтовую контору Лизы и Алексея, куда они клали свои письма. Как изображена природа в повести? Чья усадьба? (Учащиеся рисуют дуб. Пейзаж – отражение эмоционального состояния героев).

5) Станция «Продюсер»

Продюсер – тот, кто осуществляет художественный и финансово-организационный контроль за производством фильма.

(Учитель загадывает предметы из темного ящика: кольцо, белила, сурьма)

Задание: Выбери из списка те предметы, которые нужны для съемок эпизодов встреч Лизы и Алексея. Подчеркни их.

Карандаш, ручка, легавая собака, медведь, кобылка, синяя простая бумага, кошка, заяц, записная книжка, пирожное бланманже, торт, кольцо с мертвой головой, французские книги, английские журналы, дрожки, телега, парики, трубка, сапоги, тартинки.

(Учитель угощает тартинками).

6) Обобщение обсужденного: итак, какого жанра будет фильм? Какова будет главная тема фильма? Чем бы вы закончили этот фильм? Почему? (Может быть, это будет комедия? Есть здесь комичные моменты? А детектив? Что таинственного есть? А мелодрама? )

7)Слово учителя: в повести есть противопоставления: противник нововведений и сторонник моды; отцы и дети; естественность и искусственность; любовь и расчет; богатые и бедные; русский язык и иностранные языки. Это целый мир, который называется ЖИЗНЬ! И здесь нужно иметь именно благородный образ мыслей и трогательное дружество! И все будет хорошо!

8) Домашнее задание: придумать название фильма, написать краткое сочинение, почему выбрали такое название, объяснить кратко содержание фильма.

9) Самооценка. Подведение итогов, оценки.