Метапредметные и личностные результаты: Личностные УУД 1. Сформировать умение оценивать своё влияние на окружающую среду. Познавательные УУД Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий). Сформировать умение владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию. Сформировать умение строить логическое суждение, включающее установление причинно-следственных связей. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (рисунок в текст и пр.). Коммуникативные УУД Сформировать умение слушать и понимать речь других людей. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). Регулятивные УУД Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса занятия). Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных версий и искать самостоятельно средства достижения цели. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Оборудование: проектор, компьютер, экран. Место проведения: кабинет биологии. Материалы: цветные карандаши, бумага, цветочные горшки, луковицы тюльпанов. |
Ребята, сегодня наше занятие посвящается самому чудесному и нежному созданию природы. А что же это? Или же кто это? Послушайте, какие слова написал о нем великий сказочник Х. К. Андерсен. Я вам прочитаю отрывок из его рассказа, а вы внимательно слушайте, и постарайтесь догадаться, о чем рассказ « Он стоял белый, как снег, украшенный зелеными полосочками, смущенно и радостно склонив голову.- Прекрасный цветок! Как ты зелен и свеж! Ты первый! Ты единственный! Любимый ты наш! Ты несешь в города и селенья весть о теплом лете» — пели солнечные лучи. Весь снег растает, улетят холодные ветры, все зазеленеет. Но ты у нас самый первый, такой нежный, такой прозрачный!». -Какое же чудо природы описывается в этом рассказе? Слайд №1. | Прогнозируемые ответы: Это весенний цветок. Это подснежник. Это самое первое зацветающее растение. Это растение первоцвет. Из всех предложенных версий ответов, ребята должны самостоятельно найти наиболее верное решение: «Андерсен пишет о растении первоцвете – подснежнике». Вместе с учащимися учитель формулирует цель занятия: Изучить особенности биологии, физиологии, экологии и значении в природе и жизни человека растений первоцветов. Слайд №2. |
Ребята! Мы видим карту страны Первоцветии. Нам предстоит прекрасное путешествие по удивительной стране. Путь будет трудный, но интересный и познавательный. Объяснение правил игры. СТАНЦИЯ «Знакомство» Давайте познакомимся с жителями – растениями первоцветами. Это травянистые растения. Просыпаются они раньше других, когда сходит снег и солнце прогревает почву своими лучами. Как правило, они имеют яркие крупные цветки или цветки мелкие, но они собранны в соцветия. У них есть нектарники. Растения быстро отцветают и некоторые впадают в спячку, например, в форме луковиц. У некоторых, листья остаются всё лето. Условно, к первоцветам можно отнести деревья и кустарники (ива, клен, ольха), но это другая история. Слайд№4.Перечисляются растения нашей местности в порядке пробуждения и цветения: Гусиный лук, тюльпан дубравный, фиалка, ирис низкий, рябчик русский, ландыш майский. Слайд №7. Станция «Сказочная». Ребята! А теперь мы заходим в лес, к новогоднему костру! Смотрите внимательно! Вспомните! Кто автор сказки и о чём она? Демонстрация фрагмента мультфильма по сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Фрагмент 20.00-25.00 минуты мультфильма. Станция «Садовая». Самыми распространенными садовыми первоцветами являются тюльпаны и нарциссы. Родиной культурных сортов тюльпанов считается Голландия. Слайд №8 Эти растения достаточно легко можно заставить цвести в любое время года. Этот процесс называется выгонкой. Для этого используют луковицы, которые прошли период охлаждения при температуре чуть выше нуля 6-10 недель. А затем луковицы можно высаживать в горшки с землёй. При температуре 10-15 градусов ещё месяц горшки с луковицами держать в полутени, а затем, когда появится бутон, выставить на солнце. Луковицы в почву заглубляются так, чтобы макушки на треть торчали на поверхности. Почва должна быть всегда влажной. Слайд №9 | В условиях малокомплектной школы создаётся одна команда, в которой создаются микрогруппы по 2 – 3 человека, для выполнения определённых заданий на этапах занятия. Заранее учащимся или микрогруппе учащихся дается задание – собрать интересные сведения о мать-и-мачихе, простреле луговом или раскрытом, ирисе низком. СТАНЦИЯ «Знакомство» Сообщения учащихся. Слайд № 5. «Мать-и-мачеха». Цветёт мать-и-мачеха в апреле – мае. По продолжительности цветения (38 дней) ей нет равных среди весенних первоцветов. Соцветия – одиночные ярко-желтые корзинки. В теплые погожие дни с утра, когда пригреет солнце, цветочные корзиночки вытягиваются на своих цветоножках, распрямляются, поворачиваясь к солнцу, и нежатся в его лучах до 17 часов. Умные цветки закрываются и поникают вместе со стебельками, они как бы засыпают. Так растение решает три задачи: оберегает себя от возможных ночных заморозков; сохраняет пыльцу от намокания; при раскрывании цветка пыльца попадает на рыльце, происходит перекрёстное опыление, так растение подстраховывается. В этот период в природе ещё мало насекомых, а остроумное приспособление гарантирует опыление, после которого соцветие засыпает навсегда и просыпается уже пушистым одуванчиком. Название «мать-и-мачеха» истинно русское. Оно дано в связи с тем, что нижняя поверхность листа опушена многочисленными тонкими волосками и при прикосновении вызывает ощущение тепла. Эта сторона греет, как добрая и ласковая мать, а сверху листья гладкие, зелёные и холодные, как мачеха. Камчужная трава(народное название мать-и-мачехи) – одно из древнейших и важных лечебных средств, которые были известны еще в Древней Греции и Древнем Риме. Народная медицина многих стран использует листья и цветки камчужной травы для лечения различных болезней. Например, растение успокаивает кашель, боли в желудке и кишечнике. Отвар листьев применяют при болезнях сердца. Слайд №6. «Прострел луговой. Прострел раскрытый». В нашей местности встречается два вида прострела. На переднем плане фотографии прострел луговой – это растение с крупными (до 3-х сантиметров) лилово-сиреневыми цветками. Листья появляются после цветения. Высота около 20-ти сантиметров. Растение охраняется законом, занесено в Красную книгу Самарской области и РФ. На заднем плане фотографии Прострел раскрытый. Он отличается более крупными раскрытыми синими цветками. Высота растения около 30-ти сантиметров. Растение занесено в Красную книгу Самарской области. Прострел лекарственное растение, но использовать его самостоятельно нельзя, оно сильно ядовито. Народных названий у прострела много, одно из них сон-трава. Вот одно из толкований названия - прострел. В далекие времена спряталась нечистая сила за прекрасное опушенное растение. Архангел бросил громовую стрелу, которая прострелила растение от цветка до корня. С того времени нечисть не приближается к Прострелу, который стал своеобразным оберегом. Латинское название «Pulsatilla» обозначает «толкать» и связано с тем, что от малейшего ветра растение начинает качать головками, словно его кто-то толкает. Станция «Сказочная». Прогнозируемые ответы: 1.Сказка С.Маршака «Двенадцать месяцев». 2.У костра собрались двенадцать месяцев. 3.У каждого месяца свои особенности. 4.В природе каждому месяцу отведена своя очередь. Только в сказке в январе наступает апрель. 5. В апреле расцветают подснежники. Станция «Садовая». Учащиеся (микрогруппы) закладывают опыт по выгонке тюльпанов. Необходимы небольшие горшки с увлажнённой почвой, луковицы тюльпанов прошедшие период охлаждения и луковицы не прошедшие период охлаждения. Опыты закладываются по инструкции учителя. Опыт №1. Закладывается с охлаждёнными луковицами. Опыт №2. Закладывается с луковицами не прошедшими период охлаждения. Прогнозируемый результат: опыт №2 тюльпаны зацветут, опыт №1 тюльпаны дадут только листья. |
Станция «Загадочная». Учитель заранее готовит «загадочное дерево». Это может быть крупное комнатное растение, на котором развесить бумажные листочки с загадками в виде плодов, листьев, цветков. 1.Он – цветочный принц-поэт, В шляпу желтую одет. Про весну сонет на бис Прочитает нам (нарцисс) 2.Их в Голландии найдете, Там везде они в почете. Словно яркие стаканы, В скверах там цветут (тюльпаны) Станция «Музыкальная – рисовальная». Звучит фрагмент музыкального произведения П.И. Чайковского «Вальс цветов» | Станция «Загадочная». Учащиеся работают в микрогруппах. По очереди срывают «плоды» с волшебного дерева, вслух читают загадки и дают ответ. 3.Первый вылез из землицы На проталинке Он мороза не боится, Хоть и маленький. (подснежник) 4.На зеленом шнурочке Белые звоночки. (ландыш) 5.Цветок, который всегда спешит.(прострел) 6.Одна сторона листа- Мягкая, тёплая. Другая- гладкая, холодная. (мать-и-мачеха) Учащиеся берут цветные карандаши и бумагу и рисуют под музыку первоцветы, принимаются любые фантазии. Возможно, таких растений в природе и не существует! |