Сценарий физического КВН.
Цель: Научить ребят находить явления физики в природе, технике, быту.
Развивать умения объяснять эти явления с точки зрения физики и логическое мышление.
Воспитывать трудолюбие, чувство команды, ответственность за порученное дело.
Предварительная подготовка.
Каждой команде придумать себе название, девиз, приветствие, эмблему.
Приготовить по 2 домашних опыта и по одному вопросу.
Нарисовать в шутливой форме картинку по любому закону физики.
Шестиклассники готовят по 2 вопроса командам.
Подобрать костюм «Водяному» и ученика на его роль.
Подобрать 2 ведущих.
Проведение КВН.
Подготовка кабинета.
На доске плакаты символизирующие турнир между 10 и 11 классами. Плакаты с пожеланиями командам и изречениями о физике, науке. На тележке приборы и тела необходимые для проведения конкурсов и опытов (заряженный электрометр, стакан с открыткой и монетой, портреты ученых физиков, электрофорная машина модель броуновского движения, электрическая схема на доске к конкурсу «Включи Свет», портреты ученых- физиков, Оборудование для опытов из домашней работы, два стакана с водой, свеча, спички,
(Слайд 1) В.1 И так, что такое КВН?
В.2 КВН – среда, под воздействием которой вся людская масса диссоциирует на болельщиков и игроков. Игроки выигравшей команды заряжены положительно, проигравшей отрицательно.
(Слайд 2) В1. Жюри электронейтрально.
Сегодняшний КВН оценивает жюри в составе: Шкодиной Е.В.- заместителя директора школы, Ходосова Е.А. – учителя физической культуры сегодня, а в прошлом, это один из лучших учеников понимавший и умевший решать задачи по физике и ученицы 7 класса Цыгановой Валентины представившей на заседании научного общества нашей школы свою исследовательскую работу по физике «Выращивание кристаллов соли». Уважаемые члены жюри, каждый конкурс оценивается максимально в 3 балла.
(Слайд 3) В2. Наш главный закон – закон сохранения успеха! Полный запас успеха обеих команд постоянен. Он только может переходить от одной команды к другой и наоборот.
В1. Сегодня встречаются 2 команды «Звук» и «Свет». Хочется сказать вам такое пожелание: «Пусть кипит работа, Сильней соревнование, Успех решает не судьба, а ваши знания!».
Приглашаем команды. (Звучит музыка на мотив песни «Мы начинаем КВН.»)
(Слайд 4) Песня в исполнении Цыгановой Н. и Цыгановой К. «Круто ты попал»
(Слайд 5) В2. Первое задание – представить команды, т.е. название, девиз, приветствие, эмблему.
«Свет» «Ученье свет. А не ученье тьма».
«Звук» «Слово не воробей, вылетит, не поймаешь».
В1. Ваши приветствия!
«Звук»
И волны звука шлем мы вам.
Стряхните страхи, в бой пора. КВН на знаменах! Ура! Ура!
Приветствуем противника!
Жюри привет!
Не стоит и полтинника
Сто прошлых побед.
Болельщики в агонии:
Глаза –квадрат,
Уши- треугольники,
Глотки – дубликат!
«Свет»
Команда «Свет» вам шлет привет!
Вопрос мы вам, вы нам ответ.
Вы нам вопрос - мы вам ответ.
Сомнений быть не может. Скажите «да», забудьте «нет»
Так кто же, кто же, кто же?
Пусть встретимся еще не раз.
На поле «боя» с вами.
А победит хоть кто из нас-
Останемся друзьями!
(Слайд 6) В.1 Конкурс «разминка»
Перейдем к разминке. Вы должны дать ответ на предложенные вам вопросы.
(Ведущий поочередно предлагает командам вопросы)
«Звук»
Какой лед более скользкий: гладкий или шероховатый?
«Свет»
Что тяжелее пуд железа или пуд пуха?
«Звук»
Фраза, из какого литературного произведения представлена на чертеже? Рис на доске. Кто автор этого произведения? (Басня «Лебедь, рак и щука» Крылова).
«Свет»
Есть ли здесь ошибка? Поэт писал о капле «Она жила и по стеклу текла, но вдруг ее морозом оковало, а в мире поубавилось тепла». (Капля при отвердевании отдает тепло, т.е. тепла прибавилось в мире).
Звук
Разрядите стоящий электрометр (заряжен корпус, а не стержень)
Звук
Загони монету в стакан (по инерции покоя) Слово жюри за 2 конкурса.
(Слайд 7) В2. Второй конкурс – домашнее задание по 1 опыту и физический фокус
Звук Опыт 1 «Скользящий стакан»
Цель: Заставить стакан двигаться по гладкой доске не касаясь его руками.
Поставим стакан с мокрыми краями на гладкую покатую поверхность. Он останется неподвижным, т.к. уклон очень мал. Приблизим к стакану горящую свечу. Стакан начинает скользить, почему?
(Воздух, находящийся в стакане от теплоты свечи расширяется и немного приподнимает стакан. Вода, смачивающая края стакана не дает выйти воздуху наружу. Между краями стакана и доской, образуется тонкий слой воды, трение между стаканом и доской будет незначительно, и стакан скользит теперь не по доске, а по воде).
«Свет»
Опыт 1 «Шар на спице»
Как надеть шар на спицу, чтобы он не лопнул. (На надутый шарик, наклеить кусочек изоленты или скотча и проколоть, в этом случае он сдуется, но не лопнет т. к. скотч не позволяет резине сжаться) (изолента, спица, шар).
«Звук»
Фокус «Щепотка соли» ("Наживка" для льда )
Для проведения опыта вам понадобятся:
нитка, кубик льда, стакан воды, щепотка соли.
Поспорь с приятелем, что с помощью нитки ты вытащишь кубик льда из стакана с водой, не замочив рук.
1. Опустим лёд в воду.
2. Нитку положим на край стакана так, чтобы она одним концом лежала на кубике льда, плавающем на поверхности воды.
3. Насыпаем немного соли на лёд и подождём 5-10 минут.
4. Возьмём за свободный конец нитки и вытащим кубик льда из стакана.
Соль, попав на лёд, слегка подтапливает небольшой его участок. В течение 5-10 минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда примораживается вместе с нитью).
Свет фокус
Шарик в струе
• Надуваем шарик, включаем фен, подводим под шарик струю воздуха и отпускаем шарик.
Наблюдение. Струя воздуха поднимет шарик вверх, но он не улетает, а зависает на некоторой высоте.
Объяснение. Шарик устойчиво держится в воздушной струе, т.к. давление воздуха в струе ниже атмосферного. При любом отклонении шарика в сторону атмосферное давление возвращает шарик в центр струи, где давление меньше.
(Слайд 8) В1. Третий конкурс, «Конкурс портретов»
Назвать ученого по портрету и что он сделал в физике
И. Ньютон – сформулировал 3 закона механики
С. Королев – создал первый ИСЗ и руководил полетом
Ю. Гагарина
Архимед - сформулировал закон для выталкивающей силы
И. Курчатов – создал ядерную бомбу
Э. Резерфорд - открыл строение атома
К. Циолковский- создатель теории ракетостроения Слово жюри.
(Слайд 9) В2. Четвертый конкурс, «Пантомима»
Изобразить работу прибора, а болельщики должны угадать, что это за прибор (электрофорная машина, модель броуновского движения) и продемонстрировать работу этих приборов.
(Слайд 10) В1. Пятый конкурс «Включите свет»
«Включите свет! Включите свет?
А в том, учтите, весь секрет,
Что лишь один рубильник надо
Для этой цели повернуть!
Задача для ума и взгляда.
Каждой команде дается схема на листе и 5 мин на раздумье.
В2 Конкурс для болельщиков
Ответьте на вопрос, за каждый правильный ответ 1 балл для команд участниц.
1.Чего в сундук не спрячешь? Ответ: луч света
Вопрос. Какого цвета белый свет? Ответ: белый свет состоит из разноцветных лучей: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового.
2. Ревнуя вол на сто сёл, за сто речек. Что это такое? Ответ: гром.
Вопрос. Вдалеке бушует гроза. Какое явление мы зафиксируем раньше: услышим гром или увидим молнию? Ответ: раньше увидим молнию, т. к. скорость распространения света 300000 км/с. Позднее услышим раскаты грома, т. к. скорость звука в воздухе 340 м/с.
3. В воде не тонет и в огне не горит. Что это такое? Ответ: лёд.
Вопрос. Когда чайник с кипятком остынет скорее: если поставить на лёд или если лёд положить на крышку? Ответ: тогда, когда лёд положен на крышку чайника, т. к. вокруг льда образуется холодный слой воды, который тяжелее остальной, он и будет опускаться вниз, тёплый слой поднимется вверх.
4. Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой. Что это такое? Ответ: тень.
Вопрос. Как получить от одной палки тень разной длины? Ответ: нужно наклонять палку под разными углами по направлению к солнцу.
5.На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка,
Эта стрелка наперёд
Нам погоду узнаёт.
Ответ: барометр
Вопрос. Как по этому прибору можно судить о погоде?
Ответ: если атмосферное давление повышается - это означает, что погода будет хорошей: холодной – зимой и жаркой – летом. Если давление резко падает, то можно ожидать появления облачности; понижения давления летом предвещает похолодание, зимой потепление, низкое давление – возможен дождь.
6. Его никто не встречал ни разу, но что ни скажешь, повторяет сразу. Ответ: эхо.
Вопрос. Как возникает эхо? Ответ: звук от источника доходит до какого-то препятствия, отражается от него и возвращается к месту, где он возник.
В1. Слушаем ответы команд о номере ключа для включения света.
(Слайд 11) В1 Сегодня в нашем клубе веселых и находчивых в гостях шестиклассники с вопросами для команд.
Почему трещит горящее бревно?
При нагревании древесины влага, содержащаяся в ней нагревается и испаряется, а водяной пар, увеличивает давление, разрывает волокна древесины, и слышен треск).
Как золотая птичка, одну минуту спичка.
Почему в моих руках живет
А кожу мне не жжет?
(Дерево обладает малой теплопроводностью, поэтому тепло по древесине идет, и мы не обожжемся до тех пор, пока пламя не коснется пальцев)
(Слайд 12) Во дворе мороз стоит,
Под ногами снег скрипит
Ты подумай, расскажи,
Почему скрипит, скажи?
(Снежинки имеют кристаллическую структуру, и поэтому под ногами снег скрипит, т.к. ломаются сотни, тысяч снежинок-кристалликов).
Смотри, закат в горах – как рана.
Почиет в мирной тишине
Лес горный в легкой кисее тумана
С чего туман? ответь ты мне
(После захода Солнца нагретая за день земля остывает быстрее, чем воздух. Слои воздуха, соприкасающиеся с землей, охлаждаются и пары, содержащиеся в нем конденсируются, образуется туман).
(Слайд 13) В2. Конкурс капитанов. (Стук в дверь, заходит Водяной и проводит конкурс)
– За 4-5 секунд вокруг света,
Прямым сообщением без билета, Всем доступно, всем бесплатно
Весёлое путешествие туда и обратно,
Любители сверхбыстрого движения,
Скорей сюда, без промедления! (Слайд 14)
Выходит два капитана. К ним подходит “Водяной” и спрашивает согласие на путешествие. После их согласия, в зале гасят свет и на столе зажигают свечу. Капитанам “Водяной” даёт стаканы с водой и просит поднять их над головой.
Водяной:
- Счастливого пути! (Говоря это, Водяной обводит учеников вокруг стола, на котором горит свеча. Когда “путешествие” заканчивается, т. е. стол обойдён, Водяной произносит, глядя в зал, следующее).
- Надеюсь, вы не будете отрицать, что совершили путешествие вокруг света (показывает на свечу) под водой (указывает на поднятый над головой стакан с водой). У нас без обмана! Как в рекламе! Всего доброго, отважные путешественники! Прежде чем я отпущу вас, кто первый ответит: действовала на вас во время путешествия выталкивающая сила (и чему она была равна). (Выслушивает ответ)
Ответ: действовала, была равна весу воздуха, вытесненного телом путешественника и стакана. Слово жюри
В1. Вот и пришла к завершению наша игра в клубе Веселых и находчивых. Через несколько минут жюри объявит, какая команда «Звук» или «Свет» оказалась победителем.
Друзья, мы сегодня приоткрыли лишь некоторые страницы физики - удивительной науки о природе. А сколько интересного, вы можете узнать из других ее страниц! Счастливого вам пути в этой науке! Успехов вам в изучении физики.
Слово жюри. Вручение медалей. (Слайд 15,16)
8