Сценарий литературной композиции
«Александр Блок и Андрей Белый. Скрещенье судеб».
Форма проведения: литературный салон.
На фоне фотографий с изображениями зданий, где собиралась публика литературных салонов, звучат слова (автор Заздравина Е.Г.):
Серебряный век открывает сезон
И всех приглашает в богемный салон.
Где свечи мерцают, загадку храня,
Где словом блистают в мерцанье огня.
Причудливость комнат: сарай ли, музей?
И в прелести томной – жираф, колизей?
Хозяйки салонов: и «женщина в красном»,
И Гиппиусв белых одеждах прекрасных,
Зиновьева Лидия – в страсти античной,
Паллада Олимпьевна Бельская – лично,
Легенда салонов княжна Саломея –
Их прелестью женской тот век был овеян.
Какие кружились вкруг них имена…
Какая эпоха, какая страна…
Крупным планом показывается заголовок: «Литературная композиция в рамках литературного салона Серебряного века. Александр Блок и Андрей Белый. Скрещенье судеб».
В помещении, стилизованном под литературный салон, звучит музыка…..? Дама, одна из «декадентских мадонн» 21 века, начинает беседу:
- Господа, хочу вас спросить, ну что декадентского вы сегодня сделали?... Господи, на дворе 21 век! И как хочется новизны, яркости, необычности, свежести мысли, детской наивности, дерзкости, вызова, если хотите. Ах, боже мой! А ведь когда-то всем этим блистал «серебряный век». Какие были салоны, какие имена эпатировали публику, какие страсти будоражили поэтический мир… (Обращаясь к одному из собеседников) Мой друг, вы согласны со мной?
- Безоговорочно, сударыня! Чудное было время: вечер на «башне» у Иванова или чудеса эпатажа в «Бродячей собаке» или: « А не отправиться ли нам в гости к Гиппиус и Мережковскому в дом Мурузи?» А сколько музыкантов, поэтов приютил Блок Александр Александрович в своей квартире, в том самом доме, где с1912 года он жил до самой смерти…
- Один из гостей читает стихотворение А. Блока, одновременно на экране появляется фотография поэта:
За городом в полях весною воздух дышит.
Иду и трепещу в предвестии огня.
Там, знаю, впереди - морскую зыбь колышет
Дыханье сумрака - и мучает меня.
Я помню: далеко шумит, шумит столица.
Там, в сумерках весны, неугомонный зной.
О, скудные сердца! Как безнадежны лица!
Не знавшие весны тоскуют над собой.
А здесь, как память лет невинных и великих,
Из сумрака зари - неведомые лики
Вещают жизни строй и вечности огни...
Забудем дольний шум. Явись ко мне без гнева,
Закатная, Таинственная Дева,
И завтра и вчера огнем соедини.
- (Одна из посетительниц салона) О, да. Эта таинственная Дева, Прекрасная Дама, Вечная Женственность..
- (Один из гостей) Душа моя, не слишком ли это было пропитано мистикой? Этот блоковский символизм так далёк от реальности, так пессимистичен (читает Блока):
Внемля зову жизни смутной,
Тайно плещущей во мне,
Мысли ложной и минутной
Не отдамся и во сне.
Жду волны - волны попутной
К лучезарной глубине.
Чуть слежу, склонив колени,
Взором кроток, сердцем тих,
Уплывающие тени
Суетливых дел мирских
Средь видений, сновидений,
Голосов миров иных.
- (Один из гостей) Да, Александр Александрович поздно познакомился с миром реальности. Но какое страстное желание познать даже не мир, а миры.
- (Один из гостей) Я слышал юный Блок боялся людей.
- ( Дама) Что вы говорите??!!!
- (Тот же гость) Когда его спрашивали близкие: «Что же было в гимназии, Саша?» Он подавленно отвечал: «Люди». Да вы послушайте только:
Боже, как жизнь молодая ужасна,
Как упоительно дышит она,
Сколько в ней счастья и горя напрасно
Борются в страшных конвульсиях сна.
- (Один из гостей) Батюшка, да вы видите только то, что хотите. Неужели вы не понимаете, какая здесь жажда жизни в борьбе противоречий?! Да вот, послушайте хотя бы:
Пусть светит месяц - ночь темна.
Пусть жизнь приносит людям счастье, -
В моей душе любви весна
Не сменит бурного ненастья.
Ночь распростерлась надо мной
И отвечает мертвым взглядом
На тусклый взор души больной,
Облитой острым, сладким ядом.
И тщетно, страсти затая,
В холодной мгле передрассветной
Среди толпы блуждаю я
С одной лишь думою заветной:
Пусть светит месяц - ночь темна.
Пусть жизнь приносит людям счастье, -
В моей душе любви весна
Не сменит бурного ненастья.
- ( Дама) Да, возможно, его ранние стихи наполнены тревогой, тоской, ожиданием, недосказанностью, но зато какая женщина не мечтала бы стать Прекрасной Дамой, олицетворением Вечной Женственности, Мировой Души… Вы знаете, что сборник его «Стихов о Прекрасной даме» называли «громадным молитвенником», обращённым к той, кого поэт сделал своим божеством?
- (Один из гостей)
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая - Ты.
- (Один из гостей) А вы знаете, как его коллега по «цеху» Андрей Белый говорил об этой паре: Блок – Менделеева? «Царевич с Царевной - вот что срывалось невольно в душе. Эта солнечная пара среди цветов полевых так запомнилась мне ( на экране - фотография Блока Менделеевой, например, в роли Гамлета и Офелии из домашнего спектакля).
- (Один из гостей) А ведь эта любовь выросла из театрального спектакля. В1897 году Блоку 17-ть, он играет Гамлета, а Любовь Дмитриевна Офелию. Любовь длиною в четверть века… Да, сложная, горькая, трагическая. Но – ЛЮБОВЬ. Как это он писал: «Помните Вы-то эти сумерки? Я ждал Вас час, два, три… показалась Ваша фигура – Ваши линии, так давно знакомые, во всех мелочах изученные, с любовью наблюдённые…» М-да – любовь…
- (Один из гостей) Кстати, о Белом. Удивительное скрещенье судеб. Они родились в один год. Он один из первых, кто высоко оценил талант Блока : «Скажу прямо – Ваша поэзия заслоняет от меня почти всю современно-русскую поэзию».
- ( Дама) А знаете ли вы, что Андрей Белый был безнадёжно влюблён в Любовь Дмитриевну?
- (Один из гостей) Вы говорите О Борисе Николаевиче Бугаеве? Талантливейший был молодой человек. Сын профессора, известного математика. В доме с детства – научные деятели, люди богемы, композиторы, поэты, писатели. С детства - в атмосфере гармонии науки и искусства.
- (Один из гостей) Был удивлён, узнав, что свой первый сборник «Северная симфония» он опубликовал будучи студентом физико-математического факультета Московского университета. О талантливом молодом человеке так активно заговорили в литературных кругах, что он вскоре забыл о своей настоящей специальности.
- (Один из гостей) А какой псевдоним выбрал! Символ чистоты, духовности, успокоения.
- (Один из гостей) Да, это было время, когда Александр Блок был самым близким другом для него. Блок был известен, талантлив и… непонятен…
- ( Дама) Я знаю, что у Блока и Любовь Дмитриевны в этот период были сложные отношения.
- (Один из гостей) Да, это так. И Любовь Дмитриевна искала утешение в беседах с Андреем Белым, рассказывала о своих обидах, несбывшихся мечтах и… тонула в поразительных, редкого цвета глазах Белого (портрет Белого).
- (Один из гостей) А знаете, что Гиппиус писала о Белом? «Удивительное это было существо…Вечное играние мальчика, скошенные глаза, танцующая походка, бурный водопад слов…вечное враньё и постоянная измена»
- ( Дама) Но, согласитесь, в нём была какая-то странная притягательная сила.
- (Один из гостей) О, безусловно! Одно только « Солнце» чего стоит!
СОЛНЦЕ
Автору "Будем как Солнце"
Солнцем сердце зажжено.
Солнце - к вечному стремительность.
Солнце - вечное окно
в золотую ослепительность.
Роза в золоте кудрей.
Роза нежно колыхается.
В розах золото лучей
красным жаром разливается.
В сердце бедном много зла
сожжено и перемолото.
Наши души - зеркала,
отражающие золото.
1903, Серебряный Колодезь
- (Один из гостей) Да, не случайно Любовь Дмитриевна призналась ему в своей влюблённости. И он ответил взаимностью. И хотя признавался близким, что чувствует обречённость и безнадёжность этой любви, разорвать эти отношения никак не может . И между прочим, Белый даже вызывал Блока на дуэль, но поединок не состоялся.
- ( Дама) Но ведь они расстались через два года. Любовь Дмитриевна сообщила Белому, что остаётся с Блоком, а Белый, расставшись со своей мечтой, покинутый и подавленный, уехал за границу.
- (Один из гостей)
ЛЮБОВЬ
Был тихий час. У ног шумел прибой.
Ты улыбнулась, молвив на прощанье:
"Мы встретимся... До нового свиданья..."
То был обман. И знали мы с тобой,
что навсегда в тот вечер мы прощались.
Пунцовым пламенем зарделись небеса.
На корабле надулись паруса.
Над морем крики чаек раздавались.
Я вдаль смотрел, щемящей грусти полн.
Мелькал корабль, с зарею уплывавший
средь нежных, изумрудно-пенных волн,
как лебедь белый, крылья распластавший.
И вот его в безбрежность унесло.
На фоне неба бледно-золотистом
вдруг облако туманное взошло
и запылало ярким аметистом.
- (Один из гостей) Но вот что удивительно. За границей он издал два сборника стихотворений, которые были посвящены Блоку и Менделеевой. Личные обиды не помешали ему даже написать статью «Поэзия Блока». Может, искусство сильнее любви???
- (Один из гостей) Возможно, ведь и о восторженно принятой революции Белый, как и Блок, написал поэму « Христос воскрес», созвучную блоковским «Двенадцати».
- (Один из гостей) А ведь о Белом говорили самые удивительные вещи: его считали пророком, прорицателем, предсказателем. Считается, что он предсказал Первую Мировую, революции 1905-го и1917-го годов и даже Вторую Мировую войну.
- (Один из гостей) Да уж, ка тут не вспомнить стихотворение Белого «В.Я.Брюсову»? Посвящение Валерию Яковлевичу, а писал как будто о себе.
В.Я.Брюсову
Я в свисте временных потоков,
мой черный плащ мятежно рвущих.
Зову людей, ищу пророков,
о тайне неба вопиющих.
Иду вперед я быстрым шагом.
И вот - утес, и вы стоите
в венце из звезд упорным магом,
с улыбкой вещею глядите.
У ног веков нестройный рокот,
катясь, бунтует в вечном сне.
И голос ваш - орлиный клекот -
растет в холодной вышине.
В венце огня над царством скуки,
над временем вознесены -
застывший маг, сложивший руки,
пророк безвременной весны.
- (Один из гостей) Ну, участь пророков в России всегда была незавидной. Точнее, чем у Лермонтова не скажешь: «В меня все ближние мои бросали бешено каменья».
- (Один из гостей) Да, дар пророчества слишком дорого обходится его обладателям. Андрей Белый сполна это понимал.
ПОЛЕВОЙ ПРОРОК
Средь каменьев меня затерзали:
Затерзали пророка полей.
Я на кость — полевые скрижали —
Проливаю цветочный елей.
Облечен в лошадиную кожу,
Песью челюсть воздев на чело,
Ликованьем окрестность встревожу,—
Как прошло: всё прошло — отошло.
Разразитесь, призывные трубы,
Над раздольем осенних полей!
В хмурый сумрак оскалены зубы
Величавой короны моей.
Поле — дом мой. Песок — мое ложе.
Полог — дым росянистых полян.
Загорбатится с палкой прохожий —
Приседаю покорно в бурьян.
Ныне, странники, с вами я: скоро ж
Дымным дымом от вас пронесусь —
Я — просторов рыдающих сторож,
Исходивший великую Русь.
- (Один из гостей) Если уж быть объективным, то все настоящие поэты – пророки. Дар предчувствия достаётся им вместе с даром творчества. Вспомните у Блока:
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.
О, как паду - и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!
Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
- ( Дама) Удивительное было время, голоса «серебряного века». Так прекрасно и так подчас трагически переплетались судьбы поэтов. Но была у них общая отрада и общая боль – Россия.
- (Один из гостей) «Безумствуй, сжигая меня» восклицал Белый:
Рыдай, буревая стихия,
В столбах громового огня!
Россия, Россия, Россия,-
Безумствуй, сжигая меня!
В твои роковые разрухи,
В глухие твои глубины,-
Струят крылорукие духи
Свои светозарные сны.
Не плачьте: склоните колени
Туда - в ураганы огней,
В грома серафических пений,
В потоки космических дней!
Сухие пустыни позора,
Моря неизливные слез -
Лучом безглагольного взора
Согреет сошедший Христос.
Пусть в небе - и кольца Сатурна,
И млечных путей серебро,-
Кипи фосфорически бурно,
Земли огневое ядро!
И ты, огневая стихия,
Безумствуй, сжигая меня,
Россия, Россия, Россия,-
Мессия грядущего дня!
- (Один из гостей) Со слезами первой любви ассоциировал Блок её «ветровые песни»:
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи...
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые -
Как слезы первые любви!
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет, -
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...
Ну что ж? Одной заботой боле -
Одной слезой река шумней,
А ты всё та же - лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
- ( Дама) Может быть, эта огневая стихия того времени и делала их такими далёкими и такими близкими. Александр Блок и Андрей Белый. Родились в 1880 году. Выросли в атмосфере гармонии науки и искусства. Были влюблены в одну женщину, Любовь Менделееву. Были друзьями, но почти сошлись в дуэльном поединке. И, несмотря ни на что, верили в торжество добра, света, жизни, в том числе и в своей стране, в России.
(На фоне слайдов с пейзажами России)
О, я хочу безумно жить:
Всё сущее - увековечить,
Безличное - вочеловечить,
Несбывшееся - воплотить!
Пусть душит жизни сон тяжелый,
Пусть задыхаюсь в этом сне, -
Быть может, юноша веселый
В грядущем скажет обо мне:
Простим угрюмство - разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь - дитя добра и света,
Он весь - свободы торжество!
- ( Дама) Да, господа, вновь вопрошаю: «Что декадентского вы сделали сегодня?» И понимаю, что в памяти остаются не эпатажные фигляры, а поэты, которых питала любовь: любовь к искусству, любовь к России. Интересно, а поэтический мир 21 века как будут называть потомки: «великолепный», «упаднический», «хрустальный», «ренессансный»? Жду вас, господа, на следующую беседу с нетерпением.
(Гости расходятся, прощаясь с хозяйкой):
- Разрешите откланяться.
- Спасибо за увлекательную беседу.
- Весьма признателен за приглашение.
- Сударыня, непременно буду на следующей встрече.
- Рад, очень рад знакомству.
- До встречи, голубушка, в столь же приятной компании.