СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Суффикс-значимая часть слова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Суффикс-значимая часть слова»

5


Дата: 13.10.2014


Класс: 5-Б


Тема: Суффикс – значимая часть слова.


Форма урока: комбинированный урок


Цели урока:

Предметные

Владеть алгоритмом определения суффикса в слове, осознать роль суффиксов в словообразовании, образовывать производные слова от исходных при помощи приставок и суффиксов, разграничивать суффиксы словообразовательные и формообразующие

Личностные

Мотивация достижения и готовности к преодолению трудностей на основе умения мобилизовать свои личностные ресурсы

Метапредметные

Регулятивные:осмысление способа образования новых слов с помощью суффиксов

Познавательные:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

Коммуникативные: построение фраз с использованием терминов


Методы формирования понятий и контроля знаний:


  • Постановка учащимися учебных задач.

  • Решение учащимися учебных задач.

  • Выполнение заданий по тексту, заполнение таблицы.


Средства обучения:


  • презентация к уроку (приложение 1),

  • карточки с дифференцированными заданиями,

  • таблица “Суффиксы и их значения” (приложение 3).



Ход урока



1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

- Какой раздел русского языка изучаем?

- Какие морфемы знаете?

3. Постановка учебной проблемы. (Слайд 1 )

- Что это за слова на доске? (Побуждающий диалог).

После предположений, учащиеся приходят к выводу, что это суффиксы.

4. Формулирование темы и целеполагание. (Слайды 2, 3)

Учащиеся формулируют тему урока, записывают ее в тетради.

(Слайд 4)

- Посмотрите на схему, определите уровень своих знаний, пользуясь обозначениями). (Учащиеся ставят значки у каждого пункта).

- Сформулируйте цели урока: что должны узнать, чему научиться?

(- Какие суффиксы называются суффиксами оценки?

- На какие группы по значению делятся суффиксы?

- Что образуют суффиксы?)

5. Усвоение нового материала. (Слайд 5)

- Что изображено на рисунке? Запишите слова-подписи к рисункам в тетрадь. Что общего в составе этих слов? Выделите корень в записанных словах. О чём нам говорит корень? Это одно слово или разные? Меняется ли значение слова с добавлением суффикса? Как? Так какую роль выполняет суффикс? Для чего он служит?

(Слайд 6)

Вывод: Суффикс (от лат. «прикрепленный») – это морфема (значимая часть слова), которая располагается после корня перед окончанием и служит для образования новых слов или форм слов. Как правило, суффикс стоит после корня (столяр), но может стоять и после другого суффикса (стол-яр-нич-а-ть).

(Вернёмся к записям в тетради и предыдущему слайду).

- Что такое дом? (Перечисление значений)

- А что такое домик? А домище и домина?

- Вспомните, как можно назвать суффикс –ик-? Какие еще уменьшительно-ласкательные суффиксы вам известны?

- Какое значение придает слову суффикс –ищ-?


(В ходе урока составляется таблица “Суффиксы и их значения”. На данном этапе заполняется её первый пункт.)

(Слайд 7,8)

6. Работа в разноуровневых группах.

6.1. Организация работы в группах.

ТРЕВОЖНЫЕ СОБЫТИЯ

На город напали полчища из царства Неграмотности. Лётчики сбрасывали на городок орфографические ошибки, артиллеристы обстреливали глупостью, парашютисты – десантники меж синеватых облаков стали спускаться на речевых ошибках и сеять в Слованске бессмыслицу. Почернели улочки города. Но каждый слованец поднялся на защиту Родины. Самое драгоценное, речь и мысль, жители спрятали в глубокие каменные убежища. И перешли в наступление! Вражеский ошибконосец взорвался на мине прилежания, а сосредоточенность прогнала речевые ошибки.

Самостоятельная работа с текстом (результат – заполнение таблицы)

  • 1 группа (задания репродуктивного уровня):

— Выпишите слова с суффиксами -чик- ,-щик- ,-ист-, -тель-, -оват-, -еват-определите их значение.

  • 2 группа (задания конструктивного уровня):

— Выпишите слова с суффиксом –ец.

— Одинаковое ли значение вносит суффикс в эти слова?  (слованец, ошибконосец)

— Одинаковое ли значение вносит суффикс в эти слова? (Разные: название лица по месту жительства и принадлежность действия лицу). Кузнец, мудрец.

  • 3 группа (задания творческого уровня):

— Выпишите слова с суффиксом –ищ-, определите значение (полчища, убежище )

— Одинаково ли значение этих слов? (Разное: увеличительное значение и место).

— Какой можно сделать вывод, анализируя слова с суффиксами –ец-,-ищ-? (Слова одной и той же части речи с одинаковыми суффиксами могут иметь разное значение).

6.2. Отчёты групп (воспроизведение знаний).

  Учащиеся группы №1 выписывают на доску встретившиеся в тексте упражнения слова с указанными суффиксами, говорят, что они обозначают лиц по профессии и оттенок цвета.

(Слайд 9) Задание классу.

- Загадка. Какой суффикс еще обозначает лицо по профессии?.

(Слайд 9) Суффиксы, обозначающие лица по профессии. Дополните таблицу.


Учащиеся группы №2 рассказывают о своем задании, приводят примеры. Заполняют соответствующую строку таблицы. (слованец, ошибконосец)

(Слайд 10) Задание классу.

Как назовем жителей мужского пола перечисленных городов? Как назовем жительниц? А как - всех жителей (и мужчин, и женщин, и детей)?

Заполняют таблицу.


Учащиеся группы №3 рассказывают о своем задании, приводят примеры. Заполняют соответствующую строку таблицы.

- Во всех словах убежище и полчища, ошибконосец и слованец одинаковый суффикс, но значение его различно. Как можно назвать такой суффикс? (Омонимичный, слайд 11).


Физкультминутка (слайд12)


(Слайд 13) Таблица «Значение суффиксов».

Вывод: - Для чего служат суффиксы? (Для образования новых слов).

Появляется запись – Словообразовательные суффиксы.

- Как вы думаете, только ли новые слова образуют суффиксы?


(Слайд 14)

- Посмотрите, какую форму глагола образовали от инфинитива? Какой суффикс помог в этом? Давайте подумаем, как мы можем назвать этот суффикс?

Появляется запись – Формообразовательные суффиксы.


Дополнительно (по времени) упр. 114, стр. 52, учебник.


7. Подведение итогов. (Слайд 15)

Итак, сегодня мы говорили о суффиксах, наиболее часто встречающихся в нашей речи. А вообще, в русском языке 4,5 тысячи корней, чуть меньше приставок, около 100 окончаний, около 500 суффиксов.

- Посмотрите на уже знакомую схему. Определите уровень своих знаний, пользуясь обозначениями. (Учащиеся ставят значки у каждого пункта).

– Что узнали? Что еще предстоит повторить?


(Слайд 16) Домашнее задание.