СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сурдопедагогическое обследование дошкольника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примерное обследование с практики. Имя ребенка изменено

Просмотр содержимого документа
«Сурдопедагогическое обследование дошкольника»

Сурдопедагогическое обследование дошкольника

Анжела В., 2 года 11 месяцев, 1 год обучения, семья не полная, слабослышащая девочка.

Параметры исследования

Способы проверки

Описание

Ознакомление с документацией (история развития ребенка; аудиограмма, если снижение слуха уже установлено; педагогическая характеристика сурдопедагога дошкольного учебного заведения).


Со слов дефектолога.

История ребенка, аудиограмма не доступна для пользования студентам.

Интеллект у ребенка сохранен, проявляет упрямство, периодически проявляет агрессию по отношению к сверстникам, внимание не устойчивое. Занимается только, если есть желание или настроение хорошее. Может применять физическую силу к другим детям ( толкнуть, ударить, щипнуть и т. д.).

Изучение акушерского анамнеза и анамнеза развития ребенка (моторного, речевого, психического):

    • состав семьи

б) наличие или отсутствие в семье родственников со снижением слуха

в) предполагаемые причины снижения слуха у ребенка (неблагоприятные факторы в дородовом развитии ребенка, в течение родов, перенесенные заболевания):


Со слов дефектолога

Документов о раннем развитии рассмотреть не удалось.

Семья у девочки не полная, воспитывается матерью.

Мать у девочки слабослышащая.

Предполагаемая причина снижения слуха – наследственная.

Обследование ребенка.

Установление эмоционального контакта с ребенком, создание правильного отношения к обследованию

Эмоциональность, игры, приветствие

Девочка хорошо идет на контакт с педагогами, часто улыбается в ответ на улыбку, при предложении позаниматься - откликнулась, во время обследования была внимательна.

Для привлечения внимания иногда использовались сюрпризные моменты, которые ребенок очень любит.

Наблюдение за поведением (общительный, замкнутый, стеснительный)

По наблюдению

Общительна с теми кого знает, упряма, агрессивна.

Оценка состояния двигательной сферы:

походка, осанка

б) общая моторика (координация движений, точность основных движений)

в) мелкая моторика


По наблюдению

Девочка активна, подвижна



Координация движений сохранна, неулюжесть отсутствует,

Развитие мелкой моторики не соответствует возрастным нормам.

Обследование познавательной деятельности:

- цвет (соотнесение предметов по цвету, знание названий основ­ных цветов и оттенков).

- форма (соотнесение геометрических фигур разного цвета, на­звание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

- величина (выбор из группы однородных, предметов, отличающихся по какому-либо признаку (величина, высота, ширина, длина):


Наблюдение на занятиях,

Соотнесение цветов с ребенком,

Соотнесение форм с ребенком, занятие по ФЭМП

Соотносит цвет по образцу в независимости от формы.

Название цветов не знает, так как речь отсутствует.

Соотнесение геометрических фигур разного цвета. Соотнесение фигур плоских и объемных.

Название фигур не знает, так как речь отсутствует.

Величину предметов не различает.

Обследование основных психических процессов (внимание, память, мышление):

- подбор предметных картинок, соответствующих данным сюжетным, узнавание, называние, группировка, знание обещающих понятий (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, фрукты, домашние и дикие животные, птицы, насекомые, цветы, деревья, транспорт, умывальные принадлежности и т. д.)

- «Четвертый лишний" (по цвету, форме и т. д.)





- серия сюжетных картинок (количество и содержание в зависимости от возраста ребенка)

- разрезные картинки или составление картинки из кубиков (2 части и т.д.) в зависимости от возраста ребенка.

Память: зрительная, кратковременная

Игры с ребенком, индивидуальные занятия















Объемная игра « Собери клоуна»(из 3 частей).





Сюжетные картинки, соответствующие возрасту



Различные разрезные картинки овощей и фруктов.




Что пропало?

Обобщающие понятия не называет, так как речь отсутствует.

Предметные картинки по группам не соотносит.












Ребенку предлагалось собрать клоуна, заведомо деталей даю 4(одна лишняя). Ребенок собирает картинку, исключая лишнюю.


Сюжетную линию не выстраивает.


Анжела собирает картинки из 2 и 3 частей.





Не понимает занятие.

Временные представления:

- времена года (устно и на иллюстрированном материале);

- месяцы;

- дни недели;

- части суток.


Со слов дефектолога, наблюдения

Временные представления отсутствуют.

Пространственные представления: слева, справа, внизу, наверху, посередине.


Наблюдения, индивидуальные занятия.

Пространственные представления отсутствуют.

Исследование экспрессивной речи.

  • Форма общения ребенка с окружающими (устная, устно-дактильная, устно-дактильно-жестовая, жестовая). Пользуется:

  1. лепетной речью;

  2. звукопроизношением;

  3. отдельными словами;

  4. словосочетаниями;

  5. предложениями.


Наблюдения

Форма общения ребенка с окружающими: элементарные жесты( дай, заниматься, нельзя, пить, кушать) и звуки.

Пользуется звукопроизношением.

Внятность речи; понятная для окружающих, частично понятная, непонятная.


Наблюдения

Внятность речи отсутствует, у девочки есть только звуки: [а], [о], [у], [и], [э], [м].


Объем словаря, его соответствие возрастным и программным требованиям.

Исследование импрессивной речи: понимание вопросов: где? куда? откуда? почему? (причинно-следственные связи).

Состояние звукопроизношения: включает в себя следующие основные разделы:

Исследование непосредственного состояния звукопроизношения (какие именно звуки речи произносятся дефектно и каков характер их искажения);проверяется правильность произношения звука в связной речи;

Наличие моторных форм нарушений звукопроизношения, обусловленных отклонениями в строении или функционировании артикуляционных органов (дизартрии, дислалии).

Характерное произношение слов (призвуки).

Исследование чтения (побуквенное, послоговое, целыми словами; правильность). Понимание прочитанного, ответы на вопросы.

Исследование письма (письменные, печатные буквы). Присутствуют ли элементы "зеркального" письма. Умение придерживаться строчки.


Наблюдения

Данные параметры не измерить, так как речь у Анжелы пока не сформирована.




























Чтение и письмо не проверить, так как это еще ясельная группа.

Характеристики голоса (тихий, нормальный, громкий, гнусавый).


Наблюдения

Нормальный голос, если брать во внимание звукопроизношение.

Определение ведущей руки.


Наблюдение

Ведущая рука - правая

Слухопротезирован ли ребенок и пользуется ли слуховым аппаратом. Проблемы в использовании слухового аппарата

Наблюдение

Анжела слухопротезирована бинаурально.

Слуховыми аппаратами пользуется, часто хочет его снять. В аппарате плохие вкладыши, отсюда проблемы ношения.




Заключение:

У Анжелы сохранный интеллект. В виду нарушения слуха у нее не сформирована речь, что затрудняет работу на занятиях. В целом, Анжела любит заниматься, на занятиях усидчивая. Но работоспособность и желание заниматься зависит от желания и настроения. Со сверстниками Анжела взаимодействует, но предпочитает игру рядом. При недовольстве может проявить агрессию и силу.

Моторика у ребенка развита плохо, познавательная деятельность низкая. Может соотнести форму и цвет, но только по образцу. Собирает картинки и кубики по частям, может собрать башенку и убрать лишний предмет.

Имеется звукопроизношение, но только гласных и согласного [м]. Понимает обращенные к ней элементарные жесты (дай, кушать, играть). По табличкам (будем заниматься, круг, квадрат, желтый, Анжела и. д.) не ориентируется.

У Анжелы наследственные причины нарушения слуха: она слабослышащая. При работе дефектолога и воспитателя у девочки можно развить слух и речь.

Рекомендации:

  1. Снижение агрессивного поведения

  2. Развитие мелкой моторики, посредством пальчиковых игр.

  3. Развитие правильного звукопроизношения, посредством логоритмики

  4. Развитие речи

  5. Развитие слухового восприятия на индивидуальных и фронтальных занятиях

  6. Формирование знаний о величине предмета на занятиях по ФЭМП

  7. Формирование временных представлений на занятиях.

  8. Закрепление знаний о цвете и форме предметов

  9. Развитие познавательной деятельности, памяти.