СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сущность гражданского воспитания: российский подход

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В России содержание понятия «гражданин» менялось на протяжении длительного периода и в настоящее время в педагогической литературе не всегда можно найти его четкий смысл. Это можно объяснить тем, что гражданское общество в нашей стране находится в стадии становления и данное понятие интерпретировано в научной литературе только с одной стороны – юридической. Общий смысл которой сводится к тому, что «гражданином является человек, который не только знает свои права и обязанности, но и уважает права другого, видя в этом залог прогрессивного развития страны». 

Просмотр содержимого документа
«Сущность гражданского воспитания: российский подход»

Сущность гражданского воспитания: российский подход.

В России содержание понятия «гражданин» менялось на протяжении длительного периода и в настоящее время в педагогической литературе не всегда можно найти его четкий смысл. Это можно объяснить тем, что гражданское общество в нашей стране находится в стадии становления и данное понятие интерпретировано в научной литературе только с одной стороны – юридической. Общий смысл которой сводится к тому, что «гражданином является человек, который не только знает свои права и обязанности, но и уважает права другого, видя в этом залог прогрессивного развития страны».

На мой взгляд, истинный гражданин – это человек, обладающий показателями нравственности. А именно: милосердие, справедливость, ответственность, честность, трудолюбие, порядочность, а также необходимые для установления правильных отношений в школе и семье, обществе определенные нравственные правила: быть настоящим товарищем, трудиться на совесть, не брать чужого… Нравственные показатели являются составляющими понятий «гражданин», «гражданственность», «гражданское воспитание». Не буду раскрывать всех понятий, остановлюсь лишь на гражданственности.

Понятие «гражданственность» - многозначно. В литературе встречаются несколько определений.

Мне более близко, то, что дает философский словарь: «гражданственность - это нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств на его права и интересы»

Следовательно, гражданственность включает в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения:

- любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю;

- следование и умножение традиций своего народа;

- бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны;

- привязанность и любовь к родным местам;

- стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее;

- воинская храбрость, мужество и самоотверженность;

- нетерпимость к расовой и национальной неприязни;

- уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.

Таким образом, воспитание гражданственности – это целенаправленная и систематическая деятельность, прежде всего, школ по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Гражданское воспитание представляет собой систему общечеловеческого ценностного отношения к глобальным проблемам, социальным группам, отдельным личностям, их деятельности, к явлениям общественной жизни и сознания.

Система гражданского воспитания включает в себя: комплекс целей-функций, формируемых с учетом возрастных возможностей усвоения общегражданских и общечеловеческих политических идей детьми; содержание и формы гражданского воспитания в школе, внешкольных и общественных организациях, средств массовой информации, трудовых коллективов. Ей присущи противоречия и «механизмы» их разрешения, обеспечивающие также определенные критерии гражданской воспитанности.

Результатом гражданского воспитания станут такие проявления, как:

- уважение к закону при развитии инициативы, ответственности, умения пользоваться личными свободами;

- приверженность системе демократических и гражданских ценностей, основанная на разуме, чувствах и опыте личности;

- руководство универсальными человеческими принципами при столкновении различных воззрений на нормы морали и жизненные ценности.

- главный результат гражданского воспитания - это то, что оно формирует уважение к людям, терпимость к противоположной точке зрения, учит правилам общественной полемики. Тем самым оно способствует цивилизованному диалогу в обществе, а также дает каждому гражданину возможность участвовать в обсуждении и выработке важных для общества решений.

Стоит не забывать, что центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина. Ключевую роль играет семья, так как именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.

Гражданское воспитание представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное воспитание, реализуемое через учебные курсы, внеклассную работу, а также через создание демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, через формирование социальной и коммуникативной активности средствами учебных дисциплин. Это то, что касается школы.

Такое воспитание должно способствовать формированию у учащихся системы гражданских ценностей, развивать критичность их мышления и широту кругозора, способствовать тому, чтобы воспитанники признавали равноправие и равноценность различных точек зрения, умели сочетать свою философию с культурным и национальным плюрализмом, стремились выделить личностный смысл в любой деятельности. При гражданском воспитании огромную роль играет потребность изучать историю и культуру своей страны.