Просмотр содержимого документа
«Связь урочной и внеурочной деятельности»
Интеграция урочной и внеурочной деятельности
на уроках истории и обществознания.
Пономарева Ирина Александровна,
учитель истории и обществознания МБОУ гимназии № 6
Педагогический процесс в современной школе целесообразно рассматривать как управляемый процесс совместного творчества педагогов и школьников, цель которого создание условий для развития и социальной адаптации обучающихся в системе урочно-внеурочных занятий.
Урок, по-прежнему, считается основной формой образовательной работы в школе. Урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию образовательной работы, а также систематический контроль процесса и результатов образовательной деятельности обучающихся, но они не всегда создают оптимальные условия для реализации творческого потенциала обучающихся и учителей, их склонностей и желаний.
Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Мне близка идея, что ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научаться изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу. Успешная реализация вышеперечисленных позиций достижима во внеурочной деятельности. Она ориентирует педагогов и школьников на систематический творческий поиск форм и способов совместной деятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение. Внеурочная работа создает позитивные условия сотворчества в педагогическом процессе школьных учителей, обучающихся, их родителей.
Я поделюсь своими наработками интеграции уроков истории и обществознания с программой внеурочной деятельности «Разговоры о важном».
Взаимодействие урочных и внеурочных занятий осуществляется на трех уровнях.
- Первый уровень - информационный предполагает получение, передачу и обмен информацией участниками педагогического процесса в ходе совместной деятельности. Этот уровень предполагает использование материалов внеурочного курса для составления учебных заданий по истории и обществознанию.
Для этого я анализирую темы занятий на месяц и определяю на каких темах, каких предметах могу их использовать.
Тема занятия | 6 класс | 9 класс |
Там, где Россия | | |
Зоя. К 100-летию со дня рождения Зои Космодемьянской | Обществознание. Тема «Личность» История «Столетняя война | |
Избирательная система России (30 лет ЦИК) | | Обществознание «Участие граждан в политической жизни» |
О взаимоотношениях в коллективе (Всемирный день психического здоровья, профилактика буллинга) | Обществознание «Конфликты: почему они возникают и как их избежать?» | Обществознание «Социализация личности и отклоняющееся поведение» |
Второй уровень - вещественные связи - это связи урочных и внеурочных занятий, реализуемые в форме обмена и применения конкретных материальных продуктов деятельности педагога и детей. Эти связи могут быть представлены через использование на уроках мини – проектов по темам внеурочных занятий. Нередко исследовательское внеурочное задание, полученное учеником, становится совместным творческим делом для него и педагога. Выполненное удачно, такое задание позитивно влияет не только на успеваемость, но и на эмоциональную сферу личности школьника.
Третий уровень интеграции - раскрытие личности (личностные связи) - это связи взаимодействия урочных и внеурочных занятий, реализуемые посредством развития интеллектуальной, волевой, эмоциональной сфер личности обучающегося, его качеств, отношений, интересов, потребностей. Этот уровень реализуется через большие проекты, например – библиотечные уроки.