СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса «Решение физических задач» 1 курс (2 семестр)

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Программа элективного курса по физике

 

«Решение физических задач»

1 курс (2 семестр)

 

Программы подготовки специалистов среднего звена

11.02.16 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов

и устройств

 

ГРУППА 5 МРТ

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса «Решение физических задач» 1 курс (2 семестр)»

Утверждаю

И.о. директора ГПОУ ЯО Ярославский техникум радиоэлектроники и телекоммуникаций

________________ Д.В. Алалыкин

«____»_______________2021











Программа элективного курса по физике


«Решение физических задач»

1 курс (2 семестр)


Программы подготовки специалистов среднего звена

11.02.16 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов

и устройств


ГРУППА 5 МРТ





















2020-21 учебный год






Пояснительная записка


Рабочая программа по элективному курсу «Решение задач по физике» для средней (полной) общеобразовательной школы составлена на основе:

  • фундаментального ядра содержания общего образования;

  • требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования;

  • примерной программы по физике для 10-11 классов, являющейся составной частью примерной основной образовательной программы среднего общего образования;


Место предмета в учебном плане


Учебный план школы на изучение элективного курса «Решение задач по физике» в средней (полной) школе отводит 1 учебных часа в неделю в течение года обучения.


Общая характеристика курса


Практическая направленность данного элективного предмета, позволяет более глубоко понять законы, объясняющие природные явления и технические процессы через решение практических, качественных, количественных, графических задач.

При проведении занятий предпочтение отдается использованию технологий личностно- ориентированного обучения, побуждающих учащихся к самостоятельному поиску знаний; применению информационно-коммуникационных технологий, проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

Учебный (элективный) курс «Решение задач по физике» в целях обеспечения принципа вариативности и учета индивидуальных потребностей обучающихся призван реализовать следующую функцию: расширить, углубить, дополнить изучение учебного предмета физика.

Программа учебного (элективного) курса обеспечивает:

  • удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;

  • общеобразовательную, общекультурную составляющую при получении среднего общего образования;

  • развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы;

  • развитие навыков самообразования и проектирования;

  • углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания или вида деятельности;

  • совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.

Программа носит прикладной характер. Является естественным дополнением программы изучения физики на углублѐнном уровне в части решения качественных, количественных, экспериментальных, практических задач. Конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на углублѐнном уровне, даѐт примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендует определенную последовательность изучения разделов элективного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, носит рекомендательный характер в вопросе подбора качественных и количественных задач, экспериментальных практических задач в зависимости от возможностей кабинета физики в данном учебном заведении.

Решение задач при обучении физике является обязательным элементом учебного процесса, позволяющим надежно усвоить и закрепить изучаемый материал, а также расширить естественно-научный кругозор учащихся посредством широкого использования знаний из области математики, физики, химии, биологии и др. Через решение качественных, количественных, практических, графических задач осуществляется связь теории с практикой, развивается самостоятельность и целеустремленность, а также рациональные приемы мышления.

Решение и анализ задачи позволяют понять и запомнить основные законы и формулы физики, создают представление об их характерных особенностях и границах применения. Задачи развивают навык в использовании общих законов материального мира для решения конкретных вопросов, имеющих практическое и познавательное значение. Умение решать задачи является лучшим критерием оценки глубины изучения программного материала и его усвоения.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире:

    • раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества;

    • способствует формированию современного научного мировоззрения.

Программа элективного предмета по физике «Решение задач по физике», имея выраженную практическую направленность, способствует решению задач формирования основ научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов обучающихся.

Гуманитарное значение элективного предмета по физике как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Изучение элективного предмета по данной программе направлено на достижение следующих целей:

    • Формирование метода научного познания явлений природы и развитие мышления учащихся;

    • Овладение умениями осуществлять наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков. Выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

    • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

    • Воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

    • Использование полученных знаний и умений для решения практических задач

повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Для достижения целей при реализации программы элективного предмета по физике

ставятся следующие задачи:
    • Использовать теоретическую основу для понимания первоначальных сведений о существовании моделей любого научного прогнозирования из курса физики на профильном уровне;

    • Использовать достижения современных педагогических технологий обучения, разнообразие форм и методов обучения для привития учащимся интереса в изучении физики;

    • Использовать возможности дополнительного образования для расширения представлений учащихся об окружающей их природе;

    • Использовать межпредметные связи (с математикой) для реализации программного материала в части решения задач, вывода формул и законов;

    • Формировать представление о постановке, классификации, приемах и методах решения физических задач;

    • Совершенствовать умения решать задачи с использованием различных приемов и методов;

    • Обучать решению нестандартных задач.


Планируемые результаты освоения программы элективного курса “Решение задач по физике”


Освоение содержания элективного предмета по физике (профильный уровень) обеспечивает достижение личностных, метапредметных, предметных результатов, установленных по требованиям ФГОС СОО.


Личностные результаты включают:
  • в ценностно-ориентационной сфере - чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность;

  • в трудовой сфере - готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

  • в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере - умение управлять своей познавательной деятельностью.


Метапредметные результаты включают:
  • использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т.д.) для изучения различных сторон окружающей действительности;

  • использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

  • умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

  • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике;

  • использование различных источников для получения физической информации,

  • понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.


В области предметных результатов образовательное учреждение общего образования предоставляет ученику возможность на ступени среднего (полного) общего образования научиться:

  • в познавательной сфере: давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез;

  • описывать демонстрационные и самостоятельно проведѐнные эксперименты, используя для этого естественный русский язык и язык физики;

  • классифицировать изученные объекты и явления; делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты;

  • структурировать изученный материал;

  • интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников;

  • применять приобретѐнные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

  • в ценностно-ориентационной сфере — анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием физических процессов;

  • в трудовой сфере — проводить физический эксперимент;

  • в сфере физической культуры — оказывать первую помощь при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами.


Регулятивные универсальные учебные действия:
  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

  • оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

  • способность к волевому усилию, к выбору ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.


Познавательные универсальные учебные действия:
  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • структурирование знаний;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от

цели;

  • умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и

письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста;

    • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

    • действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование,

декодирование, моделирование).


Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.


Планируемые предметные результаты


В результате обучения по программе учебного (элективного) курса обучающийся научится:

    • демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей;

  • демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;

  • устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные физические модели для их описания и объяснения;

  • использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая;

  • различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании;

  • проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную зависимость между величинами, и делать вывод с учетом погрешности измерений;

  • использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;

  • использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учетом границ их применимости;

  • решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);

  • решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат;

  • учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;

  • использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач;

  • использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для принятия решений в повседневной жизни.


Обучающийся получит возможность научиться:
    • понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее

применимости и место в ряду других физических теорий;

    • владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;

    • характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;

    • выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;

    • характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, и роль физики в решении этих проблем;

    • решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контекстемежпредметных связей;

    • объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;

    • объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.


Календарно-тематическое планирование (35 часов)


Дата, сроки изучения темы, раздела

урока

Тема урока

Планируемые результаты

Формы контроля

Примечание



Повторение материала 10 класса(2)





1

Объяснение явлений; интерпретация результатов опытов, представленных в виде таблицы или графиков п теме «МКТ, термодинамика»

Решают задачи различного уровня сложности по теме «Молекулярная физика и термодинамика»

Решение типовых и экспериментальных задач

Решу ЕГЭ


2

Объяснение явлений; интерпретация результатов опытов, представленных в виде таблицы или графиков по теме «Электродинамика»

Решают задачи различного уровня сложности по теме «Электродинамика»

Решение типовых и экспериментальных задач

Решу ЕГЭ



4.Электродинамика 4.1Магнитное поле(2)





3

Решение задач на тему «Принцип суперпозиции электрических полей, магнитное поле проводника с током»

Знают об образовании магнитного поля вокруг проводника. с током, взаимодействие параллельных токов . Применяют понятия: магнитное поле, вектор магнитной индукции, линии магнитной индукции , сила Ампера


Решение задач

Р.912


4

Решение задач на движение заряженных частиц в магнитных полях по спирали

Умеют рассчитывать радиус кривизны спирали и шаг спирали при движения заряженных частиц в м.п.

Решение задач

Р.915



4.Электродинамика

4.2 Электромагнитная индукция(2)





5

Изменение физических величин в процессах, связанных с электромагнитной индукцией

Знают закон электромагнитной индукции, применяют его для решения задач

Решение задач.

Р.921


6

Объяснение явлений; интерпретация результатов опытов с использованием понятий индуктивность, энергия магнитного поля катушки с током.

Знают об особенностях возникновения в цепи энергии м.п., рассчитывают ее.

Решение задач.

Р.924









2. Механика

2.1 Механические колебания(2)





7

Решение задач с использованием моделей математического и пружинного маятников.

Знают об особенностях колебательного движения пружинного и математического маятников, применяют законы Ньютона для изучения колебательного движения

Решение задач.

Р.411, 412.



8

Установление соответствия между графиками и физическими величинами, между физическими величинами и формулами по теме «Механические колебания».

Знают алгоритмы решения задач по теме  «Механические колебания»

Решение задач

Р.418- 421



4.Электродинамика

4.3 Электромагнитные колебания(2)





9

Качественные задачи по теме «Свободные электромагнитные колебания»

Знают виды э.-м. колебаний, колеб. контур, характеристики конденсатора Знают,  как происходит превращение энергии в колеб. контуре, используют з-н сохр. энергии

Решение задач

Р.925


10

Графическое представление переменного тока

Знают принцип получения переменного тока, его характеристики

Решение задач

Р. 928



4.Электродинамика 4.4Производство, передача и использование электрической энергии(2)





11

Чтение и построение графиков, составление уравнений и расчёт параметров переменного тока в цепях с емкостным, индуктивным и активным сопротивлениями

Знают  особенности  переменного тока на участке цепи с R, C, L, з-н Ома на участке цепи с R, находят сдвиг фаз между током и напряжением в данной цепи

Оценивание ответов на вопросы

Р.

986


12

Количественные и качественные задачи на тему «Трансформаторы»

Знают устройство и принцип действия тр-тора переменного тока, рассчитывают коэфф. трансформации на х.х. и при подключенной нагрузке

Решение задач

Р.

988



2.Механика 2.2Механические волны(1)





13

Расчет характеристик механических волн

Решают задачи на расчет характеристик механических волн

Решение задач.

Р.415



4.Электродинамика 4.5Электромагнитные волны(2)





14

Расчет характеристик электромагнитных волн

Знают свойства электромагнитных волн

 Решение задач.

Р.

946


15

Решение комбинированных задач

Умеют применять полученные знания для решения задач.

Решение задач.

Р.

945



4.Электродинамика 4.6Световые волны(5)





16

Геометрические и аналитические задачи на законы преломления света.

Знают явление преломления света, закон преломления света .Знают понятия относ. и абс. показатели преломления света, пользуются таблицей для определения абс. показателя преломления света .

Решение задач.

Р.

1035,1

036


17

Геометрические и аналитические задачи на законы отражения света.

Знают явл. полного отражения света, его особенности, рассчитывают предельный угол полного отраж.

Оценивание ответов на вопросы.

Р. 1046


18

Графические задачи на тему «Линзы»

Умеют решать задачи по теме «Линзы. Построение изображений, даваемых линзами

Работа с алгоритмами решения задач

Р. 1068,

1077


19

Решение количественных и качественных задач по теме «Дифракционная решетка»

Умеют рассчитывать условия максимума и минимума. .

Решение задач

§64, Р.

1076


20

Комбинированные задачи по теме «Интерференция и дифракция света

 умеют качественно описывать дифракцию и интерференцию света

Работа с алгоритмами решения задач.

Р. 1069

1078



4.Электродинамика

4.7 Элементы теории относительности(1)





21

Решение задач по теме «Следствия из постулатов специальной теории относительности (СТО)».

Знают  о развитии представлений о пространстве и времени, постулаты СТО

Оценивание ответов на вопросы.

Решу ЕГЭ



4.Электродинамика

4.8 Излучение и спектры(1)





22

Качественные задачи по теме «Излучение и спектры»

Знают основные виды излучения.

Оценивание ответов на вопросы.

Решу ЕГЭ



5. Квантовая физика






5.1Световые кванты(2)





23

Методы решения задач по теме «Фотоэффект»

Знают о теории Эйнштейна и его уравнение для фотоэффекта, рассчитывают кр. границу фотоэффекта

Решение задач

Решу ЕГЭ


24

Решение задач различной степени сложности по теме «Фотоны»

Умеют решать задачи различной степени сложности по теме «Фотоны»

Работа с алгоритмами решения задач.

Решу ЕГЭ



5. Квантовая физика 5.2Атомная физика(2)





25

Графические задачи на квантовые постулаты Бора,

Знают квантовые постулаты Бора, умеют рассчитывать частоту излучения Знают закон Кулона, закон сохранения энергии, второй закон Ньютона, трудности теории Бора.

Решение задач

Задачи под запись


26

Комбинированные задачи по теме «Квантовая физика»

Решают задачи различного уровня сложности по теме «Квантовая физика»

Решение задач.

Задачи под запись



5. Квантовая физика 5.3Физика атомного ядра(4)





27

Методы наблюдения и регистрации радиоактивных излучений

Знают устройство и принцип действия счетчика Гейгера, камер Вильсона и пузырьковой 

Тест

Р.

11204


28

Решение задач на тему «Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Период полураспада».

Умеют решать задачи по теме «Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Период полураспада.»

Решение задач Тест.

Р.

11215


29

Расчетные задачи на тему «Энергетический выход ядерных реакций

Знают энергетический выход ядерных реакций.

Решение задач

Р.

11204


30

Составление уравнений ядерных реакций.

Знают суть ядерных реакций, термоядерных реакций, умеют записывать уравнения синтеза легких ядер

Тест.

Р.

11216



6.Строение Вселенной(1)





31

Решение задач по астрономии

Умеют применять законы физики для объяснения природы космических явлений и объектов.

Фронтальный опрос.

Задачи под запись



Повторение, обобщение,

подготовка к ЕГЭ(3)





32

Электростатика (объяснение явлений; интерпретация результатов опытов, представленных в виде таблицы или графиков)

Решают задачи различного уровня сложности по теме «электростатика»

Решение задач

Соста вить опорн ую карту по

теме


33

Электромагнитные колебания (установление соответствия между графиками и физическими величинами, между физическими величинами и формулами)

Решают задачи различного уровня сложности по теме «Электромагнитные колебания»

Решение задач

Задачи под запись


34

Оптика(объяснение явлений; интерпретация результатов опытов)

Умеют решать задачи

Тест

Задачи под запись































Дополнительная литература
  1. Сборник задач по физике: Учеб. пособие для углубл. изуч. физики в 10-11 кл./ Л.П. Баканина и др. – М.: Просвещение, 2015.

  2. Задачи по физике и методы их решения/ В.А. Балаш. – М.: Просвещение, 1983.

  3. Всероссийские олимпиады по физике. 1992-2001 / под ред. С. М. Козела, В. П. Слободянина. – М.: Вербум-М, 2016.

  4. Сборник вопросов и задач по физике/ И.И. Голъдфарб. – М.: Высшая школа,2016.

  5. Международные физические олимпиады/ О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов. – М.: Наука, 2020.

  6. Экспериментальные физические задачи на смекалку/ В.Н. Ланге. – М.: Наука, 1985.

  7. Сборник вопросов и задач по физике. 10-11 классы/ А.Н. Малинин. – М.: Просвещение, 2012.

  8. Физика в задачах: Экзаменационные задачи с решениями/ Г.В. Меледин. – М.: Наука, 2019.

  9. Физика. Задачи с ответами и решениями/ А.И. Черноуцан. – М.: Высшая школа, 2013.


Интернет-ресурсы
  1. http://fipi.ru/ Федеральный институт педагогических измерений.

  2. http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  3. http://fcior.edu.ru/o-proekte - Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов.

  4. http://window.edu.ru/ - Единое Окно доступа к информационным образовательным ресурсам.

  5. http://school.mipt.ru/ - Заочная физико-техническая школа МФТИ.

  6. http://old.elementy.ru/ - Элементы большой науки.

  7. https://elibrary.ru/title_about.asp?id=9209 – научная электронная библиотека журнала «Физика в школе».