СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тайм-менеджмент как компонент непрерывного профессионального образования педагогов

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тайм-менеджмент как компонент непрерывного профессионального образования педагогов»

УДК 371.398


ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ КАК КОМПОНЕНТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ

В.В. Ямских1, Е.А. Биркун2

Сибирский федеральный университет, Свободный проспект, 79, г. Красноярск, 660041, Россия

Аннотация: Тайм-менеджмент рассматривается как ресурс развития профессиональной компетентности молодых педагогов. Историческая справка подтверждает интерес к предлагаемой проблеме советскими исследователями вопросов рациональной организации труда.

Ключевые слова: профессиональное образование, молодой специалист, педагогическая компетентность, технология тайм-менеджмента, рациональные приемы управления временем.


TIME MANAGEMENT AS A COMPONENT OF CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION OF TEACHERS

V.V. Yamskikh1, E.A. Birkun2

Siberian Federal University, 79 Svobodny Prospekt, Krasnoyarsk, 660041, Russia

Abstract: Time management is considered as a resource for the development of professional competence of young teachers. The historical background confirms the interest of Soviet researchers in the proposed problem of the rational organization of labor.

Keywords: professional education, young specialist, pedagogical competence, time management technology, rational time management techniques.

Новые экономические отношения в России определяют эволюцию управления кадровыми ресурсами, оценки результативности и эффективности труда работников, учет и совершенствование их квалификации. Квалифицированные специалисты представляют собой один из основных факторов успеха, которые оказывают влияние на достижение целей любой организации. Современная отрасль образования нуждается не только в качественной подготовке профессиональных кадров, но также и в закреплении и сохранении молодых специалистов в профессии. Новые образовательные стандарты, инновационные образовательные технологии требует активного участия энергичных учителей, нацеленных на собственные достижения и общий успех.

Кадровый состав системы российского образования на 55 % представлен возрастной группой педагогов от 40 до 50 лет, 20 % составляют педагоги предпенсионного возраста – от 50 лет и старше. Оставшиеся 25 % учителей – это молодые специалисты со стажем работы от 1 до 5 лет. Именно эта возрастная группа не задерживается в школе, быстро отказывается от полученной профессии и меняет место работы.

В начале своей профессиональной деятельности молодые педагоги испытывают проблемы, связанные с напряженным графиком работы, необходимостью выполнять часть работы дома, низкой заработной платой, отсутствием помощи и поддержки со стороны коллег и руководителей. Порой им сложно самостоятельно решать профессиональные проблемы, заниматься самообразованием из-за нехватки времени и из-за усталости. Зачастую профессиональные и личные проблемы являются предвестниками болезней, стрессов и эмоционального выгорания.

Чтобы грамотно планировать свой рабочий день, рационально использовать время не только на работу, но и на отдых, увлечения, личную жизнь, начинающему специалисту следует освоить техники управления временем или приемы тайм-менеджмента.

Цель исследования заключается в разработке содержания и способов проведения занятий для молодых педагогов по овладению ими приемов разумного управления собственным временем.

В процессе проведения исследования рассматривается актуальность темы, определяются задачи и участники педагогического эксперимента, проводится изучение различных теорий, практических действий и советов по тайм-менеджменту, разрабатывается содержание и методическое сопровождение занятий для молодых педагогов.

Для подтверждения актуальности направления исследования был проведен диагностический эксперимент с участием молодых специалистов Березовского района Красноярского края.

Участникам эксперимента была предложена электронная анкета. Педагоги отвечали на вопрос: «Планируете ли Вы свое время?», при этом они указывали свой педагогический стаж. Обработка ответов показала. зависимость наличия навыка планировать собственное время от профессионального опыта работников. Оказалось, что планированием собственного времени занимаются педагоги, трудовой стаж которых составляет более 5 лет. Молодые специалисты делают это в меньшей степени. Результаты представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 Планирование времени и стаж работы

Далее педагогам предлагалось по десятибалльной шкале дать самооценку навыка рационального распределения времени. Молодые специалисты оценили этот навык в среднем на 3 балла. Педагоги со стажем работы более 5 лет поставили себе в среднем 8 баллов.

Рисунок 2 Самооценка сформированности навыка распределения времени


Диагностика подтвердила необходимость обучения молодых специалистов навыкам применения приемов тайм-менеджмента.

Для определения основных направлений содержания поддерживающего курса для молодых учителей мы обратились к истории.

Одно из ранних представлений о возможности и целесообразности «управлять временем» можно отыскать в нравственных письмах Луция Аннея Сенеки: «Отвоюй себя для себя самого, береги и копи время, которое прежде у тебя отнимали или крали, которое зря проходило. Часть времени у нас отбирают силой, часть похищают, часть утекает впустую. Позорнее всех потеря по нашей собственной небрежности» [1, с. 252].

Проблемы тайм-менеджмента рассматривали Ф. Тейлор, Л. Гилберт, Б. Франклин. Исследователи впервые поставили вопрос о централизованном внедрении технологий персональной организации труда, рассматривая при этом в основном физический труд. Наконец, П. Друкер, обратив внимание на сложность управления творческим и управленческим трудом «сверху», без задействования самостоятельной инициативы сотрудника, обозначил задачу повышения эффективности управленческого и творческого труда как ключевую для менеджмента в XXI веке [2, с. 102].

Размышления и практические рекомендации по тайм-менеджменту встречаются в работах российских специалистов по научной организации труда и рациональному использованию времени (А. Ф. Журавский,П. М. Керженцев,Г. С. Альтшуллер) [2, с. 140].

В начале ХХ века в крупных городах страны были созданы школы научной организации труда. Руководитель харьковского института труда Дунаевский Ф. Р. занимался исследованием ситуационного подхода к организации труда и управлению временем как социальным процессом. Он обосновал необходимость продуктивного использования всех ресурсов, и важнейшим ресурсом рассматривал каждого работника, возможности увеличения его эффективности за счет рационального использования квалификации и рабочего времени [3, с. 548].

Руководитель Центрального института труда Алексей Капитонович Гастев разработал 16 пунктов разумной организации труда. По его мнению рациональный режим дня, физическая и бытовая культура, правильное питание, отдых и двигательная деятельность являются важными культурными установками человека. Сформированная и закрепленная на практике трудовая культура помогает сохранять темп работы в течение дня, поддерживать его на протяжении рабочей недели. [4].

Вопросы организации рабочего пространства и рационального планирования времени развиваются на уровне личностного, индивидуального стиля управления временем. Система хронометража собственного времени, представленная как результат многолетнего исследования профессора биологии Александра Александровича Любищева, является обоснованием необходимости выработки «эффективного мышления как основы личной эффективности». Учёт времени позволяет выявить его потери, понять причины, значительно повысить коэффициент полезного использования времени [5].

В 90-х годах ХХ века возрождаются идеи рационального управления временем. Приемы и технологии самоменеджмента и тайм-менеджмента становятся популярными среди тех, кто занят педагогической деятельностью. Педагогу необходимо постоянно поддерживать и развивать собственную компетентность как способность применять личностные качества и компетенции для успешной профессиональной деятельности.

В условиях реализации ФГОС одним из базовых требований к педагогу выступает владение общими и профессиональными компетенциями. Профессионализм современного педагога – это не только определенный уровень психолого-педагогических и научно-предметных знаний, умений, и навыков, но и соответствующий культурно-нравственный облик специалиста, способного работать самостоятельно и в группе, принимать решения в сложных и нестандартных ситуациях.

Технология организации времени и повышения эффективности его использования включает в себя конкретные действия и приемы тренировки сознательного контроля времени, потраченного на конкретные виды деятельности [6, с.312].

Профессиональный стандарт педагога предусматривает ряд обязательных трудовых действий, таких, как разработка и реализация программ учебных дисциплин, планирование и проведение учебных занятий, осуществление контроля и оценки учебных достижений и др.

Однако, молодой педагог не готов объективно оценить время, необходимое для осуществления этих действий. Кроме того, трудно предусмотреть действия, необходимые для разрешения проблем и конфликтов, возникающих ежедневно в детском коллективе.

Принципы тайм-менеджмента направлены на увеличение эффективности и продуктивности профессиональной деятельности, способствует рациональному планированию и использованию времени, более результативному и осмысленному труду и полноценному отдыху, помогают учителю разделять стоящие перед ним задачи на приоритетные, срочные, важные и второстепенные.

© Ямских В.В., 2023


Мы рассматриваем тайм-менеджмент как одно из направлений профессионального роста молодого специалиста сферы образования. Основной замысел исследования заключается в том, чтобы разработать программу занятий, упражнений и тренингов по тайм-менеджменту, которые помогут педагогам сформировать навыки самоорганизации успешной профессиональной деятельности, включающую постановку целей, планирование, самоорганизацию, мониторинг достижений и рефлексию.

В содержании курса предусматривается рассмотрение вариантов планирования времени с применением правила 1-3-5; правила трех, способа 10 минут, технику «временных блоков» и другие.

Для определения приоритетности дел молодым учителям предлагается изучить матрицу Эйзенхауэра. Для эффективной самоорганизации рассматриваем советы по выполнению нелюбимых и сложных дел. Всем педагогам важно познакомиться с примерами пожирателей времени, запомнить рекомендации по борьбе с ними.

Профессия педагога наполнена чувствами и эмоциями. Научиться распознавать свои и чужие эмоции, стараться управлять эмоциями – важный компонент профессиональной компетентности учителя. Основам эмоционального интеллекта посвящено специальное занятие курса.

Для каждого занятия курса подбираются возможные методы, приемы и инструменты, интерактивные задания, специальные упражнения и наглядные материалы. Занятия проводятся в интерактивном формате, в очном и дистанционном режиме.

Освоение курса реализуется в свободном временном варианте, не предусматривает обязательных контрольных заданий. Завершается курс общим обсуждением, обменом впечатлениями и пожеланиями.

Отзывы учителей о проведенных пробных занятиях курса свидетельствуют, что овладение педагогами основами тайм-менеджмента помогает им выполнять свои профессиональные обязанности с меньшими трудозатратами, оставляет время для самосовершенствования, полноценный отдых и продуктивный досуг.




Научный руководитель Е.А. Биркун, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий и непрерывного образования Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета.







Библиографический список

  1. Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию Эксклюзивная классика -АСТ-2007.- 680 с.

  2. Архангельский Г., Лукашенко М., Телегина Т., Бехтеров С. Тайм-менеджмент. Полный курс. М.: Альпина Паблишер, 2012. – 312 с.

  3. Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект, 2005. — 1136 с.

  4. Гастев А. К. Как надо работать (Сборник). Москва Экономика, 1972. – URL: http://ruslit.traumlibrary.net/book/gastev-kak-nado-rabotat/gastev-kak-nado-rabotat.html (дата обращения: 10 февраля 2020).

  5. Калинин С. И. Тайм-менеджмент: Практикум по управлению временем. – Спб.: Речь, 2006. – 371 с.

  6. Архангельский Г., Лукашенко М., Телегина Т., Бехтеров С. Тайм-менеджмент. Полный курс. М.: Альпина Паблишер, 2012. – 312 с.