Лекция № 1. Тара и упаковка товаров в системе товародвижения. Функции и назначение упаковки. Элементы упаковки. Требования к упаковке.
1.1 Понятие упаковки. Функции упаковки.
Товары народного потребления, продукция промышленных и сельскохозяйственных предприятий в подавляющем большинстве случаев перемещаются от изготовителя к потребителю в упакованном виде.
В соответствии с ГОСТ 17527-2014 (ISO 21067:2007) «Упаковка. Термины и определения» под термином упаковка понимают изделие, предназначенное для размещения, защиты, перемещения, доставки, хранения, транспортирования и демонстрации продукции (сырья и готовой продукции), используемое как производителем, пользователем или потребителем, так и переработчиком, сборщиком или иным посредником.
Применение упаковки в торгово-технологическом процессе позволяет:
защитить окружающую среду от вредного воздействия некоторых товаров;
защитить товары от влияния других товаров и внешней среды;
обеспечить сохранность количества и качества товаров;
упростить выполнение погрузочно-разгрузочных операций
повысить эффективность использования транспортных средств при товарных перевозках;
упростить количественный учет товаров;
повысить эффективность использования складских помещений;
донести коммерческую информацию до потребителя товара;
стимулировать у покупателя желание приобрести товар.
В соответствии с международным стандартом ГОСТ Р ИСО 9004-1-94 «Общее руководство качеством и элементы системы качества» упаковка, наряду с хранением, относится к 7-му этапу жизненного цикла продукции, назначением которого является сохранение достигнутого уровня качества.
1. Защитная функция. Способность сохранять товар (защитная функция) - важнейшая функция упаковки. Она обеспечивается, если упаковка обладает надежностью, безопасностью и совместимостью с упакованными продуктами.
Защитная функция должна предусматривать в конструкции упаковки меры по защите упаковываемого продукта от влияния климатических факторов, от повреждений и порчи при транспортировке и хранении, а также по защите окружающей среды и человека от негативного воздействия упакованного продукта. Особую актуальность и важность защитная функция имеет при упаковке пищевых продуктов.
2. Дозирующая функция. Стремительный прогресс упаковочной промышленности привел к ряду новых представлений об упаковке. Одно из них - возможность стандартизации количества содержимого в пакете. Единообразная система упаковки позволяет купить без дополнительного взвешивания в магазине 250 г масла, 125, 250, 500, 1000 г молочных продуктов и т.д. В дополнение к другим функциям упаковка стала измерять количество продукта, т.е. выполнять дозирующую функцию. Дозирующая функция неразрывно связана с привлечением к упаковке нормативного закона мер и весов. Для наиболее распространенных типов упаковки разработаны соответствующие нормативные документы.
3. Транспортная функция. Под транспортной функцией упаковки понимают способность упаковки к удобной перевозке упакованной продукции определенным видом транспорта на заданное расстояние в течение установленного времени в определенных условиях. Транспортная функция предполагает оптимизацию конструкции упаковки с видом транспорта, маршрутом транспортировки и свойствами упаковываемого материала.
4. Функция, направленная на увеличение сроков хранения. В большинстве случаев упакованный товар не может быть использован немедленно. Он может храниться либо на складе у производителя, либо у продавца, либо у покупателя.
Поэтому упаковка должна обеспечить сохранение всех свойств товара в течение длительного времени. Современные материалы и технология упаковки открывают широкие перспективы разработки и применения специальных методов увеличения сроков хранения продукции, таких как сублимация, охлаждение, стерилизация и т.д.
Выполнение функции хранения требует от конструкции упаковки простой и четкой маркировки, возможности стапелирования на стандартных поддонах и оптимального использования площади складских помещений. В случаях длительного хранения следует учитывать необходимость контроля и проверки качества упакованной продукции.
5. Упаковка, выполняя функцию маркетинга, эффективно используется как средство продвижения товара на потребительский рынок. Различают три основные причины, из-за которых значение упаковки в системе маркетинга неуклонно возрастает:
- растущие требования потребителей к удобству пользования продуктом;
- конкуренция за более престижные места на прилавках магазинов;
- использование упаковки для рекламы продукта на месте продажи.
6. Экологическая функция. Экологическую функцию упаковки можно рассматривать как научное и практическое направление рационального использования обществом упаковки в свете взаимодействия с окружающей средой. Экологическая функция упаковки в последние годы приобретает все более важное значение. По мере увеличения темпов производства возникают проблемы уничтожения использованной упаковки. Это связано с медленной скоростью ассимиляции (усвоения) природой под естественным воздействием света, тепла, влаги, микроорганизмов материалов использованной упаковки. Особые проблемы возникают с полимерными материалами, период ассимиляции которых достигает 80 лет.
7. Информационная функция упаковки приобрела важное значение в процессе развития формы самообслуживания в розничной торговле. Несущая достаточно информации о продукте, приятная на внешний вид упаковка часто служит единственным «продавцом» в магазинах самообслуживания. Особенно важное значение приобретает такая упаковка для новых продуктов, еще не известных покупателю. В этом случае она должна завершать весь цикл сбыта - привлекать внимание, стимулировать интерес, вызывать желание и побуждать к покупке продукта.
8. Эксплуатационная функция упаковки предполагает легкость обращения с ней в процессе сортировки, хранения, перемещения и сбыта, а также удобство для потребителя в использовании упакованного продукта. Опросы покупателей показывают, что им импонирует упаковка, которую можно использовать повторно, которую легко открыть, которая является оригинальной и привлекательной, соответствующей пониманию красоты потребителем.
9. Функция рационализации. Изготовление упаковки и упаковывание продукции требуют больших материальных и трудовых затрат, которые в совокупности определяют стоимость упаковки. Затраты на упаковку занимают важное место в экономике отдельных предприятий и целых отраслей народного хозяйства. Они существенно влияют на цену продукции. Как считают специалисты, особенно велики затраты на упаковку в пищевой промышленности. Причем сам товар не становится более ценным, а дорожает из-за стоимости упаковки. В связи с этим, важной функцией, выполняемой упаковкой, является рационализация, т.е. выбор оптимальной технологии упаковки и всего производственного процесса в целом. С одной стороны, необходимо стремиться к экономии материальных и трудовых ресурсов при производстве тары и упаковочных материалов, с другой - к рациональной организации операций упаковывания, хранения и реализации упакованной продукции. В ряде случаев это должно учитываться уже на стадии изготовления самого продукта, чтобы оптимизировать весь производственный процесс, включая упаковывание и транспортирование.
10. Функция дизайна. Грамотный дизайн упаковки является самым мощным инструментом визуальной коммуникации, и одним из ведущих мотивов совершения покупки. Практически все продукты и товары, так или иначе, нуждаются в емкости для хранения.
Сейчас упаковка выполняет очень много функций. Возможность транспортировки и хранение продуктов и изделий до сих пор являются первоначальными, но нельзя оставить без внимания такие функции упаковки, которые решает дизайн, как маркировка и идентификация. Благодаря дизайну упаковки становится возможным быстро и легко распределять продукты и изделия по категориям, весу или объему при разгрузке продуктов в логистических центрах, на складах или в торговых точках. Современная упаковка просто обязана быть функциональной.
Требования, предъявляемые к упаковке
1. Безопасность – содержащиеся в упаковке вредные для организма вещества не могут перейти в товар, непосредственно соприкасающийся с упаковкой.
2. Экологичность – способность упаковки при использовании и утилизации не наносить существенного вреда окружающей среде.
3. Надежность – способность упаковки сохранять свои физико-химические и механические свойства в течение длительного времени для обеспечения защиты товара
4. Совместимость – способность упаковки не изменять потребительские свойства упакованного товара.
5. Взаимозаменяемость – способность упаковок одного вида заменить упаковку другого вида при использовании по одному функциональному назначению.
Кроме того, упаковка должна:
отличаться от упаковки конкурентов, обладать чертами, заметно отличающими упакованный товар от товаров-аналогов;
учитывать требования законов, национальных особенностей различных стран;
помогать покупателю в поиске и выборе товара, без труда отождествлять товар с его производителем;
придавать товару определенный имидж (привлекательность), соответствовать уровню цены товара;
обеспечивать быстрый доступ к товару.
Существуют также дополнительные требования к оформлению упаковки:
текст и иллюстрации упаковки должны быть четкими, однозначными и соответствовать содержанию товара, не должны вызывать у покупателя ложных впечатлений о качестве или количестве содержащегося в ней товара;
данные о весе, объеме, количестве упакованного товара следует помещать на видном месте упаковки;
вес и количество единиц товара должны быть округленными;
указание цены на упаковке должно быть четким и хорошо видным;
1.2 Виды и элементы упаковки.
Элементами упаковки являются:
1. Тара (основной элемент упаковки, представляющий собой изделие для размещения товара);
2. Дополнительные упаковочные средства (дополнительный элемент упаковки, предназначенный для защиты товаров от механических воздействий и повышения прочности тары);
3. Маркировка (одно из средств товарной информации, представленное в виде этикеток, листовок, вкладышей и т.д.).
Наиболее важным, а иногда и единственным элементом упаковки, представляющим собой изделие для размещения продукции, выполненное в виде замкнутого или открытого корпуса, является тара.
Терминологически важно различать понятия упаковки и тары.
Согласно ГОСТ 17527-2014 тара - это основной элемент упаковки, предназначенный для размещения продукции.
Отдельные виды тары участвуют в процессе обращения между производителем и потребителем не только вместе с товаром, но и без него. Элемент упаковки, который в комплексе с тарой или без нее выполняет функцию защиты товара и окружающей среды, называется вспомогательным упаковочным средством.
По назначению тару разделяют на:
- транспортную, предназначенную для упаковывания, хранения и транспортирования продукции, которая образует самостоятельную транспортную единицу, и потребительскую, которая поступает к потребителю и не выполняет функции транспортной тары;
- производственную тару, предназначенную для хранения, перемещения и складирования продукции на производстве.
Первичную упаковку в зависимости от применяемых материалов, их механической устойчивости и прочности, подразделяют на группы и виды.
Вторичная упаковка предназначена для защиты внутренней тары и стимулирования сбыта.
Групповую и транспортную упаковку используют для перевозки, складирования, хранения товаров и оптовой продажи. Она обеспечивает защиту товара от механических воздействий, которые могут наступить в результате сдавливания, сгибания, скручивания, вытягивания и т.п., и потерь при транспортировке и хранении.
Виды упаковки представлены на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 – Виды упаковки