Поэзия и любовь! Любовь и поэзия! Понятия эти вряд ли можно отделить друг от друга. Строки любви вечны, как сама жизнь, нет и не будет им конца, пока жив человек на земле. Тысячу раз прав Горький, сказавший, что « любовь- это желание жить.
2. Определение темы урока, обращение к эпиграфу, составление кластера с ключевым словом любовь.
3. Слово преподавателя (продолжение)
Вот почему лирика в главной, лучшей своей части- это Гимн Любви, поющийся во славу жизни. Это протест живого трепетного сердца против всего того, что сулит человеку и человечеству гибель. Лирика. Что же мы вкладываем в понятие этого слова?
4. Словарная работа Происхождение и значение слова лирика.
5. Слово преподавателя (продолжение)
Без сомнения, лирика- это самая выразительная форма переживаний поэта как личности. Чтобы любовь, без которой не стало бы и рода человеческого, совершалась на Земле во всей своей красоте, людям нужна лирика. Это то бесценное, что люди хранят и будут хранить всегда. Это «золотой» фонд человечества. Именно в лирической поэзии мы часто узнаем самих себя. И это особенно важно для вас т.к. вы только начинаете жить чувствами .Ваши молодые сердца нуждаются в лирической поэзии, потому что именно они часто обуреваемы страстями и любовными томлениями.
С вами сегодня будут говорить о любви поэты 19, 20, 21 веков. Перед вами пройдет чистая, светлая любовь Пушкина, немыслимая любовь Маяковского, необыкновенная, колдовская любовь Цветаевой, полная глубоких чувств любовь Кочеткова и Заболоцкого, а так же мы услышим строки любви поэта 21века Давида Гордона.
Давайте откроем первую страницу «Книги о любви»- век 19.
6. Сообщение ученицы.
В жизни каждого человека, как солнце утром, восходит в душе любовь. Трепетная, светлая, чистая, таинственная, особенно стала она заметна в поэзии 19 века. Поэты этого века идеализировали женщину, воспевали ее красоту, изящество, нежность, человечность. Многие поэты скрывали имя своей возлюбленной за собирательными именами «Прекрасной дамы», «Незнакомки», а то и просто ее, обращаясь к ней, как к своей музе.
7. Театрализованное инсценирование стихотворения Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»
8. Видеопрезентация об Анне Петровне Керн.
9. Сообщение ученика.
Быть музой поэта- особый талант. Музой Афанасия Фета была его возлюбленная- Мария Лазич. Они любили друг друга страстно, но их любовная история закончилась трагично. Мария погибла от несчастного случая. Фет очень сильно переживал смерть своей возлюбленной.
Звучит стихотворение «Нет, я не изменил» на фоне слайдов с изображением А. Фета и М. Лазич.
10. Сообщение ученика.
Перевернем еще одну страницу «Книги о любви»- век 20.
Владимир Маяковский в конце поэмы «Человек» говорил о своей любви, как о чем-то немыслимом.
Звучат стихи «Погибнет все…». Слайд с изображением В. Маяковского.
Этот несгораемый костер греет многих людей. Еще в 1922 году в автобиографии «Я сам» Маяковский упоминает о замысле поэмы «Про это». «…Задумано о любви. Громадная тема». Эта громадная тема никогда не умрет.
11. Сообщение ученицы.
Ее продолжает Марина Цветаева. По характеру своего темперамента она была сродни Маяковскому. Любовная лирика Цветаевой – это непрерывное объяснение любви. С необыкновенной силой выразила она всю боль и все вековые страдания женщины. О чем бы ни писала, ни говорила поэтесса- все дышит любовной радостью или любовной тоской . А голос ее приобретает колдовскую силу.
Звучит стихотворение «Вчера еще в глаза глядел…»
Любовная лирика, в высшей степени страстная, «цыганская», по ее определению, была вместе с тем и глубоко трагической от постоянно возникавшего в ней чувства одиночества. Ее стихи по-своему выразили силу и красоту женской любви.
Звучит романс «Мне нравится…» в исполнении учителя.
12. Слово преподавателя.
Каждый новый поэт будет вписывать в «Книгу о любви» все новые и новые страницы, оставляя потомкам свои пронзительные слова о великом таинстве любви.
13. Сообщение ученицы.
«С любимыми не расставайтесь»,- умоляет поэт Александр Кочетков в своей знаменитой «Балладе о прокуренном вагоне». С этим стихотворением на полях Великой Отечественной войны не расставались многие солдаты. А они не знали даже имени автора. «Баллада…» переписывалась печаталась в миллионных солдатских треугольниках.
Звучит стихотворение « Баллада о прокуренном вагоне» (на два голоса)
14. Слово преподавателя.
Я думаю, что вы согласитесь со мной в том, что лирика- удивительный жанр литературы. Кажется, что поэт высказывается очень лично, а мы находим в его словах сотни своих мыслей, чувств, переживаний,
15. «Признание»- так называется стихотворение Николая Заболоцкого .Читая его, хочется верить, что именно тебе признаются в любви, что именно ты- та единственная и драгоценная.
Звучит песня «Признание».
Сейчас прозвучал прекрасный романс на стихи Н. Заболоцкого. Сколько в нем нежности, изящества и красоты.
16. Перевернем следующую страницу «Книги о любви» - век 21.
Видеопрезентация «Сегодня я люблю» .Звучат стихи о любви лауреата «Поэт года 2014» Давида Гордона.
17. Слово преподавателя.
Да, о любви написано много (обращение к выставке книг)
Но, о любви написано мало. Мало, потому что чувство – неисчерпаемо, как сама жизнь. Вот почему «Книгу о любви» поэты продолжают писать и сегодня. И она будет дописываться всегда.
Есть книга вечная любви.
Одни едва в ней несколько страниц перелистали,
Другие, все забыв, ее читали,
Слезами полили слова.
Ее читают много тысяч лет,
От строк ее и мне покоя нет.
Степан Щипачев «Строки любви»
18. Рефлексия. Составление синквейна. (ученики работают в тетрадях)
19. Слово преподавателя.
Мне бы очень хотелось, чтобы и вам не было покоя от прекрасных строк любви.
20. Подведение итогов, оценки.
21. Дифференцированное домашнее задание.1.Любимые стихи о любви.2.Эссе «Любовь- это счастье или страдание».3.Мини-исследование о любви в творчестве современных поэтов.
22.Звучит песня «Лебединая верность» .
.
.