Министерство образования Красноярского края краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Минусинский сельскохозяйственный колледж»
Практическое занятие на тему:
«Техническое обслуживание механизма газораспределения»
Разработал:
преподаватель специальных дисциплин Витютнев Н.А.
Минусинск, 2018
ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА ЗАЗОРОВ В КЛАПАНАХ ДИЗЕЛЯ
Зазоры между клапанами и коромыслами проверяйте и регулируйте после
обкатки нового трактора и через каждые 500 ч. (при ТО-2), а также после
снятия головки цилиндров, подтяжки болтов крепления головки цилиндров
и при появлении стука клапанов.
Зазор между бойком коромысла и торцом стержня клапана на непрогретом дизеле регулируйте на величину 0,25...0,30 мм для впускных и выпускных клапанов. Регулировку производите в следующем порядке (рис. 1):
а) снимите колпак крышки головки цилиндров;
б) проверьте затяжку крепления стоек валика коромысел;
в) установите поршень первого цилиндра в ВМТ (оба клапана должны быть закрыты);
г) отпустите контргайку 2 винта на коромысле регулируемого клапана и, вворачивая или выворачивая винт 1, установите между бойком коромысла и торцом стержня необходимый зазор по щупу 3. После установки зазора затяните
контргайку и снова проверьте зазор щупом, проворачивая штангу.
Клапаны регулируйте в последовательности, соответствующей порядку работы дизеля (1-3-4-2),
проворачивая коленчатый вал на 1/2 оборота по ходу часовой стрелки.
Регулировку тепловых зазоров между носком коромысла и торцем стержня клапана производите на холодном двигателе или, если двигатель работал, не ранее чем через 30 мин, после остановки.
Допускается регулировка клапанов другим способом:
а) снимите колпак крышки головки цилиндров;
б) проверьте затяжку крепления стоек валика коромысел;
в) проверните коленчатый вал до момента перекрытия клапанов в первом цилиндре (впускной клапан 1-го цилиндра начинает открываться, выпускной клапан — заканчивает закрытие) и отрегулируйте зазор в 4, 6, 7 и 8 клапанах (отсчет клапанов от вентилятора);
г) проверните коленчатый вал на один оборот, установив перекрытие в четвертом цилиндре, и отрегулируйте зазор в 1, 2, 3 и 5 клапанах.
После регулировки зазоров поставьте на место колпак крышки. При пере-
проверке на холодном дизеле допускаются зазоры 0,20...0.35 мм для впускных и выпускных клапанов.
- Давайте вспомним как же устроен механизм ГРМ:
Установите коленчатый вал последовательно в положения I, II, III, IV, которые определяются поворотом коленчатого вала относительно начала впрыска топлива в первом цилиндре на угол, указанный в таблице. При каждом положении регулируются одновременно зазоры клапанов двух цилиндров в порядке их работы.
Параметры
Значения параметров при положении коленчатого вала
Угол поворота, град.
I
Цилиндр регулируемого клапана
0
II
III
180
1
IV
360
3
540
4
2
- Очистить от грязи и пыли колпак и крышку головки цилиндров так, чтобы на наружной
поверхности не было маслянистых отложений.
2. Снять колпак крышки и обмыть его в керосине.
3. Вывинтить установочный болт и вставить его противоположным концом в отверстие в картере маховика.
4. Проверить крепления стоек коромысел и при необходимости подтянуть их.
Проверьте динамометрическим ключом момент затяжки гаек крепления стоек коромысел регулируемых клапанов (Mкр=4,2-5,4 кгс ּ м)
Установить поршень первого цилиндра в положение, соответствующее концу такта сжатия( оба клапана закрыты).
- Замерьте щупом зазор между носком коромысел и торцем стержней клапанов 1-го цилиндра. Щуп толщиной 0,25 мм для впускного и 0,30 мм для выпускного клапанов должен входить свободно, щуп толщиной 0,25 мм для впускного и 0,30 мм для выпускного – с усилием.
Впуск 0,30
Выпуск 0,40
При необходимости величину требуемого зазора установите следующим образом:
- ослабьте гайку 1 регулировочного винта 2, используя приспособление для регулирования клапанов или ключ и отвёртку;
1
2
- вставьте щуп нужной толщины и, вращая винт отверткой, установите требуемый зазор;
- придерживая винт отверткой, затяните гайку и проверьте величину зазора. Момент затяжки гайки регулировочного винта должен быть равен 4,2 — 5,4 кгс ּ м.
Дальнейшее регулирование тепловых зазоров в механизме газораспределения произведите согласно таблице. 1, проворачивая коленчатый вал на 180º.
Ввинтите фиксатор в отверстие корпуса маховика. Установите на д вигатель снятые составные части.
Пустите двигатель и проверьте его работу: при правильно отрегулированных зазорах стука в клапанном механизме не должно быть.
Возможные неисправности механизма газораспределения
Контрольные вопросы
1. К каким последствиям при работе двигателя может привести неправильно установленные (отрегулированные) тепловые зазоры между носком коромысел и торцем стержней клапанов! 2. Назовите основные неисправности механизма газораспределения, их характерные признаки и причины. 3. Расскажите о возможных способах обнаружения и устранения неисправностей механизма газораспределения двигателя.