СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта «Формирование читательской грамотности при работе с текстом. Работа с текстом Ю. Дмитриева «Прогулка с отцом». 5-6 классы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта «Формирование читательской грамотности при работе с текстом. Работа с текстом Ю. Дмитриева «Прогулка с отцом». 5-6 классы»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛОЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 1

города Данилова Ярославской области

Тема: «Формирование читательской грамотности при работе с текстом.

Работа с текстом Ю. Дмитриева «Прогулка с отцом».

5-6 классы



Составила: учитель русского языка и литературы

Смирнова О.А.





г. Данилов Ярославской области







Технологическая карта урока

Класс: 5-6



Тема урока

Формирование читательской грамотности при работе с текстом. Работа с текстом Ю.Дмитриева «Прогулка с отцом».

Цель и задачи урока

Учить детей при работе с новым текстом находить, извлекать и использовать необходимую информацию путём групповой работы, диалогов и игровых приёмов.

- Развивать эмоциональность, умение вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, развивать навыки сотрудничества в группе.

- Воспитывать сострадание, сочувствие, толерантность, готовность помочь другому.

- способствовать духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников.

- формирование у учащихся позитивного отношения к чтению;

- расширение кругозора школьников;

- развитие познавательных интересов, формирование стремления детей к размышлению и поиску информации;

- формирование и развитие читательской грамотности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении текста; формирование эстетического отноше­ния к слову;

— овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными ви­дами текстов; развитие интереса к чтению и книге;

-Создать условия для понимания учащимися значимости грамотной работы с новым текстом и новой информацией, путем осмысленного чтения и анализа текста «Прогулка с отцом» Ю.Дмитриева

Универсальные учебные действия

Личностные:

-ценить и уважать базовые ценности: «добро», «красота природы», «явление природы »;

-оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм;

-освоение личностного смысла учения, желания учиться.

Регулятивные:

-определять цель учебной деятельности и план выполнения заданий под руководством учителя;

-соотносить выполнение заданий с образцом;

- корректировать выполнение задания;

-оценка своего задания и саморегуляция.

Коммуникативные:

- участвовать в диалоге, слушать и понимать речь других, высказывать свою точку зрения;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

-выполнять различные роли в группе.

Познавательные:

-ориентироваться в тексте, находить нужную информацию;

-смысловое чтение;

-анализ объектов с целью выделения признаков( существенных и несущественных);

-установление причинно- следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- умение работать в группе.

Планируемый результат обучения

Личностные УДД:  Формирование интереса к чтению; мотивации к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой деятельности; эмоционального отношения к поступкам героев литературных произведений, любви к родному дому, первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки, стремления к успешности учебной деятельности.

Регулятивные УДД:

Возможность учиться: осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения материала, работать с текстом, сотрудничая в группе.

Познавательные УДД:

Осознавать роль названия произведения, понимать прочитанное, выделять и понимать информацию из прочитанного.

Коммуникативные УДД:

Корректировать действия участников коллективной творческой деятельности, Ориентироваться в понятиях дружба, дружеские отношения, эмоционально воспринимать слова собеседников.  

 Предметными результатами освоения учащимися программы являются следующие умения:

- развивать читательскую грамотность;

- определять тип и стиль текста;

- находить главную мысль;

- определять тему текста;

- находить нужную информацию. 

Основные понятия

Красота, красота внешняя и внутренняя

Проблемный вопрос

Что такое красота? Кого можно назвать по-настоящему красивым?

Варианты решения

Поиск информации в тексте.

Ресурсы

Текст Ю.Дмитриева «Прогулка с отцом»

Презентация к уроку

Рабочий лист с заданиями




Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Самоопределение к деятельности

1.Проверка готовности к уроку.

2.Выбор эффективного способа, приёма концентрации внимания.

Регулятивные: 

самоконтроль

Коммуникативные: 

согласованность действий с партнёром


Доброе утро! Придумано кем-то

 Просто и мудро при встрече здороваться!

 Доброе утро солнцу и птицам!

 Доброе утро улыбчивым лицам!

Поприветствуем наших гостей!

- Садитесь, пожалуйста!

- Улыбнитесь соседу слева, соседу справа, пожмите друг другу руки.

Самоконтроль готовности.







Реакция на учителя, внимание.

Актуализация знаний, постановка учебной задачи

1.Общая установка на урок.



2. Постановка учебной задачи.

3 Работа с текстом

Первичное восприятие. Чтение рассказа учеником.













4. Работа в группах. Открытие новых знаний. Определение стиля и типа текста.

5.Работа в группах. Вторичное восприятие.

Работа по тексту.





































6. Групповая работа с отдельной фразой текста.

Открытие новых знаний.






















































Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой.



Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.



Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.













Познавательные:

- уметь выделять существенную информацию из текста; уметь работать со словарём.

Коммуникативные:

уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении увиденного;

- уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные:

- уметь с новой информацией в тексте.

- уметь находить нужную информацию в тексте.

- уметь выделять существенную информацию;

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Познавательные:

- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;





Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Познавательные:

- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Коммуникативные:

уметь договариваться и приходить к общему творческому решению в совместной деятельности;

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;


-Итак, начнём урок. Нам сегодня предстоит хорошо потрудиться над новым, пока ещё неизвестным текстом. Стать грамотными читателями - это наша главная цель. Сегодня мы будем учиться находить и извлекать нужную информацию из текста.



-Что такое красота?

-Что мы можем назвать по-настоящему красивым?

- Мы в зоопарке. Каких животных вы могли бы назвать красивыми и почему?

-А если бы я вас спросила. Какие животные вызывают у вас неприятные ощущения, кого вы бы назвали? Почему?

А как вы думаете, можно ли судить о красоте только по первому взгляду?

-Конечно, нет. А убедиться в этом нам поможет текст Ю.Дмитриева «Прогулка с отцом»

Предлагаю всем познакомиться с ним.

(приложение 1)

Чтение текста.



- Поработайте в группах. Обсудите, какой это стиль текста (научный или художественный)? Какой это тип текста (повествование, описание, рассуждение)?

-Ребята, вы будете работать в группах. Вам необходимо выполнить задание на рабочих листах и представить результат своей работы. Вся информация, необходимая для выполнения заданий, представлена в тексте. Читайте текст грамотно и внимательно.

Работа с рабочим листом (Приложение 2)







































Как вы понимаете смысл последнего предложения: «Почему люди так часто видят то, чего нет, и не замечают того, что есть?»







Как вы думаете, а с людьми такое случается?

Как вы думаете, какой может быть красота?

Кого мы можем назвать красивым по-настоящему?



Давайте заполним кластер

Красота: внешняя( то, что приятно глазу)

Внутренняя ( доброе сердце, душа, хорошие поступки)

Настрой на работу.

- Я и мои друзья.







Дети дают определение(свое понимание слова КРАСОТА)

Читает 1 ученик – остальные дети следят за текстом.

Демонстрация знаний, умений.



Восприятие информации.









Учащиеся обсуждают в своих группах вопросы. Отвечает 1 ученик от группы .

Ответы: Стиль текста (художественный); тип текста (повествование с элементами описания).

Принятие учебной задачи.

Учащиеся обсуждают в своих группах вопросы. Отвечает 1 ученик от каждой группы .

Задание №1

-Необычная красота

Задание №2

-изменить негативное отношение к жабам, которое сложилось у читателей

Задание№3

-«тяжело дышала, как человек»

-«удивительные золотистые глаза, большой беззубый рот…доброе выражение..»







Ответ ученика(примерный):

Люди часто замечают лишь внешность, потому что это проще. Чтобы понять настоящую красоту , надо заглянуть вглубь, познакомиться , узнать лучше.

Красота- это не только то, что приятно видеть. Это и доброе сердце и красивая душа прежде всего.








Итог урока.

Рефлексия.

Познавательные:

- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

Личностные:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Сегодня мы познакомились с замечательным текстом Ю.Дмитриева

Что вам запомнилось? А понравилось ли вам работать с текстом, искать нужную информацию? Почему человек должен проявлять читательскую грамотность? Понравилось ли вам работать в группах?

А теперь пришло время познакомиться с героиней этого рассказа – жабой

Выступление сотрудников зоопарка.

Произвольные ответы детей.





Приложение №1

Первый раз мы встретились в лесу. Она сидела на тропинке, большая, грузная, тяжело дышала, как человек, страдающий одышкой.

Я и раньше видел жаб, но разглядывать их мне как-то не приходилось — все было некогда, всегда я куда-нибудь торопился. А тогда я не спешил и, присев на корточки, стал разглядывать жабу.

Она сидела на тропинке и смотрела на меня. А я смотрел на жабу и вспоминал множество небылиц, которые рассказывают об этих животных. Однажды кто-то объяснил мне, что всякие небылицы о жабах рассказывают потому, что они очень некрасивы, даже уродливы. Но чем больше я смотрел на жабу, тем больше убеждался, что это неправда, что она вовсе уж не такая уродливая. Может быть, с первого взгляда жаба действительно не кажется красавицей. Но стоит ли судить по первому взгляду?

И будто для того, чтоб я мог убедиться в своей правоте, произошла новая встреча с жабой.Теперь эта встреча произошла не в лесу, а в дальней части нашего двора. Конечно, это была не та жаба, которую я видел в лесу. Но мне почему-то хотелось, чтоб это была именно та самая, чтоб она каким-то образом попала из лесу к нам во двор нашего старого дома, полюбила его, как любили этот двор мы, мальчишки, и осталась тут жить.

Я часто наведывался к старому пеньку и иногда встречал там жабу.

В библиотеке я взял несколько книг, где рассказывалось про жаб, ящериц, лягушек, и в одной из них прочитал, что жабу можно приручить. Достав мучных червей, я стал приходить к жабе с «подарками». Червей я насаживал на кончик тонкой лучинки и преподносил моей жабе. Но она почему-то не брала их. Сначала я удивлялся, а потом вспомнил, что жабы хватают только движущихся насекомых. Тогда я тихонечко покрутил палочку. Это тоже поначалу не производило впечатления. Но однажды… Нет, я не отвлекся — я смотрел на червя не спуская глаз. И все-таки не заметил, как он исчез. Я насадил на кончик лучинки еще одного червя. И с ним произошло то же самое. И с третьим, и с четвертым. Они исчезали, а жаба по-прежнему сидела неподвижно, будто и не она вовсе была виновницей исчезновения червей.

С этого дня я каждое утро в один и тот же час приходил к старому пеньку и в одном и том же месте находил мою жабу. Казалось, она поджидала меня.

Говорят. Что жабы некрасивые… А я видел перед собой ее удивительные, золотые, с темными точечками глаза, большой беззубый рот, придававший ей какое-то очень доброе выражение, нежную кожицу на брюшке, трогательные, кажущиеся такими беспомощными, передние лапы, и мне казалось, что она была очень красива.

Почему же этого не видят другие? Почему люди так часто видят то, чего нет, и не замечают того, что есть?!



















Приложение №2

Прочитайте внимательно текст и выполните задания

  1. Выберите название текста , наиболее точно отражающее его содержание и авторскую идею:

- Смешные встречи;

- Меткие стрелки;

- Лесная жаба;

- Мой некрасивый друг;

- Жабьи небылицы;

-Необычная красота;

-Чем питаются жабы.

2)Какова основная идея текста:

-вызвать симпатию читателей к жабам;

-изменить негативное отношение к жабам, которое сложилось у читателей;

-сообщить сведение о наиболее распространенных в нашей стране видах жабы;

-призвать читателей внимательнее присмотреться к жабам, обитающим в наших лесах.

3)Найдите в тексте предложения, которые доказывают, что рассказчик видел в жабе человеческие черты. Подчеркните их.

4)Как вы понимаете смысл последнего предложения? Почему люди так часто видят то, чего нет, и не замечают того, что есть.





КРАСОТА









- -

- -

- -

- -

-