Актуализация фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии | -Откройте тетради отступите от предыдущей работы четыре клеточки, запишите число и классная работа. (в течение всего урока контролирую посадку у учащихся и дисциплину) -Ребята, сегодня в гости к нам пришли Вупсень и Пупсень. Послушайте, что они вам скажут: -Чтоб работать быстро и ловко, Нам нужна для ума тренировка. -Поэтому наш урок начнем с устного счета. Вупсень и Пупсень приготовили для нас очень интересные задания. Давайте, скорей их выполним. Произведение каких чисел равно 15? Первый множитель 6, второй 3. Найдите произведение. Чему равно произведение чисел 6 и 2? 7 ∙3 . Какое число надо умножить на 8, чтобы получить 16? Чему равно частное чисел 15 и 5? 18 : 9. 16 : 8. Мышка зёрна собирала, По два зёрнышка таскала. Принесла девятый раз. Каков у мышки стал запас? Три бельчонка маму-белку Ждали около дупла Им на завтрак мама-белка Девять шишек принесла, Разделила на троих. Сколько каждому из них? Летом в солнечный денёк Птички прыгали: прыг-скок! На двух веточках сидели По четыре коростели А на следующих двух По три филина сидели И кричали: “Ух, да ух!” Вы, ребята, не зевайте Сколько птиц всего, считайте. В поле бабочки летали Лепестки цветов считали На одном цветке их пять. Сможете вы сосчитать? Сколько будет лепестков? Если шесть всего цветков. -Хорошо, молодцы, Вупсеню и Пупсеню очень понравилось, как вы выполнили их задания. -Ребята, знание каких табличных случаев помогли нам справиться с заданием? | -Открывают тетради и записывают число и классная работа. 3 и 5 18 12 21 2 3 2 2 (2 ∙9 = 18). (9 : 3 = 3). (4 ∙ 2 + 3∙2 = 14). (5 ∙6 = 30) -В выполнении этого задание нам помогли знания таблицы умножения на 3 и 2. | К-1 Л-1,2 П-1,2,3 |
Выявление места и причины затруднений в пробном действии | - А теперь рассмотрите на слайде ряд чисел, расположенных в порядке возрастания. 0 4 8 12 16 20 24 28 32 36 -Что интересного вы заметили? -Верно. Число 4 очень интересное. Вспомните, какие предметы или явления обязательно связаны с этим числом? -Молодцы, ребята. Посмотрите еще раз на этот ряд - не просто числа, это ответы из таблицы умножения. - Кто уже догадался, над какой темой мы с вами будем работать? -Верно. А какую цель мы перед собой поставим? Чтобы ответить на этот вопрос, откройте учебник на странице 34-ой и посмотрите, что написано вверху страницы. | Учащиеся рассматривают на слайде ряд чисел. -Каждое последующее число на 4 больше предыдущего. - 4 времени года, 4 ушка у подушки, 4 стороны света, 4 ножки у стола, 4 лапы у кота, 4 арифметических действия и т.д. -Мы будем работать над темой «Таблица умножения на 4». -Целью нашего урока будет составление таблицы умножения и деления с числом 4. | К-2 Л-1,2 П-3 |
Построение проекта выхода из затруднения | -Ребята, предлагаю вам рассмотреть рисунок. -Сколько точек в каждом квадрате? -Сколько квадратов? -Что обозначают числа над квадратами? -Верно, т.е. например, мы по 4 берем 2 раза. -А что означает число под квадратами? (Фронтальный опрос) -Хорошо, а теперь посмотрим на табличку «Вычисли и запомни!» -Ребята, давайте вместе с Вупсенем и Пупсенем рассмотрим первый столбик. -Как вы думаете, почему эту таблицу начали с примера 4 ∙ 4? Не забываем отвечать полным ответом и поднимать руку. -Посмотрите на первый множитель в столбике, что мы можем о нем сказать? -А что мы можем сказать про второй множитель? -А про произведение? -Верно. Продолжим работу в тетради и составим первый столбик. - Давайте прочитаем первое выражение Изобразите произведение этих чисел с помощью квадратиков в тетради. -Вычислите это произведение -Как вы вычисляли? -Запишите эту сумму внизу под таблицей умножения. -Сколько же получится, если 4*4 -Запишем в таблицу умножения. -Теперь вычислим 4*5 -Как вы это изобразите? -Сколько всего квадратов? -Как вы это узнали? Запишем эту сумму под первой. -Как можно вычислить вторую сумму, пользуясь первой? -Как еще можно вычислить результат? - Сколько же получится, если 4*5 -Какой следующий пример? -Решите и назовите результат. -Как вычисляли? -Запишем ответ под таблицу. -Как по-другому решить пример? -Можно вычислять так: 3*4+3*4=24 -Какой следующий пример? - Решите и назовите результат. - Как вычисляли? Запишем ответ под таблицу. -Как по-другому решить пример? -Посмотрите внимательно на получившиеся ответы и скажите, что интересного вы заметили. -Почему? Как вы думаете? -Хорошо. Перейдем ко второму столбику. Второй столбик это умножение на 4. Как связан первый столбик со вторым? -Верно. Какое свойство умножения поможет нам составить таблицу умножения на 4? -Как оно звучит? -Верно. Давайте с вами в наших тетрадях составим второй столбик - таблицу умножения на 4. -А теперь зачитайте, получившие равенства. -Теперь составим третий столбик – деление четырех. Если произведение разделить на один из множителей, то, что мы получим? -Верно. Теперь мы готовы составить третий столбик. -Запишите этот столбик в тетрадь. -Давайте проверим то, что у вас получилось. По цепочке зачитывайте равенства, называя компоненты и результат действия. А наши гости Вупсень и Пупсень будут внимательно слушать. -А теперь запишем последний четвертый столбик – деление на 4. -Ребята, с чем мы с вами познакомились? -Чему мы теперь будем учиться? -Верно, а теперь выполним номер 1, первые три столбика. Работать будем по цепочке у доски. Пока один работает у доски, остальные работают в тетради. -Молодцы, ребята. | - В каждом квадрате 4 точке. - 9 квадратом. - Число, на которое умножаем или делим. -Значение произведения. - Потому что 4∙1, 4 ∙2, 4∙3 мы уже знаем. -Первый множитель везде один и тот же. -Второй множитель увеличивается на 1. -Произведение увеличивается на 4. -Четыре умножить на четыре - 4+4+4+4=16 - Получится 16 -Всего 20 квадратов - 4+4+4+4+4=20 - 16+4=20 - 5*4=5+5+5+5=20 - Получится 20 - 4*6 - Ответ 24 - 4+4+4+4+4+4=24 - К 20 прибавить 4; - 6*4=6+6+6+6 - 4*7 - Мы получили результат 28 - 4+4+4+4+4+4+4=28 - К 24 прибавить 4; - 7*4=7+7+7+7=28 - Каждый из них больше предыдущего на 4 - Потому, что мы умножали число 4 последовательно на числа от 4 до -Это те же выражения только переставили местами множители. -Переместительное свойство умножения . -От перемены мест множителей, произведение не меняется. Продолжают составлять в тетрадях таблицу умножения на 4. - 5*4=20 (пять умножить на 4 равно 20) 6*4=24 (шесть умножить на 4 равно 24) 7*4=28 (семь умножить на 4 равно 28) 8*4=32 (восемь умножить на 4 равно 32) 9*4=36 (девять умножить на 4 равно 36) -Мы получим другой множитель. -16:4=4 (шестнадцать разделить на 4 равно 4) 20:4=5 (двадцать разделить на 4 равно 5) 24:4=6 (двадцать четыре разделить на 4 равно 6) 28:4=7 (двадцать восемь разделить на 4 равно 7) 32:4=8 (тридцать два разделить на 4 равно 8) 36:4=9 (тридцать шесть разделить на 4 равно 9) - (делимое: делить = частное) -20:5=4 24:6=4 28:7=4 32:8=4 36:9=4 -Мы познакомились с таблицей умножения 4 и соответствующими случаями деления. -Мы будем учиться применять эти табличные случаи. 9 ∙ 4 = 36 4 ∙ 7 = 28 24 : 4 = 6 5 ∙ 4 = 20 4 ∙ 8 = 32 16 : 4 = 4 9 + (14 − 5) = 18 37 + 44 = 81 24 − (19 + 4) = 1 62 − 36 = 26 | Р-1 Л-1,2 П-3 Р-2,3 К-1 |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | -А теперь давайте с вами решим задачу под номером 2. Прочитайте ее про себя. Маша прочитает задачу вслух. Один человек решает у доски на оценку, все остальные в тетради. -О чем говорится в задаче? -Что с ними сделали? -Какими величинами характеризуется продажа? -Что означает число 32? -А что означает число 4? -Что нам нужно найти? -Ребята, посмотрите на слайд и скажите, какая таблица подходит к данной задаче? 1. Цена | Кол-во ручек | Стоимость | ?р. | 4 ручек | 32 р. | 2. Цена | Кол-во ручек | Стоимость | 4р. | ? ручек | 32 р. | 3 Цена | Кол-во ручек | Стоимость | 32р. | 4 ручек | ? р. | -Верно. Какой главный вопрос задаче? -Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос? -Каким действием? -Какое получили выражение? - Какой получился ответ? -Верно. Запишите решение и ответ задачи к себе в тетрадь. -Ребята, какие знания нам помогли справиться с решением задачи? | -В киоске продали на 32 р. ручки по цене 4 р. за каждую. Сколько ручек продали? Запиши задачу в таблицу и реши ее. - В задаче говориться о ручках. - Их продали. -Продажа характеризуется такими величинами, как цена, количество, стоимость. -Это стоимость проданных ручек. -Это цена одной ручки. -Количество проданных ручек. -К нашей задаче подходит таблица под номером 2. - Сколько ручек продали? -Да. - Делением. -32:4 - Ответ получился 8. Записывают в тетрадь решение и ответ задачи. -С решением нам помогли справиться знания таблицы деления на 4. | |