Предмет | География, биология |
Класс | 8 |
Тип урока | Урок методологической направленности |
Форма урока | интегрированный |
Форма работы учащихся | коллективная, индивидуальная, групповая. |
Тема | Климат и здоровье человека |
Цель | Показать актуальность (жизненную важность) проблемы влияния климата на здоровье и жизнедеятельность человека через анализ различных источников географической и биологической информации с целью приобретения учащимися опыта логического мышления и коммуникативных навыков |
Оборудование | Мультимедийное сопровождение (презентация Microsoft Power Point, кинофрагмент), учебник географии, атласы для 8 класса, справочные таблицы. |
Задачи | Образовательные: Продолжить формирование знаний об основных типах климата России, их особенностях, закономерностях размещения по территории страны. Формировать у обучающихся знания о влиянии климата на здоровье человека умения объяснять и применять знания об основах гигиены и мероприятий по охране здоровья человека. Развивающие: Развивать умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование в устную и письменную речь в наглядно-символической форме (в виде таблиц, схем и опорных конспектов). Развивать умение самостоятельно определять цели и задачи своей деятельности, планировать деятельность, выбирать средства реализации целей и задач с выходом на конечный результат Воспитательные: 1. Продолжить формирование научного мировоззрения. 2. Показать связь изучаемого материала с реальной жизнью. 3. Формировать ответственное отношение к личному вкладу в решение поставленной проблемы при работе в группе. 4. Продолжить формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работая в малых группах по выполнению заданий. |
Планируемые метапредметные результаты. | В результате проведения урока учащиеся смогут: Регулятивные: ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной учебной задачей, участвовать в совместной деятельности, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами, оценивать свою работу и работу одноклассников; Познавательные: выделять главное, высказывать суждения, подтверждая их фактами, выявлять причинно-следственные связи, анализировать и решать проблемные задачи; Коммуникативные: выступать перед аудиторией, уметь вести диалог, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I.Организационный момент (3 мин) | 1.Эмоциональный настрой учащихся (вход учащихся в кабинет под музыкальное сопровождение). 2. Представление участников и гостей. Приветствие учителя географии и биологии. 3. Учитель дает инструктаж о правилах работы в группах, по заполнению опорного конспекта, по работе с информацией, по подготовке устных сообщений, критериями оценивания работы, заполнение листа самооценки работы группы. | Обучающиеся проверяют наличие учебников и школьных принадлежностей. |
II. Актуализация (7 мин) | Задание с удивлением (облако слов) - Что вы видите на слайде? (географические и биологические понятия на фоне организма человека). - Почему на фоне организма человека? На основе проблемного вопроса; - Можем ли мы проследить взаимосвязь материала по географии и биологии? Как? направляет на вызов у обучающихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу. - Попробуйте сформулировать тему нашего урока? Учитель совместно с учащимися формулирует тему урока «Климат и здоровье человека» (запись в опорном конспекте) Учитель контролирует работу групп. | Обучающиеся называют информацию, увиденную на слайде и высказывают предположения, отвечая на вопросы учителя. Обучающиеся совместно с учителем определяют и формулируют тему урока, Обучающиеся в группах по 5 человек выполняют задание на опорном конспекте и осуществляют самопроверку по образцу, заносят результаты в лист самооценки. |
III. Целеполагание и мотивация (5 мин) | Создание проблемной ситуации – просмотр видеофрагмента «Эпизод из жизни человека в экстремальных климатических условиях». - Ребята, предлагаю вам посмотреть видеоролик - Что было показано в видеофрагменте? - Какие ассоциации у вас появились во время просмотра видеоролика? (называют слова-ассоциации, выбираем ключевые) - Какую важную проблему будем изучать на уроке? Учитель совместно с учащимися формулирует проблему урока. «Как влияет климат на здоровье человека и какие меры по охране здоровья человека необходимо использовать?». - Что необходимо определить и найти, чтобы решить данную проблему и ответить на вопрос темы урока? Работая совместно в группе, используя различные источники информации: дать характеристику благоприятного и неблагоприятного климата для организма человека; определить какие районы России имеют благоприятный климат, неблагоприятный климат, и составить их «портрет»; подтвердить влияние климата на человека; предложить меры по сохранению здоровья человека и профилактике заболеваний населения. | Обучающиеся называют информацию, увиденную на слайде и высказывают предположения, отвечая на вопросы учителя. Обучающиеся совместно с учителем определяют и формулируют основную проблему и тему урока, составляют план действий (что изучать и как изучать?) |
IV. Первичное усвоение учебного материала (15 мин) | Учитель осуществляет контроль за работой группы и правильностью выполнения заданий при заполнении опорных конспектов по теме «Климат и здоровье человека» (климатические условия, районы России с различными климатическими условиями, таблица «Портрет» климата). | Заполнение опорных конспектов по теме «Климат и здоровье человека». Работа в группах с картами атласа, дополнительной информацией, заполняют опорный конспект, готовят устное сообщение. |
V. Осознание и осмысление учебного материала (3 мин) | Учитель вопросом «Ребята, что можно сказать о климате территорий России, на которых проживает большинство населения? Дайте оценку природных условий для проживания человека на территории России» подводит обучающихся к выводу о соотношении благоприятных и неблагоприятных районов, о влиянии климата на здоровье и жизнедеятельность человека. | Отвечают на вопросы, определить свою позицию по итогам работы, делают вывод. |
VI. Закрепление и применение учебного материала (5 мин) | Учитель предлагает, работая в группах со справочной таблицей «Влияние климатических факторов на здоровье и жизнедеятельность человека», составить проект «Методы сохранения здоровья человека, проживающего в районе с неблагоприятным климатом» (работают под музыкальное сопровождение). Поиск путей решения проблемы, выступление групп. Учитель осуществляет контроль за работой обучающихся. | Отчет групп учащихся о работе (защита проектов) |
VII. Информация о домашнем задании (1 мин) | Творческое задание на выбор Составить «портрет» «Традиционная одежда и питание людей, проживающих в разных климатических условиях на территории России». Форма представления продукта: Презентация Плакат (рисунок) Ментальная карта (схема) Форма работы над продуктом: Индивидуальная Парная | |
VIII. Рефлексия (3 мин) | - Ну, вот, ребята, наш урок подходит к концу. - Давайте вернемся к цели и проблеме урока? Гогенгейм сказал: «Тому, кто изучил ветры, молнии и погоду, известно происхождение болезней». - Как вы думаете, прав ли были мыслитель древности, говоря о влиянии климата на здоровье человека, и актуальна ли эта проблема в наши дни. - Ребята достигли мы цели урока? - Смогли ли мы разрешить проблему влияния климата на здоровье человека в ходе изучения темы? Почему? Рефлексия деятельности. Достигли цели и смогли разрешить проблему, т.к. совместно решили следующие задачи дали характеристику благоприятного и неблагоприятного климата для организма человека; определили какие районы России имеют благоприятный климат, неблагоприятный климат, и составили их «портрет»; подтвердили влияние климата на человека; предложили меры по сохранению здоровья человека и профилактике заболеваний населения. Ребята, оцените пожалуйста работу группы по таблице. | Совместно с учителем подводят итоги работы, отвечая на поставленные вопросы. Оценивают работу по оценочным листам-таблицам (свою, работу группы). |