2.Актуализация опорных знаний. | - Почему на Земле происходит смена времен года? (слайд 1) - Отличается ли погода в разные времена года? - В какое время года солнце выше поднимается на небе? - Почему летом в тени теплее, чем на солнечной стороне зимой? (слайд 2) - Если в Северном полушарии зима, то в Южном полушарии какое время года? - Как вы думаете, одинаковая ли погода на Земном шаре? А климат? - Чем, по вашему мнению, погода отличается от климата? | - Потому, что земная ось наклонена. - Отличается. Потому что высота солнца над поверхностью Земли разная. - Летом. - В Южном полушарии – лето. - Нет. | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи; перерабатывать полученную информацию. Коммуникативные: слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения. |
4.Разрешение проблемы. Систематизация имеющихся знаний. | - На какой планете мы живем? - Как вы думаете, что окружает Землю? - Что такое атмосфера? (слайд 4) - Как вы думаете, в космосе холодно или тепло? Предположим, что мы собрались лететь на Луну, сможем ли мы там жить? ( слайд 5) - Какие атмосферные явления мы можем наблюдать на Земле? - Что же позволяет нам получить объективные сведения о тепле и холоде? - Как мы определяем, какую одежду надеть, чтобы выйти на улицу? - Что такое погода? - Что определяет погоду? ( слайды 6, 7) - При помощи чего мы определяем температуру воздуха? - Какие виды термометров вы знаете? (рассматриваем строение термометра). Нас интересует термометр для измерения температуры воздуха на улице. - Что можно сказать об уличном термометре? - Какой вывод можно сделать? - При помощи чего измеряем температуру воздуха? ( слайды 8-13) Физкультминутка: Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо все выше, выше. Опыт: учитель открывает окно, чтобы в класс ворвался поток свежего воздуха. - Что вы почувствовали? - Что же такое ветер? ( слайд 14 ) Презентация: - Посмотрим на наших героев, где они находятся? - Как же возникает ветер? Ветер может быть разный по силе. Какими словами можно выразить силу ветра? - Чем отличается ветер в разные времена года? Итак, мы поговорили о ветре. - Что же такое ветер? ( слайды 14-16) Теперь поговорим об облачности и осадках, о том, как образуются осадки, как ветер и сила тяжести помогают воде путешествовать. ( слайды 17-18 ) Дожди, туманы, росы, лед – Нам всем нужна вода. Такой ее круговорот В природе навсегда. (Сказка о путешествии капельки воды) ( слайды 19-24 ) В атмосферном воздухе всегда содержится вода в виде пара. Он бесцветный, прозрачный и потому не видим. Когда в воздухе находится мало пара, то в небе мы можем наблюдать безоблачность. При охлаждении пар превращается в мельчайшие легкие капельки, из которых состоят облака. Покрывая небо, они создают облачность. Если облака продолжают охлаждаться, капли тяжелеют и выпадают на землю в виде осадков. По виду облаков можно предсказать погоду: перед дождем облака превращаются в тучи. Поговорим о видах осадков. - Какие осадки вы знаете? ( слайды 25- 27) - Что же такое погода? ( слайды 28,29) Поговорим о климате. - Что такое климат? ( слайд 30) - Как вы думаете, в разных частях Земного шара климат разный или одинаковый? - В каком полушарии мы живем? | - Мы живем на планете Земля. - Землю окружает атмосфера. - Воздушная оболочка. - Холодно. - Сможем при наличии скафандра, т.к. на Луне нет воздуха, а он нужен для дыхания, и есть опасные космические лучи. -Мороз, жара, облака, ветер, дождь, гроза, туман, снег. - Прогноз погоды. - Температура воздуха, облачность, осадки, ветер. - При помощи термометра. - Медицинский, водный воздушный. - Уличный термометр имеет шкалу, определяющую температуру от + 50 до – 50 градусов. - Дуновение ветра. - Движение воздуха. - На берегу реки. - Прохладный ветер дует с реки на берег, там он согревается, поднимается вверх, а его место снова занимает прохладный воздух. - Безветрие, слабый ветер, умеренный ветер, сильный ветер, ураган. - Дождь, снег, град, иней, роса, туман. - Состояние атмосферы, в определенное время, в определенном месте называют погодой. - Климат – регулярно повторяющаяся смена погодных условий в течение года. - Разный. - В Северном. | Регулятивные: учиться планировать учебную деятельность на уроке; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные: Добывать новые знания: находить необходимую информацию в учебнике и источниках, предложенных учителем. Коммуникативные: использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
5.Работа в группах. | Вам нужно выполнить следующие задания: определите погоду для нашей местности в разные времена года. 1 группа – зима. 2 группа – весна. 3 группа – лето. 4 группа – осень. ( слайд 31) - Какое сейчас время года? - Какая сегодня погода? Наблюдать за погодой и вести записи можно в дневнике наблюдений. ( слайды 32,33 ) - Чем отличается погода от климата? ( слайд 34 ) Задание второе: определите, что относится к климату, что к погоде? | Ученики выполняют работу, затем представляют ее классу. - Осень. Ученики представляют свои наблюдения за погодой 3 - 4 недель октября, и 1 недели октября. Ученики выполняют задания на карточках. | Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к способам решения задачи. Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные: вырабатывать и принимать коллективные решения. |