Определение темы и постановка проблемы цели урока. | | -Ребята, когда я шла к вам на урок, по пути встретила историка, он спросил у меня, куда я иду, я рассказала, что иду к вам. Он попросил меня передать вам этот рюкзак и помочь ему исследовать 3 государства, кто догадался, какие государства? -Верно. Тема нашего урока: Мир древности: далекий и близкий. -А можем ли мы сейчас помочь нашему историку? -Тогда что нам нужно сделать, чтобы ему помочь? -Сегодня мы отправимся в очень интересное путешествие по этим трем государствам на машине времени. -Закрываем глазки и отправляемся в далекое прошлое (звук машины времени). Вывешиваю на доску карту Древнего Египта. | | -Древний Египет, Древняя Греция и Древний Рим. -Нет, потому что мы ещё не изучали мир древности. -Изучить достопримечательности, культуру… Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Мира. |
Древний Египет. | | -Открывайте глаза и посмотрите на доску. Куда мы переместились? -У вас на партах лежат путевые дневники. Чтобы узнать, что именно мы будем обсуждать в каждом из трех государств, решите магический квадрат в ваших путевых дневниках. Подберите к ним предложенные определения. Проверка. -Что вы видите в путевых дневниках после магического квадрата.? -Для того, чтобы ответить на эти вопросы, поработайте с учебником. Откройте стр. №8 и прочитайте текст «Древний Египет». После прочтения постарайтесь ответить на поставленные вопросы. -Ребята, начинаем обсуждать. Где и когда появилось Египетское государство? -А почему была возможна жизнь на берегах Нила? -Кто управлял миром, по мнению египтян? Назовите египетских богов. Рассмотрим их на стр. №8. -Как писали египтяне? Стр. №8 -Какие сооружения и для кого возводили египтяне? -На ваших партах лежат пазлы. Поработайте в парах. Соберите пазлы и назовите объект, который находится на картинке. -Расскажите, как нужно работать в парах? -Что вы уже знаете об этой достопримечательности? Посмотрите видеоматериал о Древнем Египте и запишите главную информацию. -О каких достопримечательностях вы услышали в видеоролике? -Расскажите, что вы узнали о пирамиде Хеопса? -О какой ещё достопримечательности вы услышали? -Найдите в ваших дневниках таблицу письменности. Дорисуйте в пустую колонку два любых египетских иероглифа из учебника стр. 8. | Р | Е | Л | И | Г | Д | Н | У | Ж | Я | И | О | Ц | С | Т | И | Т | С | И | Е | Р | О | С | Т | Ф | И | Л | Г | О | О | Т | Е | Л | Ь | Н | П | А | Ч | Е | М | И | Р | 1. …- место, вещь или объект, заслуживающие особого внимания, знаменитые или замечательные чем-либо, например, являющиеся историческим наследием, художественной ценностью. 2. …- графическое изображение образа, понятия, слога или слова. 3. определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организацию. 1. Когда и где появилось Египетское царство? Почему была возможна жизнь на берегах Нила? 2.Кто управлял миром, по мнению египтян? Назовите египетских богов. Как называли бога мудрости, счета и письма? Как его изображали? Что относят египтяне к дарам Тота? 3. Как писали египтяне? 4. Какие сооружения и для кого возводили египтяне? https://yandex.ru/video/preview/ 15477139052417213666 Таблица письменности. | -В Древний Египет. -Религия, достопримечательности, иероглифы. -Религия – 3 -Достопримечательность – 1 -Иероглиф – 2 -Достопримечательности Древнего Египта и вопросы. Работают с текстом учебника и отвечают на поставленные вопросы. -Египетское государство появилось примерно 5 лет назад на берегах Нила. -Жизнь на берегах Нила была возможна, потому что во время разлива река выходила из берегов и орошала поля земледельцев. Поэтому в долине Нила собирали обильные урожаи. -Древние египтяне считали, что миром управляют боги. Бог солнца – Ра, Бог воды и разлива Нила – Себек, Бог мудрости, счета и письма – Тот. -Писали египтяне особыми знаками – иероглифами. -Египтяне возводили храмы и пирамиды. Храмы считались жилищами богов, а пирамиды были гробницами царей Египта – фараонов. Рассказывают правила работы в парах. Собирают пазл. -Сфинкс. Рассказывают уже известную информацию. Просмотр видеоматериала и краткая запись. -О пирамиде Хеопса и о сфинксе. -До сих пор неизвестно кто именно строил Пирамиду Хеопса: рабы или наемные рабочие. Для постройки использовали каменные блоки разных размеров, которые выдалбливались из скал. Высота Пирамиды составляет 146.6 метров – это как 40-этажный дом. Тело Фараона было помещено в гробницу, над которой возвышалась Пирамида Хеопса… -Статуя сфинкса, которая охраняла пирамиду Фараона. Статуя с телом льва и головой человека. Длина статуи 73 метра, высота – около 20 метров. Взгляд сфинкса устремлен на восток к восходящему солнцу… Перерисовывают иероглифы в таблицу. |
Древняя Греция. | | - Закрываем глазки и отправляемся в далекое прошлое (звук машины времени). -Открывайте глаза и посмотрите на доску. Куда мы переместились? Много позже, чем Древний Египет возникла цивилизация Древней Греции. Греция – горная страна на Балканском полуострове. В древности эта страна называлась Элладой, а её жители - эллинами. Именно здесь зародились известные сегодня науки и искусства. На севере Греции есть высокая гора Олимп. На вершине этой горы древние греки поселили своих главных богов. Изображали греки своих богов похожими на людей. Главным среди греческих богов считался Зевс – бог неба и грома, ему были подчинены бог моря Посейдон, бог подземного царства Аид. Однажды решили греки построить новый город, но никак не могли решить, как его назвать. Боги знали, что этот город ждёт долгая жизнь, поэтому Афина, богиня мудрости и справедливой войны, захотела дать городу своё имя, а Посейдон своё. Посейдон ударил своим трезубцем в скалу – забил из скалы источник. Греция - страна жаркая, горная, вода там очень нужна. Бросились греки к источнику, а там морская, солёная вода. Негодным оказался подарок Посейдона. Афина ударила копьём в землю – и выросло оливковое дерево. Плоды этого дерева – оливки греки ели свежими, солёными, маринованными, выдавливали масло. Подарок Афины признали лучшим и город назвали в её честь. Афины — и сейчас столица Греции. Сердцем Афин является Акрополь - высокий холм с прекрасными древними постройками. Здесь располагался храм богини Афины- Парфенон. В древности в центре храма стояла 13-метровая статуя Афины, сделанная из золота и слоновой кости. Настоящая статуя не уцелела до наших дней. Но в музеях мира можно увидеть копии, воссозданные по описаниям. Очень серьёзно относились греки к спорту. Каждые четыре года проходили спортивные праздники, называвшиеся играми. Самыми важными были игры в городе Олимпия. Именно здесь и зародились Олимпийские игры. Греки придумали более простую и удобную письменность, впервые появились буквы для гласных звуков. От греческой азбуки образовалась и славянская письменность. -Откройте следующую страницу ваших дневников и прочитайте задание. -Выполните это задание, соединяя стрелочками предмет и Бога. -А теперь снова обратимся к письменности. Откройте таблицу и перерисуйте в неё два любых иероглифа из тех, что изображены на доске. | | -Древняя Греция. -Соотнесите предмет и Бога, которому принадлежит этот предмет. Работа в таблице письменности. |
Древний Рим. | | - Закрываем глазки и отправляемся в далекое прошлое (звук машины времени). -Открывайте глаза и посмотрите на доску. Куда мы переместились? -Посмотрите на карту Древнего Рима. На что похоже это государство? -Поработайте с материалом учебника. Откройте учебник на странице 12. Прочитайте текст «Древний Рим» и ответьте на вопросы, которые написаны в ваших путевых дневниках. Проверка. Письменность: Латинский алфавит — это одно из тех богатств, что оставили древние римляне в наследство последующим цивилизациям. На его основе было создано большинство алфавитов современных европейских языков. Считается, что римляне заимствовали свой алфавит у греков. Возможно, это произошло при посредничестве этрусков. Буквы не сразу приобрели знакомый нам вид и форму. Латинский алфавит классического периода, то есть начиная со II в. до н. э., состоял из 23 букв: отсутствовал знак W, а знаки I и J, U и V не различались. -Вновь возвращаемся к нашей таблице письменности. Перерисуйте две любые буквы в таблицу. | 1. Назовите древние постройки в Риме, которые сохранились до наших дней. 2. Какой город был погребен под слоем пепла при извержении вулкана Везувий? 3. Назовите дату основания Рима. | -Древний Рим. -На сапог. 1. Римский форум — был центром общественной жизни города. Здесь располагались храмы, банковские конторы, торговые лавки. Пантеон — храм всех богов. 2. Помпеи. 3. 753 год до нашей эры. Работа с таблицей письменности. |
Рефлексия. Подведение итогов. | | -Наш урок путешествия подходит к концу. -Расскажите самые интересные факты на ваш взгляд, которые прозвучали сегодня на уроке. Посмотрите на таблицу письменности. Что вы можете о ней сказать? -Какую ещё особенность можно было заметить, которая присутствует в каждом из этих государств? -Подведем итог нашего урока. (стр. 14) -Оцените свою работу при помощи незаконченных предложений: Мне было интересно… У меня получилось… Меня удивило… -Спасибо за урок! До свидания! | | Вспоминают интересные факты. -Иероглифами пользовались только в Древнем Египте. -В каждом государстве люди верили в различных Богов и поклонялись им. -История Древнего мира насчитывает несколько тысячелетий. Тогда существовало много разных государств. О тех временах рассказывают знаменитые постройки. Великим изобретением стала письменность. Оценивают работу на уроке. -До свидания! |