Тема: «Н.Н. Носов «Живая шляпа» | Тип: урок открытия нового знания |
Цель урока: организация деятельности учащихся по знакомству с произведением Н.Н. Носова «Живая шляпа». |
Задачи: дидактические: -создать условия для знакомства с произведением Н. Н. Носова «Живая шляпа»; -раскрыть основные идейно-художественные особенности произведения; -формировать умение анализировать произведение. развивающие: -развивать коммуникативные навыки: учить слушать и слышать других, включаться в диалог с учителем посредством беседы и ответов на вопросы; -развивать умения анализа и интерпретации эпического текста, умения анализа отдельных эпизодов, системы образов героев, композиции, стиля; -способствовать развитию оценочной деятельности: учить оценивать свою деятельность на уроке. воспитательные: -способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения к действительности, воспитывать культуру общения при изучении произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа»; -воспитывать интерес и любовь к творчеству Н. Н. Носова; -воспитывать потребность к объективному самооцениванию. |
Планируемые результаты |
Предметные: - знают биографию Н. Н. Носова; - знают содержание произведения «Живая шляпа»; - умеют пересказывать по плану. | Метапредметные: - познавательные: осознают познавательную задачу; читают, извлекая нужную информацию из текста учебника; - регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия в соответствии с поставленными задачами; контролируют и оценивают свои действия; - коммуникативные: умеют слушать и слышать других, отвечают на вопросы учителя; участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; умеют работать в парах и группах. | Личностные: - осознают важность доброжелательного общения друг с другом во время работы в группе, паре; - объективно оценивают свои достижения на уроке. |
Ресурсы: презентация, раздаточный материал. |
Ход урока: |
Этапы | Содержание деятельности учителя: | Содержание деятельности обучающихся: | УУД |
Органи- зационный этап | - приветствие, знакомство; - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Зарина Газинуровна и сегодняшний урок литературного чтения проведу у вас я. | Приветствуют учителя | ЛУУД |
- эмоциональный настрой к уроку; -Предлагаю настроиться на плодотворную работу и провести речевую разминку. Расскажите про покупки, Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, Про покупочки мои. - Прочитайте скороговорку в разном темпе (медленно, быстрее, очень быстро). - Ребята, начнем урок с такого высказывания: «Обучение - это наилучший путь к саморазвитию». - Кто хочет прочитать его? - Ребята, как вы понимаете данное высказывание? (всегда нужно учиться чему то-новому). - Верно, ребята, Этим высказыванием мы будем руководствоваться на сегодняшнем уроке. | Настраиваются к уроку |
- проверка готовности к уроку - Давайте проверим, у всех ли всё готово к уроку? Оставьте только то, что нужно на уроке. Всё лишнее убираем. Вы готовы к уроку? | Организуют рабочее место |
Проверка усвоения материала прошлого урока | | | |
Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности | 1. Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации) - Для того, чтобы узнать, какое произведение мы будем изучать сегодня, я предлагаю вам посмотреть на экран. -А имя автора вы узнаете, если строчку в обратном порядке прочитаете! ВОСОН ЧИВЕАЛОКИН ЙАЛОКИН (правильный ответ вывесить на доску) Николай Николаевич Носов) | Проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами | ЛУУД |
Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с учащимися) - Итак, ребята, какое произведение мы будем изучать сегодня? (Живая шляпа) - Верно, тема нашего урока: Н.Н. Носов «Живая шляпа». - Какую цель мы с вами поставим? (познакомиться с этим произведением). - Цель урока: познакомиться с произведением Н.Н. Носова «Живая шляпа». | Формулируют тему и цели урока | РУУД |
Организация познавательной деятельности | 1. Определение последовательности действий на уроке ( т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации) (листы самооценивания) - Молодцы, ребята, цель мы с вами поставили, а чтобы достичь ее, нам с вами необходимо составить последовательность действий. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Здесь дан рассыпанный план нашего урока. Ваша задача правильно составить. Познакомимся с биографией Н.Н. Носова; 2) Познакомимся с произведением Н.Н. Носова «Живая шляпа»; 3) Научимся анализировать и делать выводы. - Ребята, у каждого из вас на партах лежат листы самооценивания. В течение урока мы будем к ним обращаться и оценивать свою работу. | Составляют план решения проблемной ситуации, планируют с учителем необходимые действия | РУУД |
2.Поиск решения («открытие» нового знания) Парная работа - Какой 1 пункт плана? - Верно, ребята! А теперь давайте поближе познакомимся с жизнью Н.Н. Носова. Сейчас я хочу вам предложить такое задание. Я раздам маленький текст каждой парте. В этом тексте биография автора. Ваша задача внимательно изучить его биографию и решить тест, опираясь на текст. Работать мы будем в парах, как мы работаем в парах? (дружно и сообща). На эту работу я вам дам 1,5 минуты. Время пошло. Николай Николаевич Носов Николай Николаевич Носов — советский писатель и драматург, родившийся 24 ноября 1908 года в Киеве. Ранние годы: - Вырос в семье, где с детства ценили литературу и искусство. - С 1925 года работал в различных изданиях как карикатурист и иллюстратор. Литературная карьера: - Начал писать в конце 1930-х годов, однако его известность пришла в 1950-х. - Наиболее известен благодаря серии книг о Незнайке, первой из которых была "Приключения Незнайки и его друзей" (1954). - Его произведения полны юмора, увлекательных приключений и важной социальной тематики, что делает их актуальными для детей. Личная жизнь: - Носов вел активную общественную жизнь, был членом Союза писателей СССР. Смерть: - Умер 26 июля 1976 года в Москве, оставив заметный след в детской литературе. Тест 1. В каком году родился? 1) 1900 2) 1908 3) 1920 2. Где родился Н.Н. Носов? 1) Минск 2) Киев 3) Москва 3. В какой семье вырос? 1) в семье, где с детства не ценили литературу и искусство 2) в семье, где ценили друг друга 3) в семье, где с детства ценили литературу и искусство 4. С 1925 года работал как? 1) музыкант 2) карикатурист и иллюстратор 3) писатель 5. Когда начал писать? 1) в 1925 2) в конце 1930-х годов 3) 1920 6. Известен благодаря чему? 1) благодаря серии книг о Незнайке 2) благодаря своей семье 3) благодаря своему таланту 7. Его произведения полны чего, что делает их актуальными среди детей? 1) драмы 2) ненависти 3) юмора, увлекательных приключений и важной социальной тематики 8. В каком году умер? 1) 1945 2) 1966 3) 1976 - Итак, ребята, время вышло. Теперь поменяйтесь листочками соседом по парте. Сравните ответы с эталоном. - Молодцы, ребята, а теперь возьмите ваши листы самооценивания. - Кто прочитает 1 пункт плана? Если мы узнали биографию В. Ю. Драгунского, ставим +, если остались вопросы, ставим ?. Уберите листочки на край парты. - Теперь мы можем перейти к изучению нового материала. Прежде чем мы начнем читать, давайте рассмотрим картинки. - Как вы думаете, о чём пойдет речь в данном произведении? (о коте, шляпе, про страх). Так ли это на самом деле, мы с вами сейчас узнаем. - Давайте начнем читать по цепочке. Ребята дочитывают до конца. - Ребята, давайте немного отдохнем и выполним физкультминутку. Ветер тихо клен качает, Влево, вправо наклоняет. Раз — наклон И два наклон. Зашумел листвою клен. - Отлично, теперь мы можем продолжить наш урок. | Извлекают нужную информацию, дают определения новым понятиям, самостоятельно находят информацию в материалах учебнике и рабочей тетради, работают в парах, группе | КУУД РУУД ПУУД |
Первичное закрепление - Итак, ребята, подтвердились ли наши предположения? (да) - Что можно еще добавить? - Кто первым испугался живой шляпы? (Вовка) - С какого предмета мебели упала шляпа? (С комода) - Какое животное сидело рядом с комодом? (Кот Васька) - Куда прыгнул Вадик, спасаясь от шляпы? (На диван) - Кто дергал шляпу за ниточку? (Никто) - Какими длинными предметами вооружились мальчики, обороняясь от движущейся шляпы? (Клюшкой и лыжной палкой) - Как реагировала шляпа на устные угрозы Вадика и Вовки? (Шляпа не реагировала) - Какой овощ четко попал по шляпе? (Картофель) - Умела ли шляпа подскакивать кверху? (Умела) - В чем секрет «живой шляпы»? (Под шляпой был кот Васька) - Кого из мальчиков осенила догадка по поводу шляпы? (Вовку) - Кто обнимался с котом? (Вадик) - Почему Васька не отвечал на вопросы мальчиков? (потому что он – кот) - Почему мальчики сразу не догадались, что под шляпой кот? (они поначалу растерялись) - Определите жанр произведения. (рассказ) - Докажите. Почему автор назвал своё произведение «Живая шляпа»? (ответы детей) - Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? (ответы) - Какая главная мысль произведения? (ответы) -Верно! Так какова главная мысль этого рассказа? (даже если вы столкнулись с чем-то необычным, не стоит этого пугаться.) - Вернемся к нашим листам самооценивания. Кто хочет прочитать 2 пункт? Если мы узнали содержание произведения и сделали выводы, ставим +, остались вопросы, ставим ? -Уберите листочки на край парты. | Задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, работают в парах, группе | КУУД |
Включение нового знания в систему знаний (применение полученных знаний: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение упражнений) Групповая работа - Ребята, давайте поработаем в группах. Сейчас я раздам каждой группе листочки. Ваша задача прочитать и проследить, как меняется настроение мальчиков, выписать соответствующие глаголы из текста. - Давайте послушаем, что у вас получилось. - Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с этим заданием. Вернемся к листам самооценивания. Если мы выполнили задания, ставим +, остались вопросы, ставим ? -Уберите листочки на край парты. | Сравнивают, обобщают, делают выводы, высказывают и отстаивают свою точку зрения, работают в парах, группе | КУУД |
Самостоятельная работа с самопроверкой или взаимопроверкой по эталону - Чтобы проверить, как хорошо вы усвоили материал сегодняшнего урока, мы выполним самостоятельную работу. Подпишите листочки. В конце урока я соберу их. Н эту работу я даю вам 3 минуты. Тест по произведению Н.Н. Носова «Живая шляпа» 1.Кто главный герой рассказа? А) Митя и Дима Б) Вовка и Вадик В) Петя и Вадик 2.Кто прятался под шляпой? А) Кот Б) Енот В) Собака 3. Кто обнимался с котом? А) Вадик Б) Вовка В) Никто 4. В какое помещение перебежали ребята из комнаты? А) В ванную комнату Б) В спальню В) На кухню 5. Что произошло со шляпой после того, как картофелина попала в неё? А) Ничего Б) Шляпа подпрыгнула В) Шляпа убежала 6. Куда прыгнул Вадик, спасаясь от шляпы? А) На пол Б) На комод В) На диван - Давайте сейчас обменяемся работами со своими соседями и проверим Нет ошибок – отметка«5» 1 ошибка – отметка«4» 2 ошибки и более – отметка«3» | Оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников | КУУД |
Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Соотнесение результатов урока с поставленной целью - Ребята, какое высказывание мы разобрали в начале урока? («Обучение - это наилучший путь к саморазвитию»). (Мы с вами добыли знания? Да, ребята, и мы с вами сможем использовать их в дальнейшем. - Какая была цель нашего урока? (познакомиться с произведением Н.Н. Носова «Живая шляпа»). Ребята, добились ли мы её? Выполнили мы с вами все задачи урока? - Молодцы! | Отвечают на итоговые вопросы | КУУД |
Самооценка учениками собственной учебной деятельности (что я делал, как я это делал, в какой последовательности, что получилось, не получилось, что было сложно, интересно, что из этого я уже умел, что было нового и т.п.) - Продолжите предложения. Я узнал(а)... Мне было интересно... Мне понравилось... | Оценивают свои достижения на уроке, осуществляют рефлексию учебной деятельности | ЛУУД |
Выставление отметок - Мне бы хотелось отметить активных учеников… | | |
Домашнее задание | Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении Откройте дневники и запишите домашнее задание. Подготовить пересказ и нарисовать рисунок к данному рассказу. | Фиксируют домашнее задание | |