СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по детской литературе по теме "Н.Н. Носов «Живая шляпа"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по детской литературе по теме "Н.Н. Носов «Живая шляпа"»

Тема: «Н.Н. Носов «Живая шляпа»

Тип: урок открытия нового знания

Цель урока: организация деятельности учащихся по знакомству с произведением Н.Н. Носова «Живая шляпа».

Задачи:

дидактические:

-создать условия для знакомства с произведением Н. Н. Носова «Живая шляпа»;

-раскрыть основные идейно-художественные особенности произведения;

-формировать умение анализировать произведение.

развивающие:

-развивать коммуникативные навыки: учить слушать и слышать других, включаться в диалог с учителем посредством беседы и ответов на вопросы;

-развивать умения анализа и интерпретации эпического текста, умения анализа отдельных эпизодов, системы образов героев, композиции, стиля;

-способствовать развитию оценочной деятельности: учить оценивать свою деятельность на уроке.

воспитательные:

-способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения к действительности, воспитывать культуру общения при изучении произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа»;

-воспитывать интерес и любовь к творчеству Н. Н. Носова;

-воспитывать потребность к объективному самооцениванию.

Планируемые результаты

Предметные:

- знают биографию Н. Н. Носова;

- знают содержание произведения «Живая шляпа»;

- умеют пересказывать по плану.

Метапредметные:

- познавательные: осознают познавательную задачу; читают, извлекая нужную информацию из текста учебника;

- регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия в соответствии с поставленными задачами; контролируют и оценивают свои действия;

- коммуникативные: умеют слушать и слышать других, отвечают на вопросы учителя; участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; умеют работать в парах и группах.

Личностные:

- осознают важность доброжелательного общения друг с другом во время работы в группе, паре;

- объективно оценивают свои достижения на уроке.

Ресурсы: презентация, раздаточный материал.

Ход урока:

Этапы

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

УУД

  1. Органи-

зационный этап






- приветствие, знакомство;

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Зарина Газинуровна и сегодняшний урок литературного чтения проведу у вас я.

Приветствуют учителя

ЛУУД

- эмоциональный настрой к уроку;

-Предлагаю настроиться на плодотворную работу и провести речевую разминку.

Расскажите про покупки,
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.

- Прочитайте скороговорку в разном темпе (медленно, быстрее, очень быстро).

- Ребята, начнем урок с такого высказывания: «Обучение - это наилучший путь к саморазвитию».

- Кто хочет прочитать его?

- Ребята, как вы понимаете данное высказывание? (всегда нужно учиться чему то-новому).

- Верно, ребята, Этим высказыванием мы будем руководствоваться на сегодняшнем уроке.

Настраиваются к уроку

- проверка готовности к уроку

- Давайте проверим, у всех ли всё готово к уроку? Оставьте только то, что нужно на уроке. Всё лишнее убираем. Вы готовы к уроку?

Организуют рабочее место

  1. Проверка усвоения материала прошлого урока








  1. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности





1. Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации)

- Для того, чтобы узнать, какое произведение мы будем изучать сегодня, я предлагаю вам посмотреть на экран.


-А имя автора вы узнаете, если строчку в обратном порядке прочитаете!


ВОСОН ЧИВЕАЛОКИН ЙАЛОКИН

(правильный ответ вывесить на доску)

Николай Николаевич Носов)


Проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами

ЛУУД

  1. Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с учащимися)

- Итак, ребята, какое произведение мы будем изучать сегодня? (Живая шляпа)

- Верно, тема нашего урока: Н.Н. Носов «Живая шляпа».

- Какую цель мы с вами поставим? (познакомиться с этим произведением).

- Цель урока: познакомиться с произведением Н.Н. Носова «Живая шляпа».

Формулируют тему и цели урока

РУУД

  1. Организация познавательной деятельности













































































































1. Определение последовательности действий на уроке ( т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации) (листы самооценивания)

- Молодцы, ребята, цель мы с вами поставили, а чтобы достичь ее, нам с вами необходимо составить последовательность действий. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Здесь дан рассыпанный план нашего урока. Ваша задача правильно составить.

  1. Познакомимся с биографией Н.Н. Носова;

2) Познакомимся с произведением Н.Н. Носова «Живая шляпа»;

3) Научимся анализировать и делать выводы.

- Ребята, у каждого из вас на партах лежат листы самооценивания. В течение урока мы будем к ним обращаться и оценивать свою работу.

Составляют план решения проблемной ситуации, планируют с учителем необходимые действия

РУУД

2.Поиск решения («открытие» нового знания)

Парная работа

- Какой 1 пункт плана?

- Верно, ребята! А теперь давайте поближе познакомимся с жизнью Н.Н. Носова. Сейчас я хочу вам предложить такое задание. Я раздам маленький текст каждой парте. В этом тексте биография автора. Ваша задача внимательно изучить его биографию и решить тест, опираясь на текст. Работать мы будем в парах, как мы работаем в парах? (дружно и сообща). На эту работу я вам дам 1,5 минуты. Время пошло.


Николай Николаевич Носов

Николай Николаевич Носов — советский писатель и драматург, родившийся 24 ноября 1908 года в Киеве.

Ранние годы:

- Вырос в семье, где с детства ценили литературу и искусство.

- С 1925 года работал в различных изданиях как карикатурист и иллюстратор.

Литературная карьера:

- Начал писать в конце 1930-х годов, однако его известность пришла в 1950-х.

- Наиболее известен благодаря серии книг о Незнайке, первой из которых была "Приключения Незнайки и его друзей" (1954).

- Его произведения полны юмора, увлекательных приключений и важной социальной тематики, что делает их актуальными для детей.

Личная жизнь:

- Носов вел активную общественную жизнь, был членом Союза писателей СССР.

Смерть:

- Умер 26 июля 1976 года в Москве, оставив заметный след в детской литературе.



Тест

1. В каком году родился?

1) 1900

2) 1908

3) 1920

2. Где родился Н.Н. Носов?

1) Минск

2) Киев

3) Москва

3. В какой семье вырос?

1) в семье, где с детства не ценили литературу и искусство

2) в семье, где ценили друг друга

3) в семье, где с детства ценили литературу и искусство

4. С 1925 года работал как?

1) музыкант

2) карикатурист и иллюстратор

3) писатель

5. Когда начал писать?

1) в 1925

2) в конце 1930-х годов

3) 1920

6. Известен благодаря чему?

1) благодаря серии книг о Незнайке

2) благодаря своей семье

3) благодаря своему таланту

7. Его произведения полны чего, что делает их актуальными среди детей?

1) драмы

2) ненависти

3) юмора, увлекательных приключений и важной социальной тематики

8. В каком году умер?

1) 1945

2) 1966

3) 1976

- Итак, ребята, время вышло. Теперь поменяйтесь листочками соседом по парте. Сравните ответы с эталоном.

- Молодцы, ребята, а теперь возьмите ваши листы самооценивания.

- Кто прочитает 1 пункт плана? Если мы узнали биографию В. Ю. Драгунского, ставим +, если остались вопросы, ставим ?. Уберите листочки на край парты.

- Теперь мы можем перейти к изучению нового материала. Прежде чем мы начнем читать, давайте рассмотрим картинки.

- Как вы думаете, о чём пойдет речь в данном произведении? (о коте, шляпе, про страх). Так ли это на самом деле, мы с вами сейчас узнаем.

- Давайте начнем читать по цепочке.


Ребята дочитывают до конца.

- Ребята, давайте немного отдохнем и выполним физкультминутку.

Ветер тихо клен качает,

Влево, вправо наклоняет.

Раз — наклон

И два наклон.

Зашумел листвою клен.

- Отлично, теперь мы можем продолжить наш урок.

Извлекают нужную информацию, дают определения новым понятиям, самостоятельно находят информацию в материалах учебнике и рабочей тетради, работают в парах, группе

КУУД

РУУД

ПУУД

  1. Первичное закрепление

- Итак, ребята, подтвердились ли наши предположения? (да)

- Что можно еще добавить?

- Кто первым испугался живой шляпы? (Вовка)

- С какого предмета мебели упала шляпа? (С комода)

- Какое животное сидело рядом с комодом? (Кот Васька)

- Куда прыгнул Вадик, спасаясь от шляпы? (На диван)

- Кто дергал шляпу за ниточку? (Никто)

- Какими длинными предметами вооружились мальчики, обороняясь от движущейся шляпы? (Клюшкой и лыжной палкой)

- Как реагировала шляпа на устные угрозы Вадика и Вовки? (Шляпа не реагировала)

- Какой овощ четко попал по шляпе? (Картофель)

- Умела ли шляпа подскакивать кверху? (Умела)

- В чем секрет «живой шляпы»? (Под шляпой был кот Васька)

- Кого из мальчиков осенила догадка по поводу шляпы? (Вовку)

- Кто обнимался с котом? (Вадик)

- Почему Васька не отвечал на вопросы мальчиков? (потому что он – кот)

- Почему мальчики сразу не догадались, что под шляпой кот? (они поначалу растерялись)

- Определите жанр произведения. (рассказ)

- Докажите. Почему автор назвал своё произведение «Живая шляпа»? (ответы детей)

- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? (ответы)

- Какая главная мысль произведения? (ответы)

-Верно! Так какова главная мысль этого рассказа?

(даже если вы столкнулись с чем-то необычным, не стоит этого пугаться.)

- Вернемся к нашим листам самооценивания. Кто хочет прочитать 2 пункт? Если мы узнали содержание произведения и сделали выводы, ставим +, остались вопросы, ставим ?

-Уберите листочки на край парты.

Задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, работают в парах, группе

КУУД

  1. Включение нового знания в систему знаний (применение полученных знаний: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение упражнений)

Групповая работа

- Ребята, давайте поработаем в группах. Сейчас я раздам каждой группе листочки. Ваша задача прочитать и проследить, как меняется настроение мальчиков, выписать соответствующие глаголы из текста.

- Давайте послушаем, что у вас получилось.

- Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с этим заданием. Вернемся к листам самооценивания. Если мы выполнили задания, ставим +, остались вопросы, ставим ?

-Уберите листочки на край парты.

Сравнивают, обобщают, делают выводы, высказывают и отстаивают свою точку зрения, работают в парах, группе

КУУД

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой или взаимопроверкой по эталону

- Чтобы проверить, как хорошо вы усвоили материал сегодняшнего урока, мы выполним самостоятельную работу. Подпишите листочки. В конце урока я соберу их. Н эту работу я даю вам 3 минуты.


Тест по произведению Н.Н. Носова «Живая шляпа»


1.Кто главный герой рассказа?

А) Митя и Дима

Б) Вовка и Вадик

В) Петя и Вадик

2.Кто прятался под шляпой?

А) Кот

Б) Енот

В) Собака

3. Кто обнимался с котом?

А) Вадик

Б) Вовка

В) Никто

4.  В какое помещение перебежали ребята из комнаты?

А) В ванную комнату

Б) В спальню

В) На кухню

5. Что произошло со шляпой после того, как картофелина попала в неё?

А) Ничего

Б) Шляпа подпрыгнула

В) Шляпа убежала

6. Куда прыгнул Вадик, спасаясь от шляпы?

А) На пол

Б) На комод

В) На диван

- Давайте сейчас обменяемся работами со своими соседями и проверим

Нет ошибок – отметка«5»

1 ошибка – отметка«4»

2 ошибки и более – отметка«3»

Оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников

КУУД

  1. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке








Соотнесение результатов урока с поставленной целью

- Ребята, какое высказывание мы разобрали в начале урока? («Обучение - это наилучший путь к саморазвитию»).

(Мы с вами добыли знания? Да, ребята, и мы с вами сможем использовать их в дальнейшем.

- Какая была цель нашего урока? (познакомиться с произведением Н.Н. Носова «Живая шляпа»). Ребята, добились ли мы её? Выполнили мы с вами все задачи урока?

- Молодцы!

Отвечают на итоговые вопросы

КУУД

Самооценка учениками собственной учебной деятельности (что я делал, как я это делал, в какой последовательности, что получилось, не получилось, что было сложно, интересно, что из этого я уже умел, что было нового и т.п.)

- Продолжите предложения.

Я узнал(а)...

Мне было интересно...

Мне понравилось...

Оценивают свои достижения на уроке, осуществляют рефлексию учебной деятельности

ЛУУД

Выставление отметок

- Мне бы хотелось отметить активных учеников…



  1. Домашнее задание

Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Откройте дневники и запишите домашнее задание. Подготовить пересказ и нарисовать рисунок к данному рассказу.

Фиксируют домашнее задание