Этап урока, цель | Методы, приёмы работы | Формы организации учебной деятельности (Ф - фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая) | Дидактические средства оборудования | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Орг. Момент Цель: подготовка учащихся к работе на уроке. | | Ф. | - | -Прозвенел уже звонок. Начинается урок Мы тетрадки открываем И к работе приступаем. -Проверим готовность к уроку. -На парте должны быть учебник, тетрадь, карандаш, ручка. | -Приветствуют учителя. -Проверяют готовность к уроку. |
Актуализация знаний Цель: повторение ранее изученного материала, фиксация затруднения. | Метод: метод языкового разбора. Приём: ответы на вопросы, работа по карточкам. | Ф.И. | Карточки. | — Перед вами лежат карточки. Что на них записано? — Найдите карточку, на которой записано название главной значимой части слова. — Найдите карточку, на которой записано название изменяемой части слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. — Найдите карточку, на которой записано название значимой части слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. — Какая карточка у вас осталась? — Что такое суффикс? — Расставьте карточки в правильном порядке… (учитель проверяет – проходит по классу) — Откройте тетради, запишите число, классная работа… | -На карточках записаны названия частей слова. -Корень -Окончание -Приставка -Суффикс -Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов. -Корень, окончание, приставка, суффикс. -Открывают, записывают. |
Постановка темы и цели урока Цель: формирование умения формулировать тему, цель урока, составлять план по решению поставленной цели урока. | Метод: метод языкового разбора. Приём: работа со словами, определение темы и формулировка цели урока. | Ф.И. | Доска, тетрадь, учебник. | - Прочитайте слова, записанные на доске. Лес леса в лесу перелесок - Спишите эти слова, записывая их в столбик, как на доске… - Выделите корень в этих словах. (учитель выполняет на доске) -Что можно сказать об этих словах? -Как это доказать? выделяем… - Назовите лишнее слово. - Почему именно оно лишнее? - С помощью каких частей слова оно образовано? - Каким словом его можно заменить? — Прочитайте слова. Приставка, предлог, суффикс, корень, окончание. — Какое слово лишнее? — Обоснуйте свой выбор. — Откройте страницу 95 в учебнике. Рассмотрите схему. — Со всеми ли частями слова мы познакомились? — Назовите часть слова, с которой предстоит сегодня познакомиться. — Сформулируйте тему урока. -Сформулируйте цель урока. —Пользуясь схемой, выделите в слове перелесок основу слова. -Как это сделать? -Какую задачу мы ставим себе на данный урок? | -Читают слова. -Списывают слова в столбик. -Выделяют корень. -Это разная форма одного и того же слова «лес». Здесь изменяется только окончание. -Выделить в словах окончания. -Перелесок. -Это не форма слова лес, это родственное, однокоренное слово. -Оно образовано при помощи суффикса и приставки. - О лесе или с лесом. -Читают. -Предлог. -Это часть речи, всё остальное — части слова. -Открывают, рассматривают. -Нет. -Основа слова. - Тема нашего урока «Основа слова». -Цель урока: узнать о том что такое основа слова. -Выделяют. -Дети высказывают свои предположения и приходят к выводу: «Основа – это составная часть слова, в которую входит корень, приставка, суффикс. Т.е. все слово без окончания и является основой». -Научиться выделять основу слова. |
Усвоение новых знаний и способов действий Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий. | Метод: метод наблюдения над фактами языка, метод наблюдения над звучащей речью. Приём: выполнение тренировочных упражнений, чтение правила. | Ф.И. | Учебник, тетрадь, физкультминутка. | — Откройте учебник на странице 95 и прочитайте правило. (1 раз про себя, 1 раз вслух ученик, без примеров.) Работа по учебнику: Упр. 178 (с. 95). Выполнение заданий с комментированием у доски ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Льется чистая водица, Мы умеем сами мыться. Порошок зубной берем, Крепко щеткой зубы трем. Моем шею, моем уши, После вытремся посуше. | -Открывают учебник, читают правило. -Работают по упражнению. -Выполняют упражнения. |
Первичная проверка понимания Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала. | Методы: метод наблюдения над фактами языка, метод языкового разбора. Приёмы: выполнение тренировочных упражнений. | Ф.И. | Учебник, тетрадь. | -Внимательно посмотрите на упражнение 179. Прочитайте его. -Предлагаю вам выполнить это упражнение вместе. -Предлагаю выполнить упражнение 182 на странице 96 устно. -Молодцы! Вы верно выполнили задание. | -Смотрят, читают. -Выполняют упражнение вместе с учителем. -Устно выполняют упражнение. (замок-замок, сарник-сырок, город-города, водолаз-вода). |
Самостоятельная работа самопроверкой Цель: применение нового способа и действия, рефлексия достижения цели. | Методы: метод самостоятельной работы, метод реконструкции, метод языкового разбора. Приёмы: выполнение тренировочных упражнений, соотнесение слов со схемами. | И.Ф. | Учебник, тетрадь. | -Сейчас вы будете работать самостоятельно. На странице 97 внимательно прочитайте упражнение 183. После выполнения мы вместе его проверим. | -Самостоятельно выполняют упражнение. Проверяют после выполнения. |
Включение в систему знаний и повторение Цель: включение нового в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. | Методы: метод наблюдения над фактами языка, метод языкового разбора. Приёмы: работа со словами, выполнение тренировочных упражнений. | Ф.И. | Доска, тетрадь, учебник. | -Ребята, предлагаю вам поработать у доски. Для начала откройте вои учебники на странице 97, внимательно посмотрите на упражнение 184. -Предлагаю каждому из вас, по очереди выходить к доске и записывать слово и подбирать к нему однокоренное слово. | -Открывают, внимательно смотрят на упражнение. -Выходят к доске, записывают слово и подбирают к нему однокоренное слово. |
Итог урока Цель: анализ и оценка успешности достижения цели урока, рефлексия деятельности. | Методы: метод конструирования Приёмы: игра «Коренное слово». | Ф.И. | - | — Что такое основа слова? — Как найти основу в слове? -Предлагаю вам поиграть, я говорю вам слово, а вы говорите мне его однокоренное слово. (Берёза-берёзовый, дом-домишко…) -Верно, ребята, запишите домашнее задание. Домашнее задание Прочитайте «Страничку для любознательных» и на её основе выполните упр. 185 (с. 97). | -Основа слова – это часть слова без окончания. -Чтобы найти основу слова нужно отделить окончание. -Играют. Называют однокоренные слова. -Записывают домашнее задание. |