«___»______2021г. «___»____________2021
Технологическая карта по литературному чтению, по теме: «Произведения из детских журналов. Игра в стихи Д.Хармса»
Ейск,2021г.
Тема: Произведения из детских журналов. Игра в стихи Д.Хармса
Тип урока: открытие нового знания.
4) получение знаний в реальных жизненных ситуациях.
1) ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
2) добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
3) анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать факты.
4) планировать свою деятельность, выполнять самопроверку.
Ход урока.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | УУД |
Мотивация самоопределение к деятельности | - Здравствуйте, меня зовут Ксения Михайловна и урок литературного чтения у вас проведу я. -Вот звонок нам дал сигнал. Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем. -Я вижу, что вы готовы к уроку. Так будьте внимательны, активны на уроке. (В течение всего урока слежу за осанкой, посадкой и дисциплиной учащихся, добиваюсь полных ответов и только по поднятой руке) | (приветствуют учителя) (внимательно слушают) | Л-2 |
Актуализация фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии с выявлением места и причины затруднения | -(1 слайд) Ребята, посмотрите на слайд, и послушайте меня, я прочту стихотворение, после ответьте на вопрос, который нам зададут в конце. (Умный удод метлою удил, Удочкой улицу мёл крокодил. Утка усатая мышку поймала, Кошка с утятами в речку ныряла. Что-то, наверное, было не так. Что же напутал поэт наш, чудак?) -Дайте ответ на вопрос. -Совершенно верно, прочтите это стихотворение про себя. -Теперь прочтет один ученик для всех. -Теперь прочтем все вместе. -Теперь по очереди с каждой строки сначала читают девочки, затем мальчики. -Теперь с первой строки по очереди сначала громко, а затем шепотом. | -Поэт напутал то, что удод метлою удил, удочкой улицу подметал крокодил… -читают про себя; -читает для всего класса; -читают вместе с учителем; -читают по очереди; -читают сначала громко, затем шепотом. | Л-1 П-1 Р-1 |
Построение проекта выхода из затруднения | -Ребята, вы знаете, что кроме книг для детей издаются и разнообразные детские журналы. Какие журналы вы видели, читали? -Когда ваши родители были детьми, они читали детские журналы «Веселые картинки» и «Мурзилка». Эти журналы выходят и сейчас, с интересными стихотворениями, загадками, головоломками, сказками, рассказами. (Показываю на слайде) (Читаю статьи о журналах, 158-я стр) -Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с произведением одного из первых авторов детских журналов – Даниилом Хармсом. (Фото на презентации) -Хармс Даниил Иванович (1905–1942) — советский поэт, писатель, драматург, член творческого объединения «ОБЭРИУ». Хармс — творческий псевдоним поэта, придуманный им ещё в юности. Оставаясь ребёнком в душе, он писал замечательные произведения для детей. А почему именно Хармс - можно только догадываться. Даниил Ювачев об этом не рассказал ни своим читателям, ни своим друзьям. Существует несколько разгадок по этому поводу. 1. В детстве Даниил любил слушать истории про волшебников, играл в волшебные игры, например в игру «Замри». Бегают ребята по двору, а как крикнешь «Замри»-все становятся околдованные. Волшебники есть и в цирке. Им ничего не стоит вытащить из шляпы ушастого кролика или белый шарик из уха зрителя. Даниил Ювачёв хотел походить на волшебника из цирка. Шли годы … Даниил понял, что на свете очень много волшебства. Потому – то и захотел стать писателем. Разве писатель - не волшебник? Ведь он управляет вниманием и настроением людей?! На немецком языке есть слово «шарм», что значит «околдовать, очаровать». Даниил Шарм означало бы – Даниил Колдун, Чародей, но это слишком красиво, а Даниил Хармс -получилось необычно и загадочно. Ювачев – русская фамилия, а псевдоним звучит по-английски. Скажешь «Хармс» - словно громкий удар в барабан или в бубен. Псевдоним взял, чтобы быть не похожим на отца, так как отец его тоже писал книги. Даниил любил читать книги об английском сыщике Шерлоке Холмсе. Вот и фамилию поменял на созвучную Холмс-Хармс. Даниил Иванович Ювачев (1905 — 1942) еще на школьной скамье придумал себе псевдоним — Хармс. | -ответы учащихся; | Л-1 П-1, 3 Р-3, 4 |
Реализация построенного проекта | -Сейчас мы с вами откроем учебник на 160-ой странице и прочтем стихотворение по цепочке. Начну я. -Ребята, а что значит «по панели»? -Найдите в тексте и прочитайте звукоподражательные слова. Что имел автор, когда писал их? -Зачем автор повторяет слова, строки, а иногда и целые отрывки текста? | -читают стихотворение; -по тротуару; -ответы учащихся; -он тоже играет, только со словами. Получается считалочка, задается ритм. | Л-3 П-1 Р-2,3,4 К-3,4,5 |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | -Сейчас встаем все из-за своих парт. -Давайте ответим на вопросы из учебника. -Прочитайте третий вопрос на 164-ой странице. Почему же стихотворение называется «Игра»? -Кто был участником игры? -Кого изображают дети? Какие слова им в этом помогают? -Во что играете вы? | -встают из-за парт; -выполняют физминутку; -ответы учащихся. | Л-3 П-1 Р-2, 3,4 К-3, 4 |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону | -Посмотрите на текст -Ребята, посмотрите на задание под номером два. Ваша задача найти диалог детей в тексте и прочитать его выразительно. | -готовятся. | Л-3 П-1 |
Включение в систему знаний и повторений | -Наш урок подходит к концу, давайте вспомним, с каким писателем мы сегодня познакомились? -Какое его произведение мы прочли? -С каким новыми словами мы сегодня познакомились? -Продолжите предложения: «Сегодня на уроке я познакомился с… «Сегодня на уроке я узнал… | -Сегодня мы познакомились с Д.Хармсом; -Мы прочли стихотворение «Игра»; -Панель – это тротуар; -продолжают предложения. | П-3 Р-4 |
Рефлексия | -Ребята, если вам понравилась ваша работа, покажите мне класс, если вам не нравится то, как вы себя проявили сегодня, спрячьте руки за спину. (ДЗ) | -самоанализ, запись дз. | Р-4 |