СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта сетевого образовательного модуля по литературе "Небо - колыбель детской фантазии"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы по произведениям В. Г. Короленко "Слепой музыкант" и В. Крапивина «Та сторона, где ветер» сравнительный анализ

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта сетевого образовательного модуля по литературе "Небо - колыбель детской фантазии"»

Технологическая карта учебного занятия
в формате сетевого образовательного модуля

(Новый формат)


Раздел 1. Общая информация о модуле


Номер и тематика смены

14 смена 2019 г. («Артек XXI»)

Название (тема) модуля

«Небо – колыбель детской фантазии»

Возрастная группа обучающихся

7-8 классы

Предметные области

Литература, музыка, обществознание, психология

Разработчик(и) модуля

Цинкало Антонина Владимировна – учитель русского языка и литературы

Цель модуля

Создание условий для выявления обучающимися значимости проблемы, поднятой В. Короленко в повести «Слепой музыкант»

Задачи модуля

  1. Познакомить обучающихся с содержанием произведений В. Г. Короленко «Слепой музыкант», В. Крапивина «Та сторона, где ветер» и А. А. Лиханова «Солнечное затмение»;

  2. формировать у обучающихся умение анализировать художественный текст;

  3. создать условия для формирования у обучающихся представления о теоретико-литературных понятиях как «повесть», «проблема»;

  4. способствовать развитию навыков самостоятельного поиска информации в различных источниках;

  5. совершенствовать навыки работы обучающихся с информацией, представленной в различных формах, умения переводить информацию из одной формы в другую;

  6. изучить понятие проблематики художественного произведения;

  7. проанализировать повесть В. Г. Короленко «Слепой музыкант» на предмет определения типа проблемы в произведении;

  8. проследить этапы становления личности, в ходе которой формируется главный герой, формируется его «видение» окружающего мира;

Педагогические и образовательные технологии

  • сетевой образовательный модуль;

  • творческая мастерская;

  • обучение вне стен классной комнаты

Используемые площадки проведения

•Медиатека в корпусе «Вожатый»;

СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек»

Тематические партнёры

-

Ключевой проблемный вопрос модуля

Инвалидность – это приговор или новые возможности? Почему?

Краткое описание (аннотация) модуля

Воображение – это важнейшая сторона нашей жизни. Если представить на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых величайшими писателями и изобретений конструкторов. А если речь идет о людях с ограниченными возможностями? Владимир Галактионович Короленко, автор повести «Слепой музыкант», считает, что у слепых имеется то, чего нет у зрячих – их искренние эмоции отражаются на лице, и скрыть их невозможно. 3 декабря отмечается Международный день инвалидов. В ходе сетевого образовательного модуля обучающиеся поразмышляют над проблемами выбора жизненного пути, восприятия окружающего мира, отношения к людям с ограниченными возможностями

Дидактические единицы (единицы содержания)

  • литература: повесть В. Короленко «Слепой музыкант»; рассказ В. П. Крапивина «Та сторона, где ветер»;

  • музыка: виртуоз, Л. Бетховен;

  • психология (медицина): адаптация, восприятие, индивид

Продукты сетевого образовательного модуля

  • Заполненный оценочный лист

  • Памятка

Эффекты сетевого образовательного модуля

  • Повышение мотивации по изучению творчества В. Короленко, В. П. Крапивина;

  • овладение навыками поиска достоверной информации (надёжных источников) в рамках изучения определённой темы;

  • овладение навыками проектной деятельности для обращения внимания сверстников к литературе;

  • трепетное и уважительное отношение к различным видам искусства

Формы контроля результатов

За занятие обучающиеся получают от 1 до 3 отметок по формам контроля результатов, представленным ниже

Критерии оценки результатов

В соответствии с ниже расположенными критериями обучающимся выставляются отметки (по шкале от «2» до «5»)

  1. Проверка парных оценочных (рабочих) листов учебно-исследовательской деятельности

  2. Памятки


  • Количество правильных ответов (90-100% – «5», 70-90% – «4», 50-70% – «3», менее 50% – ничего);

  • грамотность письменной речи

  1. Оценивание устных ответов обучающихся в ходе работы над анализом художественного текста

  • Правильность устных ответов;

  • отсутствие ошибок в предметном содержании;

  • умение аргументировать ответ или мнение;

  • отсутствие логических ошибок;

  • грамотность устной речи


Раздел 2. Информация о рабочей группе

Состав рабочей группы

Направления деятельности (задачи)

Учитель-разработчик (литература)

Цинкало Антонина Владимировна

  1. Определение тематики сетевого образовательного модуля;

  2. разработка блока общего образования в сетевом образовательном модуле;

  3. консультирование педагогических работников лагерей при разработке и проведении сетевого образовательного модуля;

  4. заполнение и защита разделов 1, 2, 3 (3.1, 3.2, 3.3) технологической карты;

  5. отбор дидактического и методического материала;

  6. разработка раздаточных материалов для обучающихся;

  7. составление заданий для СИТД и проверка их выполнения обучающимися;

  8. проведение блока общего образования сетевого образовательного модуля;

  9. осуществление коррекции, контроля и оценивания образовательных достижений обучающихся;

  10. заполнение журналов и выставление отметок;

  11. заполнение идентификационных карт по итогам проведённых модулей;


Учитель-сореализатор (музыка)

Егоров А. Л.


Разработка и проведение этапа «Сила, творящая чудеса»

Учитель-сореализатор

(обществознание)

Разработка и проведение этапа




3.2. Модель реализации блока общего образования в рамках сетевого образовательного модуля

Элементы СОМ

Хронометраж

Кол-во ак. часов

Реализаторы

Проблемный вопрос

Форма реализации

Предметное содержание элемента

Место проведения

I смена

II смена

Вводная часть

09.30-09.40

15.00- 15.15

0,5

Учитель-разработчик (литература)

Цинкало А. В.

Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него. Так ли это?

Фронтальная работа со всеми группами обучающихся. Учитель кратко знакомит детей с тематикой СОМа, определяет вместе с ними основную учебную задачу, озвучивает проблемный вопрос, а также распределяет их по группам

В. Г. Короленко. Жизнь и творчество. История написания повести «Слепой музыкант»

Медиатека

Этап 1
(групповая работа)

09.40-10.30

15.20-16.00

1,25

Учитель-разработчик (литература)

Цинкало А. В.

Способен ли человек c ограниченными возможностями сопротивляться обстоятельствам, изменить их

Работа по группам по принципу «вертушки». Литературная гостиная «Человек создан для счастья, как птица для полёта». Группа выполняет задания в индивидуальном оценочном листе

В. П. Крапивин. Жизнь и творчество. История написания рассказа «Та сторона, где ветер»

Медиатека

Этап 2


10.30-11.20

16.05-16.45

1,25

Учитель-разработчик

Егоров А. Л.

(музыка)


Способен ли каждый человек понять музыку?

Лекция об известных музыкантах и композиторах с ограниченными возможностями. Этап «Сила, творящая чудеса»

Роль искусства в жизни человека

Кабинет школы

Этап 3
(групповая работа)

11.20-12.10

16.30-17.00

1,25

Учитель-разработчик

Корчажинский К. В.

(обществознание)



Инвалиды – это люди с ограниченными возможностями или люди с повышенными потребностями? Почему?

Лекция об успехах известных личностей с ограниченными возможностями. Этап «Дорогу осилит идущий». Группа выполняет задания в индивидуальном оценочном листе

Сравнительный анализ произведений «Слепой музыкант» и

«Та сторона, где ветер»

Кабинет школы

Этап 4

(групповая работа): СТД/СИД

12.10-12.40

17.05-17.35

1,25

Учитель-разработчик (литература)

Цинкало А. В.


Реализатор: Вожатый Б

Инвалидность – это приговор или новые возможности? Почему?

Самостоятельная творческая деятельность по группам. Дети составляют памятку по взаимодействию с людьми, у которых ограниченные возможности

Путь восхождения к свету. Основное правило – не дать сломить себя ни людям, ни обстоятельствам

Медиатека

Заключительная часть

12.40-12.50

17.40-17.50

0,5

Учитель-разработчик (литература)

Цинкало А. В.

Способен ли человек c ограниченными возможностями, как личность, сопротивляться обстоятельствам, изменить их?

Фронтальная работа со всеми группами обучающихся. Группы представляют получившиеся у них исследовательские продукты. Учитель подводит итоги модуля, организует рефлексию

Образ детей-инвалидов в русской литературе

Медиатека/школа

3.3. Информация о сопровождении и обеспечении
блока общего образования в сетевом образовательном модуле


Перечень необходимого
с указанием требований

Назначение

Количество

1. Транспортное обеспечение

Автобус

Транспортировка учителя и оборудования к месту проведения модуля

1 автобус




2. Материальное сопровождение

Бумага А4

Создание маршрутных и оценочных рабочих листов

2 пачки (1000 листов)


Папка-планшет

30 штук

Папка с кнопкой А4

Оформление раздаточных материалов для проведения этапов

5 штук

Файл А-4

20 штук

3. Информационно-техническое сопровождение

Экран

Для работы учителя-разработчика на вводной части и во время проведения этапа 1

1 шт.

Проектор

1 шт.

Wi-fi

Для организации работы учителя-разработчика с обучающимися во время проведения этапа 1


4. Прочее обеспечение

-

-

-





























Приложение 1

Описание вводного этапа

(продолжительность этапа 15-20 минут)

Организационный момент

На вводной лекции учитель разъясняет ход сетевого образовательного модуля, который состоит из 4 этапов. Педагог говорит о том, что обучающимся предстоит выполнить на занятии, демонстрирует оценочные листы, в которых будут работать ученики. Для вожатых проводится небольшой инструктаж, после которого они раздают письменные принадлежности обучающимся.

Мотивационный крючок

3 декабря отмечается Международный день людей, которые изначально поставлены в гораздо более трудные условия, чем большинство из нас. По самым последним расчётам ООН, в мире сегодня насчитывается около 1 миллиарда таких людей. Это примерно 15% населения планеты. Среди них есть люди, которые не просто выживают, а становятся знаменитыми. На этом занятии вам предстоит поразмышлять над проблемами выбора жизненного пути, восприятия окружающего мира, отношения к людям с ограниченными возможностями

https://www.youtube.com/watch?v=XnH62FkrbDM

https://locals.md/2016/yesican/

Ключевой проблемный вопрос модуля

Инвалидность - это приговор или новые возможности?

Целеполагание

В течение модуля обучающиеся выясняют, что происходит с человеком после того, как на него внезапно обрушивается несчастье в виде инвалидности. Как тот или иной человек справляется с этим

Описание заключительного этапа

(продолжительность 15-20 минут)

По окончании модуля педагог подводит итоги всего учебного занятия, организует рефлексию и оценку индивидуальных достижений обучающихся. Затем просит ребят вспомнить и озвучить ключевой проблемный вопрос, который был задан в начале СОМа: «Инвалидность - это приговор или новые возможности?»

«Если закрыта одна дверь, то всегда открыта другая» - гласит народная мудрость. Наверное, именно по этой причине люди с ограниченными возможностями смотрят на мир другими глазами, умудряясь сквозь боль оставаться добрыми, жизнерадостными и веселыми, умеют видеть прекрасное и жить полной жизнью. Жить даже в самых неприспособленных для этого условиях и добиваться невероятных успехов несмотря на ограниченные возможности.

Если ответ обучающихся на ключевой проблемный вопрос соответствует тому, что представлено выше, то ребята вместе с педагогом делают вывод, что они достигли цели модуля, благодаря поэтапному поиску ответа на каждом из блоков учебного занятия, где был свой проблемный вопрос и различные формы работы, направленные на его разрешение: беседа с учителем, тренинг, анализ текста, составление памятки.

Приложение 2

Оценочный лист

Приложение 3

Инструкция для вожатого.


Задание 1. Составить памятку по взаимодействию с людьми, у которых ограниченные возможности в развитии.


Разработчик: Цинкало А. В. – учитель русского языка и литературы


Реализатор: педагогический работник детского лагеря (вожатый Б).


Рекомендации для реализатора этапа (для вожатого Б):


  1. Детей требуется разбить на группы (по 5-7 человек).

Если отряд состоит из 25 человек, то максимальное количество групп – 4.

Если отряд состоит из 30 человек, то максимальное количество групп – 5.

При желании ребёнка работа может быть индивидуальной, главное, чтобы за отведённое время обучающийся успел справиться с заданием.


  1. Определить капитана в каждой команде.

  2. Выдать капитанам листы с заданиями (пусть вытягивают их самостоятельно).

  3. Обозначить время для выполнения работы.

  4. Во время этапа следить за соблюдением обучающимися дисциплины.

  5. Контролировать процесс выполнения работы

  6. В конце этапа собрать работы и передать их учителю.

  7. Инструкции по выполнению заданий в первоначальном виде оставить на видном месте для следующей группы.

Суть задания (кратко): обучающиеся создают памятку взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями

Требования к выполнению задания:

На листе А3 изобразить от 5 до 10 правил по взаимодействии с людьми с ограниченными возможностями. Каждой группе достается определенная тема из 5 предложенных:

  1. Правила этикета при общении с инвалидами, испытывающими трудности при передвижении

  2. Правила этикета при общении с инвалидами по зрению

  3. Правила этикета при общении с людьми с нарушением слуха

  4. Правила этикета при общении с людьми с сахарным диабетом

  5. Правила этикета при общении с инвалидами, испытывающими трудности в речи

Время на выполнение задания:


3 минуты

Инструктаж

30 минут

Выполнение задания

2 минуты

Сдача работ, подведение итогов

Критерии выставления отметок находятся на оборотной стороне листа.

Критерии выставления отметок: количество придуманных вопросов/ созданных заданий и наличие всех необходимых требований. Поощрение дополнительной отметкой «5» всех тех участников группы, чья работа по итогам работы отряда стала самой содержательной и интересной. Отсутствие отметки может быть у минимального числа обучающихся, тех, кто не смог работать по определённым причинам (отсутствие более, чем 5 минут на этапе, плохое самочувствие)

3