Технологическая карта учебного занятия
в формате сетевого образовательного модуля
(Новый формат)
Раздел 1. Общая информация о модуле
Номер и тематика смены | 14 смена 2019 г. («Артек XXI») |
Название (тема) модуля | «Небо – колыбель детской фантазии» |
Возрастная группа обучающихся | 7-8 классы |
Предметные области | Литература, музыка, обществознание, психология |
Разработчик(и) модуля | Цинкало Антонина Владимировна – учитель русского языка и литературы |
Цель модуля | Создание условий для выявления обучающимися значимости проблемы, поднятой В. Короленко в повести «Слепой музыкант» |
Задачи модуля | Познакомить обучающихся с содержанием произведений В. Г. Короленко «Слепой музыкант», В. Крапивина «Та сторона, где ветер» и А. А. Лиханова «Солнечное затмение»; формировать у обучающихся умение анализировать художественный текст; создать условия для формирования у обучающихся представления о теоретико-литературных понятиях как «повесть», «проблема»; способствовать развитию навыков самостоятельного поиска информации в различных источниках; совершенствовать навыки работы обучающихся с информацией, представленной в различных формах, умения переводить информацию из одной формы в другую; изучить понятие проблематики художественного произведения; проанализировать повесть В. Г. Короленко «Слепой музыкант» на предмет определения типа проблемы в произведении; проследить этапы становления личности, в ходе которой формируется главный герой, формируется его «видение» окружающего мира; |
Педагогические и образовательные технологии | сетевой образовательный модуль; творческая мастерская; обучение вне стен классной комнаты |
Используемые площадки проведения | •Медиатека в корпусе «Вожатый»; СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек» |
Тематические партнёры | - |
Ключевой проблемный вопрос модуля | Инвалидность – это приговор или новые возможности? Почему? |
Краткое описание (аннотация) модуля | Воображение – это важнейшая сторона нашей жизни. Если представить на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых величайшими писателями и изобретений конструкторов. А если речь идет о людях с ограниченными возможностями? Владимир Галактионович Короленко, автор повести «Слепой музыкант», считает, что у слепых имеется то, чего нет у зрячих – их искренние эмоции отражаются на лице, и скрыть их невозможно. 3 декабря отмечается Международный день инвалидов. В ходе сетевого образовательного модуля обучающиеся поразмышляют над проблемами выбора жизненного пути, восприятия окружающего мира, отношения к людям с ограниченными возможностями |
Дидактические единицы (единицы содержания) | литература: повесть В. Короленко «Слепой музыкант»; рассказ В. П. Крапивина «Та сторона, где ветер»; музыка: виртуоз, Л. Бетховен; психология (медицина): адаптация, восприятие, индивид |
Продукты сетевого образовательного модуля | |
Эффекты сетевого образовательного модуля | Повышение мотивации по изучению творчества В. Короленко, В. П. Крапивина; овладение навыками поиска достоверной информации (надёжных источников) в рамках изучения определённой темы; овладение навыками проектной деятельности для обращения внимания сверстников к литературе; трепетное и уважительное отношение к различным видам искусства |
Формы контроля результатов За занятие обучающиеся получают от 1 до 3 отметок по формам контроля результатов, представленным ниже | Критерии оценки результатов В соответствии с ниже расположенными критериями обучающимся выставляются отметки (по шкале от «2» до «5») |
Проверка парных оценочных (рабочих) листов учебно-исследовательской деятельности Памятки | Количество правильных ответов (90-100% – «5», 70-90% – «4», 50-70% – «3», менее 50% – ничего); грамотность письменной речи |
Оценивание устных ответов обучающихся в ходе работы над анализом художественного текста | Правильность устных ответов; отсутствие ошибок в предметном содержании; умение аргументировать ответ или мнение; отсутствие логических ошибок; грамотность устной речи |
Раздел 2. Информация о рабочей группе
Состав рабочей группы | Направления деятельности (задачи) |
| Учитель-разработчик (литература) Цинкало Антонина Владимировна | Определение тематики сетевого образовательного модуля; разработка блока общего образования в сетевом образовательном модуле; консультирование педагогических работников лагерей при разработке и проведении сетевого образовательного модуля; заполнение и защита разделов 1, 2, 3 (3.1, 3.2, 3.3) технологической карты; отбор дидактического и методического материала; разработка раздаточных материалов для обучающихся; составление заданий для СИТД и проверка их выполнения обучающимися; проведение блока общего образования сетевого образовательного модуля; осуществление коррекции, контроля и оценивания образовательных достижений обучающихся; заполнение журналов и выставление отметок; заполнение идентификационных карт по итогам проведённых модулей; |
| Учитель-сореализатор (музыка) Егоров А. Л. | Разработка и проведение этапа «Сила, творящая чудеса» |
| Учитель-сореализатор (обществознание) | Разработка и проведение этапа |
3.2. Модель реализации блока общего образования в рамках сетевого образовательного модуля
Элементы СОМ | Хронометраж | Кол-во ак. часов | Реализаторы | Проблемный вопрос | Форма реализации | Предметное содержание элемента | Место проведения |
I смена | II смена |
Вводная часть | 09.30-09.40 | 15.00- 15.15 | 0,5 | Учитель-разработчик (литература) Цинкало А. В. | Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него. Так ли это? | Фронтальная работа со всеми группами обучающихся. Учитель кратко знакомит детей с тематикой СОМа, определяет вместе с ними основную учебную задачу, озвучивает проблемный вопрос, а также распределяет их по группам | В. Г. Короленко. Жизнь и творчество. История написания повести «Слепой музыкант» | Медиатека |
Этап 1 (групповая работа) | 09.40-10.30 | 15.20-16.00 | 1,25 | Учитель-разработчик (литература) Цинкало А. В. | Способен ли человек c ограниченными возможностями сопротивляться обстоятельствам, изменить их | Работа по группам по принципу «вертушки». Литературная гостиная «Человек создан для счастья, как птица для полёта». Группа выполняет задания в индивидуальном оценочном листе | В. П. Крапивин. Жизнь и творчество. История написания рассказа «Та сторона, где ветер» | Медиатека |
Этап 2 | 10.30-11.20 | 16.05-16.45 | 1,25 | Учитель-разработчик Егоров А. Л. (музыка) | Способен ли каждый человек понять музыку? | Лекция об известных музыкантах и композиторах с ограниченными возможностями. Этап «Сила, творящая чудеса» | Роль искусства в жизни человека | Кабинет школы |
Этап 3 (групповая работа) | 11.20-12.10 | 16.30-17.00 | 1,25 | Учитель-разработчик Корчажинский К. В. (обществознание) | Инвалиды – это люди с ограниченными возможностями или люди с повышенными потребностями? Почему? | Лекция об успехах известных личностей с ограниченными возможностями. Этап «Дорогу осилит идущий». Группа выполняет задания в индивидуальном оценочном листе | Сравнительный анализ произведений «Слепой музыкант» и «Та сторона, где ветер» | Кабинет школы |
Этап 4 (групповая работа): СТД/СИД | 12.10-12.40 | 17.05-17.35 | 1,25 | Учитель-разработчик (литература) Цинкало А. В. Реализатор: Вожатый Б | Инвалидность – это приговор или новые возможности? Почему? | Самостоятельная творческая деятельность по группам. Дети составляют памятку по взаимодействию с людьми, у которых ограниченные возможности | Путь восхождения к свету. Основное правило – не дать сломить себя ни людям, ни обстоятельствам | Медиатека |
Заключительная часть | 12.40-12.50 | 17.40-17.50 | 0,5 | Учитель-разработчик (литература) Цинкало А. В. | Способен ли человек c ограниченными возможностями, как личность, сопротивляться обстоятельствам, изменить их? | Фронтальная работа со всеми группами обучающихся. Группы представляют получившиеся у них исследовательские продукты. Учитель подводит итоги модуля, организует рефлексию | Образ детей-инвалидов в русской литературе | Медиатека/школа |
3.3. Информация о сопровождении и обеспечении
блока общего образования в сетевом образовательном модуле
| Перечень необходимого с указанием требований | Назначение | Количество |
1. Транспортное обеспечение |
| Автобус | Транспортировка учителя и оборудования к месту проведения модуля | 1 автобус |
| | | |
2. Материальное сопровождение |
| Бумага А4 | Создание маршрутных и оценочных рабочих листов | 2 пачки (1000 листов) |
| Папка-планшет | 30 штук |
| Папка с кнопкой А4 | Оформление раздаточных материалов для проведения этапов | 5 штук |
| Файл А-4 | 20 штук |
3. Информационно-техническое сопровождение |
| Экран | Для работы учителя-разработчика на вводной части и во время проведения этапа 1 | 1 шт. |
| Проектор | 1 шт. |
| Wi-fi | Для организации работы учителя-разработчика с обучающимися во время проведения этапа 1 | |
4. Прочее обеспечение |
| - | - | - |
Приложение 1
Описание вводного этапа
(продолжительность этапа 15-20 минут)
Организационный момент | На вводной лекции учитель разъясняет ход сетевого образовательного модуля, который состоит из 4 этапов. Педагог говорит о том, что обучающимся предстоит выполнить на занятии, демонстрирует оценочные листы, в которых будут работать ученики. Для вожатых проводится небольшой инструктаж, после которого они раздают письменные принадлежности обучающимся. |
Мотивационный крючок | 3 декабря отмечается Международный день людей, которые изначально поставлены в гораздо более трудные условия, чем большинство из нас. По самым последним расчётам ООН, в мире сегодня насчитывается около 1 миллиарда таких людей. Это примерно 15% населения планеты. Среди них есть люди, которые не просто выживают, а становятся знаменитыми. На этом занятии вам предстоит поразмышлять над проблемами выбора жизненного пути, восприятия окружающего мира, отношения к людям с ограниченными возможностями https://www.youtube.com/watch?v=XnH62FkrbDM https://locals.md/2016/yesican/ |
Ключевой проблемный вопрос модуля | Инвалидность - это приговор или новые возможности? |
Целеполагание | В течение модуля обучающиеся выясняют, что происходит с человеком после того, как на него внезапно обрушивается несчастье в виде инвалидности. Как тот или иной человек справляется с этим |
Описание заключительного этапа
(продолжительность 15-20 минут)
По окончании модуля педагог подводит итоги всего учебного занятия, организует рефлексию и оценку индивидуальных достижений обучающихся. Затем просит ребят вспомнить и озвучить ключевой проблемный вопрос, который был задан в начале СОМа: «Инвалидность - это приговор или новые возможности?»
«Если закрыта одна дверь, то всегда открыта другая» - гласит народная мудрость. Наверное, именно по этой причине люди с ограниченными возможностями смотрят на мир другими глазами, умудряясь сквозь боль оставаться добрыми, жизнерадостными и веселыми, умеют видеть прекрасное и жить полной жизнью. Жить даже в самых неприспособленных для этого условиях и добиваться невероятных успехов несмотря на ограниченные возможности.
Если ответ обучающихся на ключевой проблемный вопрос соответствует тому, что представлено выше, то ребята вместе с педагогом делают вывод, что они достигли цели модуля, благодаря поэтапному поиску ответа на каждом из блоков учебного занятия, где был свой проблемный вопрос и различные формы работы, направленные на его разрешение: беседа с учителем, тренинг, анализ текста, составление памятки.
Приложение 2
Оценочный лист
Приложение 3
Инструкция для вожатого.
Задание 1. Составить памятку по взаимодействию с людьми, у которых ограниченные возможности в развитии.
Разработчик: Цинкало А. В. – учитель русского языка и литературы
Реализатор: педагогический работник детского лагеря (вожатый Б).
Рекомендации для реализатора этапа (для вожатого Б):
Детей требуется разбить на группы (по 5-7 человек).
Если отряд состоит из 25 человек, то максимальное количество групп – 4.
Если отряд состоит из 30 человек, то максимальное количество групп – 5.
При желании ребёнка работа может быть индивидуальной, главное, чтобы за отведённое время обучающийся успел справиться с заданием.
Определить капитана в каждой команде.
Выдать капитанам листы с заданиями (пусть вытягивают их самостоятельно).
Обозначить время для выполнения работы.
Во время этапа следить за соблюдением обучающимися дисциплины.
Контролировать процесс выполнения работы
В конце этапа собрать работы и передать их учителю.
Инструкции по выполнению заданий в первоначальном виде оставить на видном месте для следующей группы.
Суть задания (кратко): обучающиеся создают памятку взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями
Требования к выполнению задания:
На листе А3 изобразить от 5 до 10 правил по взаимодействии с людьми с ограниченными возможностями. Каждой группе достается определенная тема из 5 предложенных:
Правила этикета при общении с инвалидами, испытывающими трудности при передвижении
Правила этикета при общении с инвалидами по зрению
Правила этикета при общении с людьми с нарушением слуха
Правила этикета при общении с людьми с сахарным диабетом
Правила этикета при общении с инвалидами, испытывающими трудности в речи
Время на выполнение задания:
3 минуты | Инструктаж |
30 минут | Выполнение задания |
2 минуты | Сдача работ, подведение итогов |
Критерии выставления отметок находятся на оборотной стороне листа.
Критерии выставления отметок: количество придуманных вопросов/ созданных заданий и наличие всех необходимых требований. Поощрение дополнительной отметкой «5» всех тех участников группы, чья работа по итогам работы отряда стала самой содержательной и интересной. Отсутствие отметки может быть у минимального числа обучающихся, тех, кто не смог работать по определённым причинам (отсутствие более, чем 5 минут на этапе, плохое самочувствие)
3