СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта : Урок внеклассного чтения А.С.Пушкин «Станционный смотритель»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта : Урок внеклассного чтения А.С.Пушкин «Станционный смотритель»»


Учитель: Буркова Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №8, с.Сенгилеевского

Класс: 6 класс

Тип урока: Изучение нового материала

Технологическая карта изучения темы: Урок внеклассного чтения А.С.Пушкин «Станционный смотритель»


Тема

Урок внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»

Цели


Образовательные:

Обобщать знания, полученные в процессе изучения повести. Формировать умения оценивать поступки людей.

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

Формировать УУД:

- умение оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей; выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД);

- умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь доказывать свое мнение ,приводя доводы согласно тексту (Коммуникативные УУД);

- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД);

- умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД).

Планируемый результат

Предметные:

Выявить ключевые идеи в повести, показать актуальность этих идей сегодня.

Уметь оценивать поступки людей.

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей (Личностные УУД).

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь доказывать свое мнение,приводя доводы согласно тексту (Коммуникативные УУД).

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД)

Основные понятия

Нравственность, тема «маленького человека»

Межпредметные связи

История, обществознание,икн

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

методическое пособие для учителя «Литература 6класс»Г.Ф.Савченкова

- учебник литературы, презентация к уроку,музыка И.Шварца к кинофильму «Станционный смотритель» романс «Я ехал к вам»

Организация пространства

Фронтальная работа, групповая работа









Технология проведения


Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- уточнить тематические рамки.


Составляют кластер ,обонуя свое мнение

Организует ответы на воросы.






Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Уточняет тематические рамки.

-вспомнить повести И Белкина,когда и в какой последовательности записаны,и опубликованы? Составление кластера о истории создания повестей Белкина

-проверка задания с помощью слайда №1


Проблемный вопрос: «Какие нравственные проблемы ставит А.С.Пушкин в «Станционном смотрителе»?


Уметь совместно окунуться время пушкинского творения(Коммуникативные УУД)



Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)


II. Формулировка темы урока, постановка цели

(2 мин)


Цели:

- организовать формулировку темы урока детьми;

- организовать постановку цели урока детьми.


Организует формулировку темы урока детьми.

Организовать постановку цели урока детьми.

- Какая тема нашего урока? (.)

- Какую цель ставим? (.)


Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).



III. Изучение нового (10 мин)

Цель:

- организовать формирование знаний о нравственности







СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ(прием «тонкие-толстые»вопросы

Отвечают на вопросы.

Работа с толковым словарем,находят определение понятию








Ученики делают сообщения на заранее заданную тему,о дорожном быте пушкинских времен,обязанности станционного смториттеля


Организует формирование зн


ний о нравственности

Работа со словарем

-что такое нравственность?

-какие духовные качества можно извлечь из двух повестей Пушкина? (Дубровский,стан.смотритель)

О какой любви?(Чувство любви смягчило сердце Дубровсого,он преодолел чувство мести).на примере «Станционного смотрителя»определим еще какой нравственный урок можно извлечь



Знать содержание текстов,обобщить знания ,полученные в процессе изучения повести

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

Уметь высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника

(Регулятивные УУД).

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД).

Уметь оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей (Личностные УУД).



(22 мин)

Цели:

- организовать закрепление знаний содержания повести,умения анализироватьд данное произведение



Работают в группе.

1 группа –разбор эпиграфа


-2 группа –кто такие станционные смотрители в России,их обязанности

Организует групповую работу.


Составить план сообщения групп


-смотреть слайд №2-3

Уметь делать выводы

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Уметь работать по предложенному учителем плану

(Регулятивные УУД).

Анализ произведения












Работа с учебником








Введение библейскогомотива

Сообщение ученика»Притча Евапгельская о блудном сыне»Просмотр репродукции картины рембранда «Возвращение блудного сына»












Актуальность темы:современность

Отвечают на вопросы,ищут по тесту ,аргументируют ответ цитатами из текста










Чтение отрывка







Слушают сообщение,соотнося с картиной


















Читают ,осмысливают запись на доске


Организует фронтальную проверку.



















Организует самст раб уч-ся

-Почему Дуня уехала от отца?

-Почему она не смогла вернуться?

-Кто считает,что Дуня виновата? Кто-Самсон Вырин?

-Слушем музыку К кинофильму (что в этой мелодии?(грусть,тоска,любовь,молодость)

-презентация «Табель о рангах 1722года»,установленный Петром1,наблюдение чина Самсона и Минкого

-тема «маленького человека»

Каким видел Самсона при первой встрече?

-

-найти строчки, где отец сам любовался дочерью

-2 встреча с Самсоном

-Мог Самсон предполагать,что родная дочь его бросит?

-слушание притчи о блудном сыне, просмотр картины Рембранда «Возвращение блудного сына»

-можно провести паралель(заполнение таблицы)

Блудный сын

Дуня

-добровольно -тайно увозит уходит,

Отец не ищет

-богатый дом

-боится встречи

-чувствует вину

-примерение с

-разгульный образ отцом не возможно

жизни

Отец радостно

встречает.рад

любому приезду.

Нищий ,голодный

-сын раскаивается

-Какую заповедь нарушила Дуня(почитай отца твоегои мать свою и будешь долголетен на земле.5 ЗАПОВЕДЬ)

-о чем заставляет думать эта повесть?

-сопоставление двух религий,в мусульманской религии есть ли такие заповеди?(Для изучения дети сходили в мечеть,собрали материал,заслушиваем их ,читают хадисы из Корана)


_составление синквейна(правило-подсказка записана на доске)на образ дочери_

Дуня

Молодая, провинциальная

Помогает, влюбляется,убегает

Жестоко поступила с отцом

Опоздала;

Дочь

Юная, хорошенькая

Любит, покидает, страдает

Променяла отца на роскошь

Неблагодарная

-


Запись «пожилых-6000 человек.Дома престарелых в Мари-Туреке-2,в РМЭ-15.В Мари-Турекском доме ветеранов проживает-92,в РМЭ-266 человек

Чтение учителем притчу «больная мать»



Провести анализ и синтез текста




















Сравнительная нарактеристика героя


















ОСМЫСЛЕНИЕ

Уметь работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД).


Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).












Пробудить чувство ответственности за поступки(личностные УУД0

















На основе наблюдений выявить ключевые идеи повести,показать актуальность этих идей и сегодня (предметные ууд,познавательные ууд)

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.











VII. Домашнее задание

Отвечают на вопросы учителя.



По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.






Заполняют бланк самооценки

Организует фиксирование нового содержания.


Организует рефлексию.









Организует самооценку учебной деятельности.

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Какая тема урока была?


-какой нравственный урок извлекли ?



- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа»мне было трудно понять,».урок понравился,потому….». «я усвоил….»



Я оцениваю свои знания…..потомучто…




Сочинение-рассуждение: Тема «маленького человека» в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».


Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).


Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).