I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - уточнить тематические рамки. | Составляют кластер ,обонуя свое мнение | Организует ответы на воросы. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Уточняет тематические рамки. | -вспомнить повести И Белкина,когда и в какой последовательности записаны,и опубликованы? Составление кластера о истории создания повестей Белкина -проверка задания с помощью слайда №1 Проблемный вопрос: «Какие нравственные проблемы ставит А.С.Пушкин в «Станционном смотрителе»? | | Уметь совместно окунуться время пушкинского творения(Коммуникативные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) |
III. Изучение нового (10 мин) Цель: - организовать формирование знаний о нравственности СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ(прием «тонкие-толстые»вопросы | Отвечают на вопросы. Работа с толковым словарем,находят определение понятию Ученики делают сообщения на заранее заданную тему,о дорожном быте пушкинских времен,обязанности станционного смториттеля | Организует формирование зн ний о нравственности | Работа со словарем -что такое нравственность? -какие духовные качества можно извлечь из двух повестей Пушкина? (Дубровский,стан.смотритель) О какой любви?(Чувство любви смягчило сердце Дубровсого,он преодолел чувство мести).на примере «Станционного смотрителя»определим еще какой нравственный урок можно извлечь | Знать содержание текстов,обобщить знания ,полученные в процессе изучения повести | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) Уметь высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника (Регулятивные УУД). Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД). Уметь оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей (Личностные УУД). |
(22 мин) Цели: - организовать закрепление знаний содержания повести,умения анализироватьд данное произведение | Работают в группе. 1 группа –разбор эпиграфа -2 группа –кто такие станционные смотрители в России,их обязанности | Организует групповую работу. | Составить план сообщения групп -смотреть слайд №2-3 | Уметь делать выводы | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) Уметь работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД). |
Анализ произведения Работа с учебником Введение библейскогомотива Сообщение ученика»Притча Евапгельская о блудном сыне»Просмотр репродукции картины рембранда «Возвращение блудного сына» Актуальность темы:современность | Отвечают на вопросы,ищут по тесту ,аргументируют ответ цитатами из текста Чтение отрывка Слушают сообщение,соотнося с картиной Читают ,осмысливают запись на доске | Организует фронтальную проверку. Организует самст раб уч-ся | -Почему Дуня уехала от отца? -Почему она не смогла вернуться? -Кто считает,что Дуня виновата? Кто-Самсон Вырин? -Слушем музыку К кинофильму (что в этой мелодии?(грусть,тоска,любовь,молодость) -презентация «Табель о рангах 1722года»,установленный Петром1,наблюдение чина Самсона и Минкого -тема «маленького человека» Каким видел Самсона при первой встрече? - -найти строчки, где отец сам любовался дочерью -2 встреча с Самсоном -Мог Самсон предполагать,что родная дочь его бросит? -слушание притчи о блудном сыне, просмотр картины Рембранда «Возвращение блудного сына» -можно провести паралель(заполнение таблицы) -добровольно -тайно увозит уходит, Отец не ищет -богатый дом -боится встречи -чувствует вину -примерение с -разгульный образ отцом не возможно жизни Отец радостно встречает.рад любому приезду. Нищий ,голодный -сын раскаивается -Какую заповедь нарушила Дуня(почитай отца твоегои мать свою и будешь долголетен на земле.5 ЗАПОВЕДЬ) -о чем заставляет думать эта повесть? -сопоставление двух религий,в мусульманской религии есть ли такие заповеди?(Для изучения дети сходили в мечеть,собрали материал,заслушиваем их ,читают хадисы из Корана) _составление синквейна(правило-подсказка записана на доске)на образ дочери_ Дуня Молодая, провинциальная Помогает, влюбляется,убегает Жестоко поступила с отцом Опоздала; Дочь Юная, хорошенькая Любит, покидает, страдает Променяла отца на роскошь Неблагодарная - Запись «пожилых-6000 человек.Дома престарелых в Мари-Туреке-2,в РМЭ-15.В Мари-Турекском доме ветеранов проживает-92,в РМЭ-266 человек Чтение учителем притчу «больная мать» | Провести анализ и синтез текста Сравнительная нарактеристика героя ОСМЫСЛЕНИЕ | Уметь работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Пробудить чувство ответственности за поступки(личностные УУД0 На основе наблюдений выявить ключевые идеи повести,показать актуальность этих идей и сегодня (предметные ууд,познавательные ууд) |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. VII. Домашнее задание | Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Заполняют бланк самооценки | Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | - Какую цель ставили? Достигли цели? - Какая тема урока была? -какой нравственный урок извлекли ? - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа»мне было трудно понять,».урок понравился,потому….». «я усвоил….» Я оцениваю свои знания…..потомучто… Сочинение-рассуждение: Тема «маленького человека» в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». | | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |