СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вид. Критерии вида».

Тип урока – изучение нового материала

Данная катрта урока поможет сформировать понятия «вид», «критерии вида»; продолжить формирование личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных УД.

Планируемые образовательные результаты:

1. Предметные: в результате урока учащиеся смогут

- дать определение понятию «вид»,

- раскрыть сущность основных критериев вида;

- познакомиться с историей развития взглядов на вид в биологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«технокарта»


Технологическая карта урока.


Предмет – биология

Класс – 11

Тема - «Вид. Критерии вида».

Тип урока – изучение нового материала

Цель урока – сформировать понятия «вид», «критерии вида»; продолжить формирование личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных УД.

Планируемые образовательные результаты:

1. Предметные: в результате урока учащиеся смогут

- дать определение понятию «вид»,

- раскрыть сущность основных критериев вида;

- познакомиться с историей развития взглядов на вид в биологии.

2. Метапредметные: в результате урока учащиеся смогут

Познавательные: выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, представлять информацию в виде схем, таблиц.

регулятивные: планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы, осуществлять самопроверку, взаимопроверку.

коммуникативные: продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения, организовывать учебное взаимодействие в группе.

3. Личностные: самооценка.

__________________________________________________________________________________________

Основные понятия: вид; критерии вида: морфологический, генетический, физиологический, биохимический, экологический, географический.этологический; ареал; популяция.

__________________________________________________________________________________________

Ресурсы урока:

- мультимедийный проектор, компьютер, рабочие листы для учащихся, гербарные листы с растениями разных видов (для лабораторной работы), картинки по зоологии; раздаточный материал « Заяц – беляк и заяй – русак»; раздаточный материал «Критерии вида»; инструктивные карточки.


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

время

1 этап

Орг. момент

- приветствует учащихся, просит проверить наличие учебных материалов на рабочем столе.


Готовятся к уроку


1 мин.

2 этап.

Мотивация


Демонстрирует картинку»Бурый медведь», задает вопросы:

- Назовите это животное.

- Какое из двух слов относится к родовому названию, какое – видовому?

-Назовите другой вид животного этого же рода?

Демонстрирует картинку»Белый медведь».

Укажите черты сходства и различия этих животных?






- слушают;

- участвуют в обсуждении;

- отвечают на проблемные вопросы;











2 мин

3 этап.

Актуализация знаний.

Предлагает выполнить задание

На раздаточных карточках изображения животных: Лисица обыкновенная (2 карточки); Ёж обыкновенный; Ёж ушастый; Заяц-беляк; Заяц-русак; Медведь белый; Медведь бурый.

Подсчитайте количество особей, видов и родов.

Работают с раздаточным материалом; отвечают на вопросы; делают выводы.

Ответы: особей -8; видов-7; родов-4.

Предполагаемые выводы:

Для обозначения вида используется двойная (бинарная) номенклатура.

Сходные виды объединяются в один род.


2 мин.

4 этап. Целепола-

гание.


- Формулирование целей урока через виды деятельности учащихся (планируемые результаты).


Цели урока: после урока вы сможете

-дать определение понятию «вид»;

- раскрыть сущность признаков (критериев) вида.


Учащиеся формулируют цели урока (записывают в листы), отвечают на вопросы

«Какие знания вам нужны, чтобы понять тему урока?»,

«В каком случае можно считать, что цели будут достигнуты?»


2 мин


- задают уточняющие вопросы;

- узнают последовательность учебных действий




5 этап. Изучение новой темы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


время

1.История взглядов на вид в биологии.

Предлагает послушать сообщение.


С

Слушают подготовленное одним из учащихся сообщение .

Сравнивают взгляды на существование видов в природе К.Линнея, Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина

3мин




2.Определение вида.




Даёт определение вида из биологического энциклопедического словаря: «Вид- совокупность популяций особей, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства, населяющих определённый ареал, обладающих рядом общих морфофизиологических и других признаков, и отдаленных от других таких же групп особей практически полным отсутствием гибридных форм.»

Предлагает сравнить это определение с тем, что даётся в учебнике.

Просит пояснить понятия, которые встречаются в данном определении вида.

Сравнивают определения.

Записывают определение вида в рабочем листе.

Поясняют понятия «Ареал»; «Популяция»

5мин




3. Критерии вида



Создает проблемную ситуацию.

Порой самые опытные биологи заходят в тупик, определяя принадлежат ли данные особи к одному виду или нет. Почему так происходит, существуют ли точные и строгие критерии, которые помогли бы разрешить все сомнения?



Организует выполнение лабораторной работы «Морфологический критерий вида»




Организует самостоятельную работу в группах по изучению критериев вида





Предлагает представителям групп прокомментировать заполнение таблицы «Критерии вида».

Дают определение критериев вида.


Заполняют схему «Критерии вида»









Выполняют лабораторную работу, пользуясь инструктивной карточкой и гербарными образцами растений.


Изучают критерии вида пользуясь текстом учебника и альтернативными источниками информации (Раздаточный материал «Критерии вида»).


Заполняют таблицу «Критерии вида»

4 мин












10 мин






5 мин






5 мин


6 этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение.




7 этап. Рефлексия


Предлагает:1. Ознакомится с текстом «Заяц-беляк и заяц-русак»

2.Ответить на вопрос: «Какие критерии вида использованы при описании зайцев?» 3. Обосновать свой ответ.









Работают с текстом, анализируют, отвечают на вопросы с объяснением своего ответа.






Самооценка.










3 мин.










2 мин.








8 этап. Домашнее задание

Пар.5

Выполнить задания рубрики «Интересные факты»


Записывают дом. задание

1 мин.








Просмотр содержимого документа
«Приложение1»