Вид. Критерии вида».
Тип урока – изучение нового материала
Данная катрта урока поможет сформировать понятия «вид», «критерии вида»; продолжить формирование личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных УД.
Планируемые образовательные результаты:
1. Предметные: в результате урока учащиеся смогут
- дать определение понятию «вид»,
- раскрыть сущность основных критериев вида;
- познакомиться с историей развития взглядов на вид в биологии.
Просмотр содержимого документа
«технокарта»
Технологическая карта урока.
Предмет – биология
Класс – 11
Тема - «Вид. Критерии вида».
Тип урока – изучение нового материала
Цель урока – сформировать понятия «вид», «критерии вида»; продолжить формирование личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных УД.
Планируемые образовательные результаты:
1. Предметные: в результате урока учащиеся смогут
- дать определение понятию «вид»,
- раскрыть сущность основных критериев вида;
- познакомиться с историей развития взглядов на вид в биологии.
2. Метапредметные: в результате урока учащиеся смогут
Познавательные: выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, представлять информацию в виде схем, таблиц.
регулятивные: планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы, осуществлять самопроверку, взаимопроверку.
коммуникативные: продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения, организовывать учебное взаимодействие в группе.
3. Личностные: самооценка.
__________________________________________________________________________________________
Основные понятия: вид; критерии вида: морфологический, генетический, физиологический, биохимический, экологический, географический.этологический; ареал; популяция.
__________________________________________________________________________________________
Ресурсы урока:
- мультимедийный проектор, компьютер, рабочие листы для учащихся, гербарные листы с растениями разных видов (для лабораторной работы), картинки по зоологии; раздаточный материал « Заяц – беляк и заяй – русак»; раздаточный материал «Критерии вида»; инструктивные карточки.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | время |
1 этап Орг. момент | - приветствует учащихся, просит проверить наличие учебных материалов на рабочем столе. | Готовятся к уроку | 1 мин. |
2 этап. Мотивация | Демонстрирует картинку»Бурый медведь», задает вопросы: - Назовите это животное. - Какое из двух слов относится к родовому названию, какое – видовому? -Назовите другой вид животного этого же рода? Демонстрирует картинку»Белый медведь». Укажите черты сходства и различия этих животных? | - слушают; - участвуют в обсуждении; - отвечают на проблемные вопросы; | 2 мин |
3 этап. Актуализация знаний. | Предлагает выполнить задание На раздаточных карточках изображения животных: Лисица обыкновенная (2 карточки); Ёж обыкновенный; Ёж ушастый; Заяц-беляк; Заяц-русак; Медведь белый; Медведь бурый. Подсчитайте количество особей, видов и родов. | Работают с раздаточным материалом; отвечают на вопросы; делают выводы. Ответы: особей -8; видов-7; родов-4. Предполагаемые выводы: Для обозначения вида используется двойная (бинарная) номенклатура. Сходные виды объединяются в один род. | 2 мин. |
4 этап. Целепола- гание. | - Формулирование целей урока через виды деятельности учащихся (планируемые результаты). Цели урока: после урока вы сможете -дать определение понятию «вид»; - раскрыть сущность признаков (критериев) вида. | Учащиеся формулируют цели урока (записывают в листы), отвечают на вопросы «Какие знания вам нужны, чтобы понять тему урока?», «В каком случае можно считать, что цели будут достигнуты?» | 2 мин |
| - задают уточняющие вопросы; - узнают последовательность учебных действий | |
| |
5 этап. Изучение новой темы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | время |
1.История взглядов на вид в биологии. | Предлагает послушать сообщение. | С Слушают подготовленное одним из учащихся сообщение . Сравнивают взгляды на существование видов в природе К.Линнея, Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина | 3мин |
2.Определение вида. | Даёт определение вида из биологического энциклопедического словаря: «Вид- совокупность популяций особей, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства, населяющих определённый ареал, обладающих рядом общих морфофизиологических и других признаков, и отдаленных от других таких же групп особей практически полным отсутствием гибридных форм.» Предлагает сравнить это определение с тем, что даётся в учебнике. Просит пояснить понятия, которые встречаются в данном определении вида. | Сравнивают определения. Записывают определение вида в рабочем листе. Поясняют понятия «Ареал»; «Популяция» | 5мин |
3. Критерии вида | Создает проблемную ситуацию. Порой самые опытные биологи заходят в тупик, определяя принадлежат ли данные особи к одному виду или нет. Почему так происходит, существуют ли точные и строгие критерии, которые помогли бы разрешить все сомнения? Организует выполнение лабораторной работы «Морфологический критерий вида» Организует самостоятельную работу в группах по изучению критериев вида Предлагает представителям групп прокомментировать заполнение таблицы «Критерии вида». | Дают определение критериев вида. Заполняют схему «Критерии вида» Выполняют лабораторную работу, пользуясь инструктивной карточкой и гербарными образцами растений. Изучают критерии вида пользуясь текстом учебника и альтернативными источниками информации (Раздаточный материал «Критерии вида»). Заполняют таблицу «Критерии вида» | 4 мин 10 мин 5 мин 5 мин |
6 этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение. 7 этап. Рефлексия | Предлагает:1. Ознакомится с текстом «Заяц-беляк и заяц-русак» 2.Ответить на вопрос: «Какие критерии вида использованы при описании зайцев?» 3. Обосновать свой ответ. | Работают с текстом, анализируют, отвечают на вопросы с объяснением своего ответа. Самооценка. | 3 мин. 2 мин. |
8 этап. Домашнее задание | Пар.5 Выполнить задания рубрики «Интересные факты» | Записывают дом. задание | 1 мин. |