-научить узнавать и показывать на карте все материки и океаны.
-развивать пространственное воображение, познавательный интерес, кругозор, творческие способности, интерес к чтению энциклопедической литературы;
- развивать умение работать с картой полушарий, глобусом, учебным текстом, толковым словарем русского языка;
- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;
- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
-содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;
-способствовать развитию коммуникативных способностей (слушать и слышать одноклассников, вступать в дискуссию, диалог, выражать и отстаивать свое мнение);
-формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
- формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве;
- уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.
- после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;
- прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы;
- сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;
- выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности.
извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, карта, иллюстрация);
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.
- находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;
- расширить знания о материках и водных пространствах нашей планеты.
учебник: А.А. Плешаков. Окружающий мир 2 класс. часть 2. М.: Просвещение, 2012;
макет аквариума, рыбки из цветной бумаги (золотые, серебряные, чёрные).
Технология проведения (этап урока, цель) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
Организационный момент Цель: формирование самооценки готовности к уроку | С давних времён из века в век , Узнать стремился человек ? Как труден путь? Что там вдали? И снаряжал он корабли, И опускался до глубин, И поднимался до вершин. Материки он открывал, Как мир прекрасен узнавал. За знанья жизнь отдать он мог, Мы начинаем наш урок. | Учащиеся оценивают готовность к уроку. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать что - то новое. |
Психологический настрой. Приём - «Яркое пятно» Цель: создание положительного эмоционального фона | Сегодня хорошая погода, весна, тепло - замечательный день. Чтобы у всех было хорошее настроение, улыбнитесь друг другу. Я вижу по вашим лицам, что этот урок принесёт нам радость общения друг с другом. Хочу начать наш урок с притчи. Восточная притча. Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: — Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: — Всё в твоих руках. ( девиз нашего урока) - Ребята, вы поняли, к чему я это сказала? На уроке вы получите новые знания, какими они будут: большими или маленькими, интересными или не очень, зависит от вас, у каждого из вас они будут свои, всё в ваших руках. | Улыбаются друг другу. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать что - то новое. Регулятивные: нацеливание на успешную работу. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний (подводящий диалог) Цель: актуализировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний | На доске слова. Прочитайте их и разделите на 2 группы: материки, план, океаны, глобус , звёзды, карта, планеты, Луна. Небесные тела Уменьшенное изображение Земли. - Обоснуйте свой ответ, что вы можете рассказать о каждой группе? | Ученики читают слова и делят их на две группы. Выслушиваются ответы детей. | Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Познавательные: осуществлять синтез как составление целого и частей. Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме. |
Введение в тему урока Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит определение темы урока и формулирование цели урока - А что он доказал своим плаванием? - На чем совершил своё путешествие Фернан Магеллан? - Как вы думаете, почему? | У нас остались лишние слова. Как вы думаете, о чём мы будем разговаривать на уроке? Сформулируйте тему нашего урока. Что же будет нашей целью? А сейчас мы с вами отправляемся в кругосветное путешествие по земному шару, не выходя из класса. - А вы знаете кто первым совершил кругосветное путешествие? Пять столетий назад экспедиция Магеллана на парусных кораблях отправилась от берегов Испании на запад. Три года корабли плыли, огибая сушу. На родину моряки вернулись с востока. Тем самым доказывая, что Земля имеет форму шара. - Следуя примеру Магеллана, мы отправимся в путешествие на корабле. - В путешествии нам необходимо будет ориентироваться. Что лучше взять в путешествие: карту или глобус? Почему? В любом плавании принято вести бортовой (судовой) журнал. Туда записываются сведения о том, что встретилось на пути. Такой журнал я буду вести на доске, а вы мне помогать. Отправляемся в путешествие? К берегам неведомой земли Плывут по морю корабли, Командам не страшны преграды, На острове всех ждут награды! | Два слова остались без группы. Тема: "Материки и океаны". Познакомимся с новыми понятиями «материки» и «океаны», научимся показывать их на карте. Назвали тему урока, наметили цель. Магеллан. Шарообразность Земли. На корабле. Глобус - уменьшенная модель Земли. Глобус больше похож на нашу планету, но картой пользоваться удобней. Карта – это изображение поверхности Земли на плоскости. | Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов. Регулятивные: определение темы, формулирование цели и учебных задач урока. Познавательные: постановка и решение проблемы. Коммуникативные: формулирование грамотных, четких речевых высказываний |
Постановка учебной проблемы Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит постановка проблемы. | Откройте карты полушарий в учебнике на с.114-115. Плыть мы будем, начиная с запада и называть все географические объекты, которые встретятся. На какие две группы можно разделить увиденное и почему? - Каким цветом на карте обозначают водоемы? - Опишите встреченные вами водные просторы. - Каким цветом на карте обозначают участки суши? | На доске вывешиваю таблички со словами: мы обнаружили Северную Америку, Южную Америку, Тихий океан, Атлантический океан, Африку, Евразию, Индийский океан, Австралию, Северный Ледовитый океан, Антарктиду. Суша: Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Африка. Вода: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан. Синим. Это огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого. Жёлтым, коричневым, зеленым. Это большие участки суши, окружённые со всех сторон водой. | Личностные: делегирование полномочий, безконфликтное взаимодействие в команде, взаимопомощь. Регулятивные: умение работать по плану в соответствии с поставленной задачей, определять правильность выполненного задания. Познавательные: умение работать с инструкцией, отбирать необходимую информацию из различных источников, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу. |
Поиск решения проблемы (открытие нового знания) Цель: -развитие умения извлекать информацию, необходимую для открытия новых знаний; - организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными и новыми знаниями, открытие новых граней в уже известном. | - Ребята, как называются огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой? Где можно проверить свои предположения? - Делаем вывод, что же такое материки? Ребята, как называются огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого? Где можно проверить свои предположения? Делаем вывод, что же такое океаны? Чего на поверхности Земли больше: воды или суши? Правильно, если бы мы могли посмотреть на Землю с высоты нескольких тысяч километров, то увидели бы, что большая её часть занята водой. Вот как можно с помощью квадрата представить соотношение суши и воды. | Материки. В учебнике или в толковом словаре. Огромные участки суши, окружённые водой, называются материками. Океаны. Огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого называются океаны. Воды. | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений. |
Первичное применение нового знания Цель: планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Корабли по морю плыли, К чудо острову спешили. Ждали там давно гостей, Лучших первооткрывателей. Работа по карте. - Сколько всего материков? Давайте продолжим наше путешествие, познакомимся с каждым из них. - Какой материк самый маленький? Австралия – самый сухой материк Земли. Материк редкостей. Говоря об Австралии, мы сразу вспоминаем удивительных животных –кенгуру. Но и другие сумчатые животные здесь обитают. Сумчатый медведь, коала. Дикая собака Динго - самый опасный хищник материка. Удивительный мир ярких красок, даже птицы Австралии самые яркие в мире. Чудо-животное – утконос, который откладывает яйца, как птица, а детёнышей кормит молоком, как млекопитающие. Конечно, огромное количество акул обитает у берегов Австралии. - Какой материк самый большой? Действительно Евразия – самый большой материк, чтобы перелететь с запада на восток надо потратить целые сутки. Конечно, раз материк такой огромный, то и природа здесь очень разнообразна: от снежных равнин до вечнозеленых лесов. От низменностей до самых высоких гор в мире – Гималаев. Как вы думаете, какой материк самый жаркий? Говоря об Африке, мы сразу вспоминает об африканских слонах, о царе зверей – льве, о самом длинношеем животном – жирафе. И, конечно, о древнем Египте, о чуде света – пирамидах. - Какие материки находятся в западном полушарии? Природа Северной Америки очень разнообразна. Это земля Великих озер и высоких гор. Южная Америка – самый влажный материк мира. Здесь выпадает больше всего осадков. Это родина удивительных броненосцев и самого высокого дерева мира – секвойи. А какой материк самый холодный? Антарктида – край вечных льдов. Самый высокий континент. Очень долгое время считали, что это океан покрытый льдом, а не материк. Но сейчас уже доказано, что это материк. Родина удивительных птиц - пингвинов. В Антарктиде среди льдов Ходит важный господин В черный он одет сюртук. Крылья машут вместо рук. Первичное закрепление по вопросам в учебнике с. 123. | Всего материков шесть. Это Австралия. 2 ученика (подготовленные заранее) рассказывают об Австралии. Евразия. 3 ученика (подготовленные заранее) рассказывают об Евразии. Африка. 3 ученика (подготовленные заранее) рассказывают об Африке. Ученики читают учебник с. 120-121 рассказывают о Северной Америке и Южной Америке. Антарктида. Пингвин. Ученица (подготовленная заранее) рассказывают об Антарктиде. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Физкультминутка «Морские жители» Цель: восстановление физических и духовных сил, снять динамическую усталость, восстановить работоспособность. | Пришло время отдыха на корабле. Путешествуя по странам Утомились мы в пути. Предлагаю вам, ребята, Встать и с корабля сойти. | Второклассники под музыку повторяют упражнения за морскими обитателями. | |
Первичное применение нового знания Цель: планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Морская прохлада помогла восстановить нам силы, продолжаем путешествие. Давайте рассмотрим океаны и сравним их. - Сколько всего океанов? Найдите самый большой океан. Да, он еще и самый глубокий. Он занимает половину всей водной поверхности Земли. Второй по площади океан – Атлантический. По одной из версий Атлантический океан получил свое название от мифического континента Атлантида. Самый теплый - Индийский океан, вода в нём 35,5 градусов. Вода в нём теплая, как парное молоко. - Найдите самый маленький океан? Верно, он самый холодный и самый мелкий. Большую часть года он покрыт льдом. Все 4 океана образуют огромную массу воды, которую называют Мировым океаном. Мировой океан плотно заселён живыми организмами. По современным представлениям, жизнь на нашей планете зародилась именно в океане, и лишь потом появились живые существа, которые вышли на сушу. | Четыре. Самый большой – Тихий океан. Самый маленький – Северный Ледовитый океан. | Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу. |
Первичное закрепление нового материала Цель: организация и осуществление совместной учебно-познавательной деятельности. | - На каких материках много равнин? - Где самые высокие горы? - Сколько материков омывает Северный Ледовитый океан? | В Евразии. Гималаи. Он омывает два материка. (Евразию, Северную Америку | Личностные: делегирование полномочий, безконфликтное взаимодействие в команде, взаимопомощь. Регулятивные: умение работать по плану в соответствии с поставленной задачей, определять правильность выполненного задания. Познавательные: умение работать с инструкцией, отбирать необходимую информацию из различных источников, построение логической цепи рассуждений. |
Самостоятельное применение знаний (работа в группах). Проектная работа по составлению карты полушарий. Цель: развивать умение работать в группе по заданным критериям. | - А сейчас предлагаю вам сделать проект «Составь свою карту мира». - Возьмите конверты с надписью «Материки». Вам надо узнать материк по очертанию и наклеить их на своей карте. Но прежде давайте повторим правила работы в группе. Молодцы, все справились! Ребята, а какое умение отрабатывалось при выполнении этого задания? | Правила работы в группе: - нужно договориться, кто и что будет делать; - не говорить всем сразу; - учиться разговаривать вполголоса; - не спорить зря, а доказывать, объяснять. Умение работать в группе. | Регулятивные: умение работать по плану в соответствии с поставленной задачей, определять правильность выполненного задания. Познавательные: умение работать с инструкцией, отбирать необходимую информацию из различных источников, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: высказывать и аргументировать свое мнение. Личностные: самоопределение. |
Итог работы. Рефлексия. Цель: зафиксировать новые умения, полученные на уроке; организовать рефлексию и самооценку ученикам собственной деятельности. | - В начале урока мы ставили перед собой цель? - Удалось ли нам её решить? - Что нового узнали? - Где пригодятся знания? - Для чего надо знать карту, условные обозначения, материки и океаны? - Давайте дадим оценку нашему путешествию и своим успехам, т.е. оценим свою деятельность на уроке. Перед вами аквариум, который нужно заполнить рыбками: - если вы чувствовали себя комфортно на уроке, у вас всё получалось, запустите в аквариум золотую рыбку; - если пока не все удавалось - серебряную рыбку; - если трудных моментов было много, тогда в вашем аквариуме появится чёрная рыбка. Мысленно положите на правую ладошку знания, с которыми пришли на урок, а на левую те, которые открыли на уроке. Объедините их и давайте похлопаем друг другу. Теперь вы убедились, что всё в ваших руках. Молодцы! Вы сегодня замечательно поработали. | Выслушиваются ответы детей. Выполняют задание по предложенному алгоритму, организовывая рефлексию собственной деятельности. Обсуждаем заполненные рыбками аквариумы. | Познавательные: умение обобщать полученную информацию, делать выводы. Коммуникативные: ведение учебного диалога. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |