1.Организационно – мотивационный этап Задает вопросы, подводящие к теме урока: - Все ли организмы имеют клеточное строение? - Все ли клетки имеют ядро? Обращает внимание учащихся на особенности строения бактериальной клетки (видеофрагмент) Предлагает определить тему урока. Задает вопрос: «Почему бактерии настолько многочисленны, широко распространены на Земле и легко выживают в неблагоприятных условиях?» Основываясь на ответах учащихся, формулирует цели урока | Создает условия для самостоятельного определения обучающимися темы урока. Побуждает к актуализации знаний обучающихся о царстве бактерии. Обеспечивает понимание содержания темы при самостоятельном переформулировании. Способствует появлению интереса к теме урока, формированию позитивного отношения обучающихся к изучаемым биологическим объектам. | Осуществляют самопроверку готовности к уроку Дают устные ответы на вопросы Высказывают свое мнение, план поиска ответа на вопрос | Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование волевая саморегуляция Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, владение монологической и диалогической речью Познавательные общеучебные: самостоятельное выделение познавательной цели моделирование выбор оптимальных способов решения задач умение строить речевое высказывание |
2. Операциональный этап Бактрии, как особое царство живых организмов с определенным набором признаков. Задает вопрос: «Кто такие бактерии?», предлагает найти ответ в учебнике или вспомнить то, что было сказано о бактериях в ходе изучения на уроках ранее. Предлагает свой вариант записи определения, помогает учащимся выбрать лучшее определение, дает указание записать его. Задание «Зарисовать схему строения бактериальной клетки», найти в тексте значение каждой части клетки бактерии Обращает внимание учащихся на сложную структуру оболочки бактериальной клетки, называем возможные формы бактериальных клеток. Анализирует ответы учащихся, корректирует при необходимости, используя слайд-презентацию Задание составить схему «Формы бактериальных клеток», корректирует ответы учащихся, предлагает наиболее удачный вариант схемы для записи в тетрадь Вспомнаем типы питания организмов, какие формы будут характерны для бактерий; Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (вращение головой) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. Предлагает найти определение терминов в учебнике, ответить на вопросы: Что означают термины? Каким образом эти понятия взаимосвязаны между собой? Объясняет роль бактерий в природе, основываясь на схеме «Круговорот веществ в природе». | Создает учебную ситуацию, связанную с обобщением и углублением знаний о царстве бактерий. Побуждает обучающихся выделять существенные признаки царства бактерии Знакомит с понятиями Создает учебную ситуацию моделирования строения бактериальной клетки при выполнении схематического рисунка Создает учебную ситуацию для проявления поисковой активности обучающихся при выделении типов питания бактерий Создает учебные ситуации для понимания и использования всех введенных на уроке понятий. - Создает учебную ситуацию для развития познавательных УУД (сравнение объектов, доказательство) и коммуникативных УУД в процессе выполнения работы | Дают ответ на вопрос, ищут определение бактерий в учебнике, предлагают свою формулировку, записывают формулировку в тетрадь. Зарисовывают бактериальную клетку, используют рисунки из учебника или на слайде презентации Находят в тексте учебника значение компонентов бактериальной клетки. Ищут в тексте учебника, называют возможные формы бактериальных клеток, предлагают свои варианты оформления схемы «Формы бактериальных клеток», переносят схему в тетрадь. Один из учащихся называет типы питания организмов, остальные проверяют правильность ответов Ищут в тексте учебника определения терминов, основываясь на знании терминов, отвечают на вопросы (устно) (работа в группе) Высказывают свои варианты, обосновывают их Отвечают в тетрадях, осуществляют взаимопроверку. | Познавательные общеучебные: поиск информации моделирование умение строить речевое высказывание контроль и оценка процесса и результатов деятельности смысловое чтение логические: Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками участие в коллективном обсуждении проблем, умение слушать и вступать в диалог, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, владение монологической и диалогической речью Регулятивные: |
Рефлексивно-оценочный этап Предлагает высказать свое мнение о результативности работы на уроке, просит дать оценку работе класса в целом, эмоциональной оценке урока в целом Выставляет оценки наиболее активно работающим ученикам, объявляет результаты Объявляет домашнее задание. Дает комментарии по выполнению домашнего задания: «3» Параграф читать, устно ответить на вопросы в конце параграфов; «4» Заполнить таблицу «Значение бактерий в природе и жизни человека»; «5» Составить 10 вопросов по теме «Бактерии» с кратким ответом (слово или термин в ответе) Составить 10 вопросов подразумевающих ответ «да»/«нет» (биологический диктант по теме «Бактерии» Подготовить сообщение о роли цианобактерий на Земле | Создает учебную ситуацию, обеспечивающую анализ обучающимися результатов своей деятельности и оценку качества усвоения. Создает учебную ситуацию, обеспечивающую рефлексию содержания результатов, действий по достижению результатов, эмоционального состояния. - Обеспечивает понимание практический значимости полученных знаний и умений | Высказывают свое мнение о результативности работы на уроке, Дают оценку работе класса в целом, эмоциональную оценку урока в целом Анализируют итоги работы на уроке, высказывают свое согласие / несогласие с оценками за работу на уроке | Регулятивные: оценка достижения планируемых результатов коррекция планов и способов действий в соответствии с оценкой волевая саморегуляция Познавательные: рефлексия способов и условий действий контроль и оценка способов и результатов действий Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками участие в коллективном обсуждении проблем, умение слушать и вступать в диалог, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, владение монологической и диалогической речью |