СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока (ФГОС)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока (ФГОС)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Родомановская средняя школа»

Гагаринского района Смоленской области








Технологическая карта

урока литературы в 5 классе

«Несовместимы дети и война!»

( по творчеству А. Т. Твардовского)





Автор: Лукьянова Елена Владимировна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории







2021-2022 учебный год


Технологическая карта урока


Учитель

Лукьянова Елена Владимировна

Предмет

Литература.

Класс

5 класс

Авторы УМК

В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.

Тема урока

«Несовместимы дети и война!» ( по творчеству А. Т. Твардовского)

Тип урока

Урок открытия нового знания

Вид урока

Урок эмоционального сопереживания

Цели урока:

Деятельностная



Содержательная

Формирование основ читательской культуры как части общей культуры человека:

- развивать мышление и речь учащихся;

- воспитание патриотизма, уважения к памяти погибшим;

- формирование у обучающихся нравственных ценностей, чувства сострадания.

Расширить знания детей о Великой Отечественной войне; познакомить с биографией и творчеством поэта Смоленщины А.Т. Твардовского

Задачи урока

Образовательная – продолжить знакомство учащихся с творчеством А. Т.Твардовского; совершенствовать речевые навыки; умение вести беседу;

- научиться размышлять над содержанием произведения, определять отношение автора к описываемым событиям, выражать своё отношение к прочитанному;

- уметь находить в поэтическом тексте средства выразительности.

Развивающая – создать условие для развития у учащихся рефлексивных навыков, умений анализировать художественное произведение, работать над литературоведческими понятиями. развивать навыки вдумчивого, внимательного чтения;

- совершенствовать умение выделять главное, составлять суждение оценочного характера;

- развивать монологическую речь обучающихся;

Воспитательная – учить осознавать через исторический и литературно-художественный материал ценность человеческой жизни, неприятие идей насилия;

- показать важную роль детей и подростков в борьбе с фашизмом во время Великой Отечественной войны, воспитывать культуру общения; любовь к жизни, веру в торжество добрых начал.

Планируемые результаты

Предметные УУД: создать условия для интерпретации стихотворений А.Т.Твардовского; научить выявлять смысл; научить приемам анализа литературного произведения.

Личностные УУД:

1.формировать духовно-нравственные качества личности на примере характеристики персонажей литературных произведений;

2.воспитывать заложенные автором в литературных произведениях вневременные, непреходящие нравственные ценности;

3.воспитывать доброжелательность в различных коммуникационных ситуациях.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

4.определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

5.планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

6.вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:

7.слушать и понимать речь других;

8.оформлять свои мысли в устной форме;

9.договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения, общения и следовать им.

Познавательные:

10.ориентироваться в своей системе знаний;

11.осуществлять анализ объектов;

12.находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

13.преобразовывать информацию из одной формы в другую;

14.составлять ответы на вопросы.

Методы и педагогические технологии

-технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов),

 -компьютерные (новые информационные) технологии обучения (презентация),

-технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова,

 -групповые технологии (В.К. Дьяченко),

 -педагогика сотрудничества (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой),

- объяснительно-иллюстративный метод,

- проблемный метод.

Оборудование и материалы

- «Литература. 5 класс» Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2-х частях/ 13-е изд – М.: Просвещение, 2012.

- Презентация с заданиями

- карточки с заданиями


Ход урока


Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1) Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

- Здравствуйте. Нарисуйте мне своё настроение в виде смайликов.

Приветствуют учителя.

Выбирают смайлики, показывают.

Р 5


Слайд 2 (Эпиграф к уроку)

- Как вы понимаете смысл высказывания?


- Что вы знаете о Великой Отечественной войне?

- Когда началась? Когда закончилась? Какой город первым принял на себя удар? (Брест) Какими были первые месяцы войны?

- Какую роль в Великой Отечественной войне играли дети?

- Как люди в тылу узнавали о событиях этой войны? Какую работу должны были выполнять военные корреспонденты? (Газеты, радио)


Отвечают на поставленные учителем вопросы

Р 4

К 8

П 11

П 10

Слайды 2-4

- Помогите мне сформулировать тему урока, учитывая эти факты и ваше домашнее задание

Совместно с учителем формулируют тему урока

П 10

П 13

П14

2) Этап актуализации и пробного учебного действия.

Слайды 5-7

- Как вы думаете, о каком авторе сегодня пойдёт речь?

Ваша одноклассница провела исследовательскую работу и сейчас поделится с нами результатами, т.е она расскажет о биографии А.Т.Твардовского и что происходило в 1941-1945 годах, а мы с вами тихо послушаем.

Рассказывает Алина заранее подготовленный материал. Класс слушает.

Р 5

П 11

К 9

К 7

Слайд 8-11

- Итак, ребята, давайте вспомним, о чём же стихотворение «Две строчки», кто желает рассказать? (желательно слабый ученик, который коротко передаст содержание).

Пересказывают содержание стихотворения.

Сильный ученик читает его наизусть.

К 8

К 7


3) Этап локализации индивидуальных затруднений

-С этим произведением вы познакомились дома, а на уроке мы попробуем разобраться в прочитанном.

1. Стихотворение основано на биографических данных Твардовского.

2. Жестокость войны.

3. Образ убитого бойца-парнишки.

4. Христианское чувство - чувство отождествления себя с жертвой.

5. Средства выразительности: метафоры ( «мороз прижал», «да лёд за полу придержал»;

Эпитеты ( «войны жестокой»,

«судьбы далёкой».

6. Что хотел сказать читателям Твардовский данным произведением?


Л 2

К 7

К 8

П 10

П 14

– Какие слова и выражения были не понятны? Почему именно эти?

Комментируют непонятные слова, выражения, повороты сюжета.

Л 2


ФИЗМИНУТКА



4) Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений 5) Этап включения в систему знаний и повторения. 6) Этап обобщения затруднений

-Чтобы лучше понять художественный замысел поэта, работая в группе, выполните задания(2 группы).

Карточки с заданиями:

1.Найти средства выразительности (метафоры, эпитеты)

Проверка своих ответов-слайд 9

2.Какую роль в стихотворении играют образы холода и льда?

Проверка своих ответов- слайд 11


Выполняют задания по группам

Участвуют в обсуждении содержания произведения, проверяют свои ответы.

Организатор коммуникации от каждой группы выступает с ответом.

К 9

П 12

Л 3

Р 6

7) Этап обобщения изученного на уроке


Слайд 12-14

- давайте сделаем вывод: Что хотел сказать нам Твардовский данным стихотворением? (дети и война несовместимы)


Логично и последовательно выражают свою точку зрения.

Наизусть- понятие


Осознанно и произвольно строят речевое высказывание, отбирают доказательства.


Л 1

П 14

П 10

К 7

8) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Слайд 15

-А теперь ваше настроение покажите смайликами.

-Заинтересовала вас тема?

-Будете ли вы в дальнейшем читать произведения о Великой Отечественной войне?

- Выставьте отметки друг другу на карточках.

Приобретают рефлексивные навыки. Оценивают работу товарищей на уроке.

Л 3

Р 5

К 9

9) Этап конструирования собственной деятельности

Слайд 16

Я предлагаю вам самим выбрать д/з:

Жёлтая карточка:  1 уровень сложности:

- Выучить наизусть стихотворение «Две строчки». Оранжевая карточка: 2 уровень сложности

- Чему нас могут научить произведения о ВОВ?

Розовая карточка: 3 уровень сложности

- Чем запомнится вам сегодняшний урок?

Конструируют алгоритм собственной деятельности

П 10

Л 3