Учитель | Лукьянова Елена Владимировна |
Предмет | Литература. |
Класс | 5 класс |
Авторы УМК | В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. |
Тема урока | «Несовместимы дети и война!» ( по творчеству А. Т. Твардовского) |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Вид урока | Урок эмоционального сопереживания |
Цели урока: Деятельностная Содержательная | Формирование основ читательской культуры как части общей культуры человека: - развивать мышление и речь учащихся; - воспитание патриотизма, уважения к памяти погибшим; - формирование у обучающихся нравственных ценностей, чувства сострадания. Расширить знания детей о Великой Отечественной войне; познакомить с биографией и творчеством поэта Смоленщины А.Т. Твардовского |
Задачи урока | Образовательная – продолжить знакомство учащихся с творчеством А. Т.Твардовского; совершенствовать речевые навыки; умение вести беседу; - научиться размышлять над содержанием произведения, определять отношение автора к описываемым событиям, выражать своё отношение к прочитанному; - уметь находить в поэтическом тексте средства выразительности. Развивающая – создать условие для развития у учащихся рефлексивных навыков, умений анализировать художественное произведение, работать над литературоведческими понятиями. развивать навыки вдумчивого, внимательного чтения; - совершенствовать умение выделять главное, составлять суждение оценочного характера; - развивать монологическую речь обучающихся; Воспитательная – учить осознавать через исторический и литературно-художественный материал ценность человеческой жизни, неприятие идей насилия; - показать важную роль детей и подростков в борьбе с фашизмом во время Великой Отечественной войны, воспитывать культуру общения; любовь к жизни, веру в торжество добрых начал. |
Планируемые результаты | Предметные УУД: создать условия для интерпретации стихотворений А.Т.Твардовского; научить выявлять смысл; научить приемам анализа литературного произведения. Личностные УУД: 1.формировать духовно-нравственные качества личности на примере характеристики персонажей литературных произведений; 2.воспитывать заложенные автором в литературных произведениях вневременные, непреходящие нравственные ценности; 3.воспитывать доброжелательность в различных коммуникационных ситуациях. Метапредметные УУД: Регулятивные: 4.определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; 5.планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; 6.вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные: 7.слушать и понимать речь других; 8.оформлять свои мысли в устной форме; 9.договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения, общения и следовать им. Познавательные: 10.ориентироваться в своей системе знаний; 11.осуществлять анализ объектов; 12.находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; 13.преобразовывать информацию из одной формы в другую; 14.составлять ответы на вопросы. |
Методы и педагогические технологии | -технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов), -компьютерные (новые информационные) технологии обучения (презентация), -технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова, -групповые технологии (В.К. Дьяченко), -педагогика сотрудничества (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой), - объяснительно-иллюстративный метод, - проблемный метод. |
Оборудование и материалы | - «Литература. 5 класс» Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2-х частях/ 13-е изд – М.: Просвещение, 2012. - Презентация с заданиями - карточки с заданиями |
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1) Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. | - Здравствуйте. Нарисуйте мне своё настроение в виде смайликов. | Приветствуют учителя. Выбирают смайлики, показывают. | Р 5 |
Слайд 2 (Эпиграф к уроку) - Как вы понимаете смысл высказывания? - Что вы знаете о Великой Отечественной войне? - Когда началась? Когда закончилась? Какой город первым принял на себя удар? (Брест) Какими были первые месяцы войны? - Какую роль в Великой Отечественной войне играли дети? - Как люди в тылу узнавали о событиях этой войны? Какую работу должны были выполнять военные корреспонденты? (Газеты, радио) | Отвечают на поставленные учителем вопросы | Р 4 К 8 П 11 П 10 |
Слайды 2-4 - Помогите мне сформулировать тему урока, учитывая эти факты и ваше домашнее задание | Совместно с учителем формулируют тему урока | П 10 П 13 П14 |
2) Этап актуализации и пробного учебного действия. | Слайды 5-7 - Как вы думаете, о каком авторе сегодня пойдёт речь? Ваша одноклассница провела исследовательскую работу и сейчас поделится с нами результатами, т.е она расскажет о биографии А.Т.Твардовского и что происходило в 1941-1945 годах, а мы с вами тихо послушаем. | Рассказывает Алина заранее подготовленный материал. Класс слушает. | Р 5 П 11 К 9 К 7 |
Слайд 8-11 - Итак, ребята, давайте вспомним, о чём же стихотворение «Две строчки», кто желает рассказать? (желательно слабый ученик, который коротко передаст содержание). | Пересказывают содержание стихотворения. Сильный ученик читает его наизусть. | К 8 К 7 |
3) Этап локализации индивидуальных затруднений | -С этим произведением вы познакомились дома, а на уроке мы попробуем разобраться в прочитанном. 1. Стихотворение основано на биографических данных Твардовского. 2. Жестокость войны. 3. Образ убитого бойца-парнишки. 4. Христианское чувство - чувство отождествления себя с жертвой. 5. Средства выразительности: метафоры ( «мороз прижал», «да лёд за полу придержал»; Эпитеты ( «войны жестокой», «судьбы далёкой». 6. Что хотел сказать читателям Твардовский данным произведением? | | Л 2 К 7 К 8 П 10 П 14 |
– Какие слова и выражения были не понятны? Почему именно эти? | Комментируют непонятные слова, выражения, повороты сюжета. | Л 2 |
| ФИЗМИНУТКА | | |
4) Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений 5) Этап включения в систему знаний и повторения. 6) Этап обобщения затруднений | -Чтобы лучше понять художественный замысел поэта, работая в группе, выполните задания(2 группы). Карточки с заданиями: 1.Найти средства выразительности (метафоры, эпитеты) Проверка своих ответов-слайд 9 2.Какую роль в стихотворении играют образы холода и льда? Проверка своих ответов- слайд 11 | Выполняют задания по группам Участвуют в обсуждении содержания произведения, проверяют свои ответы. Организатор коммуникации от каждой группы выступает с ответом. | К 9 П 12 Л 3 Р 6 |
7) Этап обобщения изученного на уроке | Слайд 12-14 - давайте сделаем вывод: Что хотел сказать нам Твардовский данным стихотворением? (дети и война несовместимы) | Логично и последовательно выражают свою точку зрения. Наизусть- понятие Осознанно и произвольно строят речевое высказывание, отбирают доказательства. | Л 1 П 14 П 10 К 7 |
8) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Слайд 15 -А теперь ваше настроение покажите смайликами. -Заинтересовала вас тема? -Будете ли вы в дальнейшем читать произведения о Великой Отечественной войне? - Выставьте отметки друг другу на карточках. | Приобретают рефлексивные навыки. Оценивают работу товарищей на уроке. | Л 3 Р 5 К 9 |
9) Этап конструирования собственной деятельности | Слайд 16 Я предлагаю вам самим выбрать д/з: Жёлтая карточка: 1 уровень сложности: - Выучить наизусть стихотворение «Две строчки». Оранжевая карточка: 2 уровень сложности - Чему нас могут научить произведения о ВОВ? Розовая карточка: 3 уровень сложности - Чем запомнится вам сегодняшний урок? | Конструируют алгоритм собственной деятельности | П 10 Л 3 |