Урок «Формула Герона для нахождения площади треугольника» (9 класс, учебник А.Г Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир)
Организационная структура урока |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организационный момент | Приветствует обучающихся; проверяет их готовность к уроку. Создает в классе атмосферу психологического комфорта. – Мне очень нравится, как вы относитесь к урокам геометрии! – Кто объяснит, почему у нас на уроках не принято проявлять неуважение друг к другу? | Настраиваются на учебную деятельность. Концентрируют внимание на работе во время урока. Отвечают на вопросы: – Где я? – Зачем я здесь? – Что мне нужно делать? | Формируют навыки самоорганизации |
II. Проверка домашнего задания | Организует самопроверку домашнего задания. Задание № 136. Площадь треугольника АВС равна 18 см2. Найдите угол С, если АС = 8 см, ВС = 9 см. | Заполняют таблицу. Задания | Решил правильно / неправильно | Не смог решить потому, что… | | | | | | | Решение. B = 30 или В = 150. Ответ: 30 или 150. | Умеют оценивать свои достижения |
III. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи | Предлагает учащимся рассказать о своих достижениях в изучении формул нахождения треугольника. Вопрос запуска постановки учебной задачи: – Что вам известно о формуле Герона? Формулирует учебную задачу: – Исследовать формулу Герона. | Выступают перед классом или в группах. – Теперь я знаю… – Я выполнял задания… – У меня получалось… – Мне было сложно… Осознают важность решения поставленной учебной задачи. | Развивают навыки целеполагания |
IV. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока | Сообщает тему урока. Организует совместное с учащимися формулирование цели и задач урока. – Внимательно прочитайте тему урока. – Что от вас ожидается на уроке? – Какие цели и задачи вы можете перед собой поставить? | Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формулировании целей и задач урока: – узнать о формуле Герона; – научиться применять формулу Герона для решения задач | Формируют умения принимать и сохранять учебную задачу |
V. Мотивирование к учебной деятельности | Способствует обсуждению мотивационных вопросов: – Насколько мне интересно разобраться в теме «Формула Герона»? – Что я ожидаю от сегодняшнего урока? – Почему для меня важно достигать успеха в изучении геометрии? – Какая моя личная цель на данном уроке? | Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности. | Формируют умения выражать свои мысли. Развивают навыки самомотивации |
VI. Создание ситуации затруднения. Работа над темой урока | Организует обсуждение проблемного вопроса: – Можно ли вычислить площадь треугольника, если нам известны все его стороны? Предлагает учащимся проанализировать формулировки теоремы (формулы Герона). Помогает найти и проанализировать доказательство формулы Герона. Организует анализ формул нахождения площади треугольника и площади многоугольника. | Выбирают, как им лучше всего будет организовать свою работу на уроке. Принимают участие в обсуждении проблемного вопроса. Испытывают определенные трудности при ответе на вопрос. Проводят исследования. Анализируют формулу Герона. Осуществляют поиск и анализ доказательства формулы Герона. Заполняют таблицу. Теорема (формула Герона) | Ключевые слова | Вопросы для исследований | Площадь S треугольника можно вычислить по формуле где а, b и с – стороны треугольника, р – его полупериметр | Стороны треугольника, полупериметр треугольника | Нужно узнать… Необходимо выяснить… | Анализируют теоремы и их доказательства. Теоремы | В доказательстве теоремы мне непонятно… | Площадь S треугольника можно вычислить по формуле | Как…? | где а, b и с – стороны треугольника, R – радиус окружности, описанной около треугольника | | Площадь треугольника равна произведению его полупериметра и радиуса вписанной окружности | Почему…? | Площадь многоугольника, описанного около окружности, равна произведению его полупериметра и радиуса вписанной окружности | Что…? | | Выражают свои мысли в соответствии с задачей. Анализируют информацию |
VII. Закрепление изученного материала | Организует самоанализ усвоенных учащимися знаний. Оказывает помощь ученикам, которые не знают ответа на вопросы. Создает условия для повторного изучения вопросов, которые вызвали затруднения | Отвечают на вопросы. Определяют свой уровень усвоения знаний. Заполняют таблицу. Вопросы | Варианты ответов | Знаю ответ на вопрос (+) | Не знаю ответ на вопрос (+) | Как записать формулу Герона для вычисления площади треугольника? | | | Как можно найти площадь треугольника, если известны три его стороны и радиус описанной окружности? | | | Как можно найти радиус окружности, описанной около треугольника, если известны стороны треугольника и его площадь? | | | Как можно найти площадь треугольника, если известны его полупериметр и радиус вписанной окружности? | | | | Осуществляют актуализацию полученных на уроке знаний и умений |
VIII. Решение заданий | Задания 1. (№ 138) Найдите площадь треугольника со сторонами: 1) см, см, 15 см 2) 2 см, 3 см, 4 см 2. (№ 140) Найдите наименьшую высоту треугольника со сторонами 13 см, 20 см и 21 см. | Решения. 1. 1) Ответ: 84 см2. 2) Ответ: см2. 2. ; (см) Ответ: 12 см. | Развивают умения самостоятельно принимать решения |
IХ. Подведение итогов урока. Рефлексия | Организует подведение итогов урока обучающимися. Способствует размышлению учащихся над вопросами: – Что нового я узнал на уроке? – Смогу ли я дома родителям объяснить формулу Герона? – Достиг ли я поставленных целей и задач урока? – С какими трудностями я столкнулся при изучении нового материала? | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. | Отслеживают цель учебной деятельности |
Х. Домашнее задание | Помогает учащимся выбрать задания из учебника. Обращает внимание на возможности и способности учащихся | Выбирают задания, которые будут решать дома. Записывают домашнее задание. | Формируют навыки самоорганизации |