II этап. Актуализация субъектного опыта учащихся. | -Ребята, посмотрите на фотографии, карты, схемы и ответьте на вопрос: - Какие два типа поселений вам известны? (городские и сельские). Формулируем тему и цели урока. Тему урока записывают в тетрадь. Тема сегодняшнего урока «Городское и сельское население России». - Исходя из темы урока, попытайтесь сформулировать цели нашего урока. О чём будет наш урок? Что вам предстоит изучить на этом уроке? Цель нашего урока – расширить и углубить знания о городских и сельских поселениях; познакомиться с функциями и типами городов, особенностями сельских населённых пунктов. Наша учебная дорога длинная и поэтому мы без промедления отправляемся в путь. По ходу моего объяснения вы вместе со мной будете заполнять опорный конспект( кластер). Ваша цель – работать быстро и плодотворно. А в конце урока лучшие из вас получат оценки, надеюсь, что они будут только отличные и хорошие. | Диалог с учителем Работают с информацией, представленной на слайде, с целью поиска и выделения необходимой информации; | Ф | Личностные УУД Формирование мотивационной основы учебной деятельности Познавательные УУД Формирование целостной картины мира Коммуникативные УУД Регулятивные УУД принимать и сохранять учебную задачу; | |
I1IЭтап изучения новых знаний и способов действий Поиск информации. наукограды  Физкультмин. |
Страна городов Древняя Русь была страной городов. Норманны называли Русь «Гардарикой»; т. е. «страной городов». Первые города возникли еще в I тысячелетии н. э. В IX в. в летописях упоминаются города Новгород, Ростов Великий, Смоленск, Муром. К XII веку насчитывалось уже около 150 городов, а до нашествия монголов на Руси насчитывалось до 3000 городов. Во времена Петра I было основано много новых городов. Все знают об «окне в Европу» - Санкт-Петербурге. А при Екатерине II было изменено территориальное деление России, создано 500 уездов, для которых были учреждены уездные центры. Многие села (165) получили статус города. В XIX веке города, как опорные пункты, были образованы на границах Российской империи: на Дальнем Востоке (Владивосток, Благовещенск), на Кавказе (Грозный, Владикавказ). Более 600 городов было образовано после Октябрьской революции. Больше всего возникло промышленных центров в Сибири, на Севере, на Дальнем Востоке. До 2014 г. самым древним городом считался дагестанский Дербент (в сентябре празднуется его 2000-летие). Но после присоединения Крыма на пальму первенства теперь претендует Керчь. «На территории современной Керчи в античные времена существовало несколько населённых пунктов, в том числе Пантикапей.
«V» поставьте « V » (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете; | «+» поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым; | « – » поставьте « – » (минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете; | «?» поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
|
-Мы говорим город. А что же такое город? После предварительного обсуждения высказывает свои предположения: Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения. - Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Попытаемся сформулировать определение понятию город. Какой выделите главный фактор для этого? Большое население. –Верно. - но в ближайшем к нам городе Белгородской области проживает 20 тыс . населения, а в самом большом сельском поселении России станице Шпаковской на Ставрополье- 50 тыс. -Какой же критерий ещё необходимо выделить? - Это занятость населения Итак , город-это населённый пункт с числом жителей более 12 тыс. человек, 85 % из которых заняты несельскохозяйственным трудом.( определение записали в кластер) Сейчас в городах мира проживает54 % населения.( записать в кластер) В России проживает 74 % населения В Белгородской обл.-67 % - Как можно классифицировать города? Ученик выходит к доске и показывает города -миллионеры. -Какая закономерность размещения Больше всего на Урале и в Поволжье    По функциям 
  ные центры Административ-ные центры-Москва Порты Новороссийск Туристические Центры Суздаль
Курорты Сочи
Разрастаясь города - миллионеры, поглощают свои города-спутники, образуя «скопление» городов – городские агломерации. _ Что это такое? ( работа с учебником стр.191) Трудовые (из Жуковского в Москву на работу) Культурно-бытовые (поездки в театр, в магазины) Производственные (поставка сырья) Инфраструктурными (совместное использование коммуникаций, сетей (тепло-, энерго-, водо -,газоснабжения, очистных сооружений). Крупнейшими по численности населения городскими агломерациями в России являются Московская (около 17 млн. человек), К началу ХХ века в России было 430 городов. Все они размещались в европейской части. В ХХ веке начался стремительный рост городов. Сейчас в России 1037 городов.Что такое урбанизация? (работа с учебником стр.191) Наибольшая доля городского населения в России — в Мурманской области (92%), она высока и в других районах с экстремальными природными условиями (где очень трудно заниматься сельским хозяйством): Сахалинская область (85%), Магаданская и Камчатская области (по 81%). В Московской области доля городского населения с учетом Москвы — 91%, а без нее — 79%. Наименьшая доля горожан — в нерусских регионах: в Дагестане (44%), Калмыкии, Чечне и Ингушетии (по 46%), Туве (47%). Среди русских регионов наименее урбанизированы Краснодарский и Ставропольский края (по 54% городского населения), все они имеют благоприятные природные условия и развитое сельское хозяйство. Продолжаем заполнять кластер
| Объединяются в группы. Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; Поиск информации в атласах, учебниках, дополнительных источниках информации. Работают с информацией, представленной учителем. Формулируют собственное мнение и аргументируют его. Обосновывают выбор написания. Представитель каждой группы отчитывается о работе группы -
Город – это … - … населённый пункт - … много людей - … высокие здания - … суета,спешка - … заводы, фабрики - … офисы - … метро - … Вузы По численности населения Города слишком отличаются друг от друга: малые – до 20 тысяч человек средние - до 100 тысяч человек большие – более 100 тысяч человек крупнейшие - от 500-1млн человек миллионеры – более 1 млн. человек ( работа с атласом стр.37) Городска́я агломера́ция- группа близко расположенных городов, объединённых тесными производственными, трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными связями
Урбанизация – рост городов, преобладание городского образа жизни. | и И Ф и | Коммуникативные УУД Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия; ;
Личностные УУД Формировать умение способности к саморазвитию Коммуникативные Регулятивные УУД проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Познавательные УУД Извлечение необходимой информации. Регулятивные УУД в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; ПознавательныеУУД Познавательные УУД: извлекать необходимую информацию из просмотренного видео. Познавательные УУД Извлечение необходимой информации. Коммуникативные УУД владение монологической и диалогической формами речи . Коммуникативные УУД Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия; | Работа в группах Умения и навыки работы в сотрудничестве: - умение коллективного планирования; умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; - навыки делового партнерского общения; - умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы. |
IV. Этап первичной проверки понимания изученного | «Верите ли вы, что …» На уровень урбанизации влияют следующие факторы: 1) уровень экономического развития страны или региона — в промышленно развитых странах или регионах уровень урбанизации значительно выше, чем в аграрных;+ 2) природно-климатические условия — чем хуже природные условия для развития сельского хозяйства, тем ниже уровень урбанизации;-- 3) традиции населения — жители Крайнего Севера продолжают жить в сельской местности, так как их основным занятием является оленеводство, охота и рыболовство;+ 4) миграции — одной из наиболее массовых миграций является миграция населения из города в село.-- * Подберите группы названий для городов, которые меняли свои «имена»: Нижний Новгород, Вятка, Екатеринбург, Самара, Тверь, Горький, Киров, Куйбышев, Калинин, Свердловск, Волгоград, Ульяновск, Дзауджикау, Екатеринодар, Симбирск,, Отчёт группы, изучающая сельское население -Для жителей сельских населенных пунктов основной сферой деятельности является что…. сельских населенных пунктов зависит от плодородия почвы, наличия пастбищ,рек,близость транспортных путей. Село хранит традиции, город распространяет новое. ( отчёт 3 группы) - На какие типы делятся сельские населённые пункты?
-Чем отличается село от деревни?
Проблема .Почему экология города угрожает здоровью населения? Почему вымирает российская деревня?
 | построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; Высказывают своё мнения, приводят доводы.
Ответы: 1. Горький- Нижний Новгород 2. Вятка-Киров 3. Свердловск-Екатеринбург 4. Куйбышев-Самара 5. Калинин-Тверь 6. Симбирск- Ульяновск
-сельское хозяйство- земледелие,животноводство,птицевдстволо Типы сельских населённых пунктов. | Размещение на территории России. | Аулы | Горные районы Северного Кавказа | Станицы (20-30 тыс. чел.). | Южные районы страны | Сёла | Центральные районы России | Деревни | Центральные районы России | Хутора | Южные районы страны | - Село крупнее, здесь есть церковь, магазин, школа). | Г | Познавательные УУД Выведение следствий и причино-следственных связей Регулятивные УУД проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Познавательные УУД Извлечение необходимой информации. Регулятивные УУД в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; ПознавательныеУУД | |