СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока геометрии в 8 классе по теме : " Трапеция".

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме "Трапеция"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока геометрии в 8 классе по теме : " Трапеция".»



Терентьева Татьяна Анатольевна , г.о. Серпухов,

МБОУ «Гимназия №1», t-kk@mail.ru тел.(89855158212)


Технологическая карта УРОКА ПО ТЕМЕ:

«Трапеция и ее элементы. Виды трапеции»

Тип учебного занятия: урок изучения новой темы

Цель –создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации

Задачи:

Образовательная – ввести понятие трапеции и ее элементов, познакомить учащихся с равнобедренной и прямоугольной трапецией; научиться решать задачи.

Развивающая –развитие универсальных учебных действий, развитие логического мышления учащихся, любознательности.

Воспитательная – воспитывать культуру поведения при групповой работе и работе в парах; формировать умение применять полученные знания при решении задач.

Методы обучения –проблемный, репродуктивный, частично-поисковый.

Методы контроля– взаимоконтроль, самоконтроль, контроль со стороны учителя.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование: учебник, компьютер, проектор, раздаточный материал .





Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

  1. Организационный

Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу.

2 мин.

Эпиграф урока: «Способность думать, подобна игре на скрипке или рояле, требует ежедневной тренировки»

Ч. Чаплин

Поднимаясь по лестнице знаний, мы тоже каждый день тренируемся для развития своих способностей. Тренировки – практические задания. Итак,…

Включаются в

деловой ритм урока.




Слушают учителя.

Личностные (самоопределение),

-регулятивные (преобразование практической задачи в познавательную).

  1. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

-создать условия для формирования внутренней потребности учеников для включения в учебную деятельность.

- развивать умения устанавливать тематические рамки

- организовать постановку цели урока, составление совместного плана действий для достижения этой цели

6 мин.

- Мы с вами продолжаем знакомиться с четырехугольниками.

Предлагаю вам рассмотреть ряд четырехугольников. (Работа по моделям на доске1)








- Что общего у этих фигур?

-Разбейте фигуры на группы..

- По какому признаку




-Чем отличается эти две группы





-А кто знает, как называется этот четырехугольник?

-Как вы думаете какая тема урока ?

-Ребята, как вы считаете, какой будет цель нашего урока

- Какие нужно поставить задачи для достижения нашей цели?

А для чего нам необходимо изучать этот четырехугольник?

Записывают в тетрадь дату.

Выполняют задание в тетради.

Отвечают на вопросы



















- «Все фигуры являются четырехугольниками».


-одна группа параллелограммы, а другая трапеции


-У 1 группы противоположные стороны параллельные, а у второй две параллельны, а две нет.



-Эта фигура называется трапеция.


-Трапеция.

-Дать определение трапеции, познакомиться с видами трапеции, изучить свойства и признаки

-Встречается в жизни, на экзамене есть задачи по теме трапеция.

Запишем тему урока.


- Регулятивные (саморегуляция);

- познавательные: общеучебные (структурирование знаний, рефлексия способов и условий действия, постановка и формулирование проблемы), логические (анализ, сравнение, сопоставление.);

- коммуникативные ( умение слушать).

  1. Актуализация


Какой у нас план изучения четырехугольников?

Повторим некоторые свойства.

Задание 1 определить истинность утверждений.(Приложение 1)

Определение, свойства, признаки.

Работают в парах, обсуждают.


- Отвечают на вопросы, выполняют задания.






- Познавательные (установление причинно-следственных связей);

- коммуникативные (навыки общения).

- Личностные (смыслообразование посредством выделения личного смысла для каждого);

- Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование в совместной деятельности).


  1. Изучение новой темы.

Цель:






























































































Физкультминутка.

Цель: профилактика утомления, нарушения осанки и зрения, снятие утомления детей на уроке

- Скажите, приходилось ли вам видеть в своей жизни предметы, похожие по форме на трапецию? Приведите примеры.

1. Определение трапеции и ее элементов.

Работа по слайду №2



-Попытайтесь дать определение трапеции, опираясь на существенный признак, и записать это определение с помощью математических символов.

- Трапецияот др.-греч. τραπέζιον — «столик»; τράπεζα — «стол, еда») —четырёхугольник, у которого только одна пара противолежащих сторон параллельна. «Трапеция» в нашем смысле встречается впервые у древнегреческого математика Посидония (1в.)

(портрет ученого на слайде № 4)

- Правильно, а сейчас послушаем рассказ подготовленный вашим одноклассником.

- Спасибо.






















2. Свойство углов трапеции.

На доске прикреплены чистые листы, в центре запись – 180° .

- Предлагаю поиграть в игру “Ассоциации” и вспомнить все, что вы можете связать с 180°.

Учитель открывает на доске листы по ходу ответов учащихся. На доске появляется картина:



- Будут ли какие-либо углы трапеции связаны этим свойством?



3. Виды трапеции.

- Как называется треугольник с прямым углом?

- Как можно назвать такую трапецию?

Измерьте боковые стороны этих фигур. Вспомните, как называли треугольник, у которого две стороны равны. Назовите трапецию.










4. Свойство равнобедренной трапеции.

На доске чертит равнобокую трапецию, просит учащихся начать построение трапеции в тетради с прямоугольника.

Задание.

-Измерьте углы при основани равнобокой трапеции.

- Какую гипотезу можно выдвинуть?

На доске учитель записывает условие.

- А теперь проведите диагонали равнобокой трапеции, измерить их. Выдвигают гипотезу. В равнобедренной трапеции диагонали равны и углы при основании.

Но любая гипотеза должна быть доказана.




После обсуждения два учащихся от каждой группы записывают доказательство теорем у доски.














Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

Используется методика здоровьесберегающих технологий «зрительные метки». Учитель обращает внимание учащихся на развешанные по периметру класса цветные фигурки четырехугольников и дает задание отыскать среди них трапеции.


Вместе отвечают на вопросы .





Чертят трапецию в тетрадях. Дают определение трапеции, записывают его с помощью математических символов в справочник. АD || BC, AB  CD)













Понятие трапеции формировалось в течение длительного периода времени. «Трапеция» в нашем смысле встречается впервые у древнегреческого математика Посейдона. Сначала трапецией называли любой четырехугольник, не являющийся параллелограммом . Именно в таком смысле термин «трапеция» использовал Евклид в своих «Началах». Лишь в XVIII в. это слово приобретает современный смысл.

  • «Трапеция» - слово греческого происхождения, означавшее в древности «столик» (по гречески «трапедзион» означает столик, обеденный стол).





Вспоминают и отвечают известные теоремы и свойства.)









Учащиеся отвечают на вопросы. Находят внутренние односторонние углы при основаниях трапеции и записывают свойство этих углов при параллельных прямых:



Называют все фигуры, из которых сложена трапеция

Ученики называют трапецию по аналогии прямоугольной

Ученики называют трапецию по аналогии равнобедренной (равнобокой)

























Первая группа учащихся самостоятельно доказывают теорему о равенстве углов при основании равнобокой трапеции.

Выдвигают гипотезу о равенстве углов при основаниях равнобокой трапеции

Ученики измеряют длину диагоналей трапеций в своих тетрадях. Выдвигают гипотезу: диагонали равнобокой трапеции равны.)

- самостоятельно доказывают теорему о равенстве диагоналей равнобокой трапеции.(домашнее задание)



- Познавательные: общеучебные (поиск и выделение необходимой информации, моделирование), логические (анализ объектов, подведение под понятие),

- коммуникативные (постановка вопросов, умение выражать свои мысли, применение правил сотрудничества.).

  1. Закрепление и самопроверка.

Задачи №387,390-решаем устно

Рабочая тетрадь

№16,17 самостоятельно,

проверяем с соседом в паре.

№392(а) решаем у доски.


Решают задачи, проверяют решение.



- Регулятивные УУД(самоконтроль , коррекция, саморегуляция);

-коммуникативные

УУД (владение диалогическими формами речи).

  1. Информация о домашнем задании

Цель: обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

№392(б).

Сложить трапецию из:

а) четырёх прямоугольных треугольников;

б) из трёх прямоугольных треугольников;

в) из двух прямоугольных треугольников. Выяснить, каким условиям при этом должны удовлетворять данные трапеции. 


Записывают задание в дневник

- Познавательные ( логические, общеучебные,);

- коммуникативные .

  1. Рефлексия учебной деятельности

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока,

- организовать рефлексию учениками собственной учебной деятельности.

  1. Ребята, что нового вы узнали на уроке?
    Что было особенно интересно?
    На что еще необходимо обратить внимание?

Выполните задания

теста

Подводят итоги работы пар и класса в целом.



Выполняют задания



- регулятивные (самооценка, осознание качества и уровня усвоения);

- общеучебные (рефлексия, контроль, оценка процесса и результатов деятельности).

















Приложение1

Задание для работы в парах.

Определи истинны утверждения или ложны,

если утверждение ложно сформулируй истинное.

1.Многоугольник-это замкнутая ломаная.

2. Параллелограмм-это четырехугольник у которого две противоположные стороны равны.

3. В параллелограмме углы равны.

4. В равнобедренном треугольнике углы равны

5. Если две стороны одного треугольника равны двум сторонам другого треугольника, то такие треугольники равны.

6. Если две параллельные прямые пересечены секущей, то сумма односторонних углов равна 360 градусов.

7. Катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в 30 градусов,в два раза больше гипотенузы.

Приложение 2





ТЕСТ

Определить вид четырехугольника если он имеет:

Трапеция

Паралле-лограмм

Равнобед-ренная

Прямо-угольная

Разносто-ронняя

два прямых угла и все стороны разные


+



два разных острых угла и все разные стороны



+


два одинаковых тупых угла и две одинаковые боковые стороны

+




противоположные стороны равны и углы равны




+