Терентьева Татьяна Анатольевна , г.о. Серпухов, МБОУ «Гимназия №1», t-kk@mail.ru тел.(89855158212) Технологическая карта УРОКА ПО ТЕМЕ: «Трапеция и ее элементы. Виды трапеции» Тип учебного занятия: урок изучения новой темы Цель –создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации Задачи: Образовательная – ввести понятие трапеции и ее элементов, познакомить учащихся с равнобедренной и прямоугольной трапецией; научиться решать задачи. Развивающая –развитие универсальных учебных действий, развитие логического мышления учащихся, любознательности. Воспитательная – воспитывать культуру поведения при групповой работе и работе в парах; формировать умение применять полученные знания при решении задач. Методы обучения –проблемный, репродуктивный, частично-поисковый. Методы контроля– взаимоконтроль, самоконтроль, контроль со стороны учителя. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная. Оборудование: учебник, компьютер, проектор, раздаточный материал . |
Организационный Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу. 2 мин. | Эпиграф урока: «Способность думать, подобна игре на скрипке или рояле, требует ежедневной тренировки» Ч. Чаплин Поднимаясь по лестнице знаний, мы тоже каждый день тренируемся для развития своих способностей. Тренировки – практические задания. Итак,… | Включаются в деловой ритм урока. Слушают учителя. | Личностные (самоопределение), -регулятивные (преобразование практической задачи в познавательную). |
Мотивация к учебной деятельности Цели: -создать условия для формирования внутренней потребности учеников для включения в учебную деятельность. - развивать умения устанавливать тематические рамки - организовать постановку цели урока, составление совместного плана действий для достижения этой цели 6 мин. | - Мы с вами продолжаем знакомиться с четырехугольниками. Предлагаю вам рассмотреть ряд четырехугольников. (Работа по моделям на доске1) - Что общего у этих фигур? -Разбейте фигуры на группы.. - По какому признаку -Чем отличается эти две группы -А кто знает, как называется этот четырехугольник? -Как вы думаете какая тема урока ? -Ребята, как вы считаете, какой будет цель нашего урока - Какие нужно поставить задачи для достижения нашей цели? А для чего нам необходимо изучать этот четырехугольник? | Записывают в тетрадь дату. Выполняют задание в тетради. Отвечают на вопросы - «Все фигуры являются четырехугольниками». -одна группа параллелограммы, а другая трапеции -У 1 группы противоположные стороны параллельные, а у второй две параллельны, а две нет. -Эта фигура называется трапеция. -Трапеция. -Дать определение трапеции, познакомиться с видами трапеции, изучить свойства и признаки -Встречается в жизни, на экзамене есть задачи по теме трапеция. Запишем тему урока. | - Регулятивные (саморегуляция); - познавательные: общеучебные (структурирование знаний, рефлексия способов и условий действия, постановка и формулирование проблемы), логические (анализ, сравнение, сопоставление.); - коммуникативные ( умение слушать). |
Актуализация | Какой у нас план изучения четырехугольников? Повторим некоторые свойства. Задание 1 определить истинность утверждений.(Приложение 1) | Определение, свойства, признаки. Работают в парах, обсуждают. - Отвечают на вопросы, выполняют задания. | - Познавательные (установление причинно-следственных связей); - коммуникативные (навыки общения). | - Личностные (смыслообразование посредством выделения личного смысла для каждого); - Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование в совместной деятельности). | |
Изучение новой темы. Цель: Физкультминутка. Цель: профилактика утомления, нарушения осанки и зрения, снятие утомления детей на уроке | - Скажите, приходилось ли вам видеть в своей жизни предметы, похожие по форме на трапецию? Приведите примеры. 1. Определение трапеции и ее элементов. Работа по слайду №2 -Попытайтесь дать определение трапеции, опираясь на существенный признак, и записать это определение с помощью математических символов. - Трапецияот др.-греч. τραπέζιον — «столик»; τράπεζα — «стол, еда») —четырёхугольник, у которого только одна пара противолежащих сторон параллельна. «Трапеция» в нашем смысле встречается впервые у древнегреческого математика Посидония (1в.) (портрет ученого на слайде № 4) - Правильно, а сейчас послушаем рассказ подготовленный вашим одноклассником. - Спасибо. 2. Свойство углов трапеции. На доске прикреплены чистые листы, в центре запись – 180° . - Предлагаю поиграть в игру “Ассоциации” и вспомнить все, что вы можете связать с 180°. Учитель открывает на доске листы по ходу ответов учащихся. На доске появляется картина: - Будут ли какие-либо углы трапеции связаны этим свойством? 3. Виды трапеции. - Как называется треугольник с прямым углом? - Как можно назвать такую трапецию? Измерьте боковые стороны этих фигур. Вспомните, как называли треугольник, у которого две стороны равны. Назовите трапецию. 4. Свойство равнобедренной трапеции. На доске чертит равнобокую трапецию, просит учащихся начать построение трапеции в тетради с прямоугольника. Задание. -Измерьте углы при основани равнобокой трапеции. - Какую гипотезу можно выдвинуть? На доске учитель записывает условие. - А теперь проведите диагонали равнобокой трапеции, измерить их. Выдвигают гипотезу. В равнобедренной трапеции диагонали равны и углы при основании. Но любая гипотеза должна быть доказана. После обсуждения два учащихся от каждой группы записывают доказательство теорем у доски. Физкультминутка. Гимнастика для глаз. Используется методика здоровьесберегающих технологий «зрительные метки». Учитель обращает внимание учащихся на развешанные по периметру класса цветные фигурки четырехугольников и дает задание отыскать среди них трапеции. | Вместе отвечают на вопросы . Чертят трапецию в тетрадях. Дают определение трапеции, записывают его с помощью математических символов в справочник. АD || BC, AB CD) Понятие трапеции формировалось в течение длительного периода времени. «Трапеция» в нашем смысле встречается впервые у древнегреческого математика Посейдона. Сначала трапецией называли любой четырехугольник, не являющийся параллелограммом . Именно в таком смысле термин «трапеция» использовал Евклид в своих «Началах». Лишь в XVIII в. это слово приобретает современный смысл. «Трапеция» - слово греческого происхождения, означавшее в древности «столик» (по гречески «трапедзион» означает столик, обеденный стол). Вспоминают и отвечают известные теоремы и свойства.) Учащиеся отвечают на вопросы. Находят внутренние односторонние углы при основаниях трапеции и записывают свойство этих углов при параллельных прямых: Называют все фигуры, из которых сложена трапеция Ученики называют трапецию по аналогии прямоугольной Ученики называют трапецию по аналогии равнобедренной (равнобокой) Первая группа учащихся самостоятельно доказывают теорему о равенстве углов при основании равнобокой трапеции. Выдвигают гипотезу о равенстве углов при основаниях равнобокой трапеции Ученики измеряют длину диагоналей трапеций в своих тетрадях. Выдвигают гипотезу: диагонали равнобокой трапеции равны.) - самостоятельно доказывают теорему о равенстве диагоналей равнобокой трапеции.(домашнее задание) | - Познавательные: общеучебные (поиск и выделение необходимой информации, моделирование), логические (анализ объектов, подведение под понятие), - коммуникативные (постановка вопросов, умение выражать свои мысли, применение правил сотрудничества.). |
Закрепление и самопроверка. | Задачи №387,390-решаем устно Рабочая тетрадь №16,17 самостоятельно, проверяем с соседом в паре. №392(а) решаем у доски. | Решают задачи, проверяют решение. | - Регулятивные УУД(самоконтроль , коррекция, саморегуляция); -коммуникативные УУД (владение диалогическими формами речи). |
Информация о домашнем задании Цель: обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания | №392(б). Сложить трапецию из: а) четырёх прямоугольных треугольников; б) из трёх прямоугольных треугольников; в) из двух прямоугольных треугольников. Выяснить, каким условиям при этом должны удовлетворять данные трапеции. | Записывают задание в дневник | - Познавательные ( логические, общеучебные,); - коммуникативные . |
Рефлексия учебной деятельности Цели: - зафиксировать новое содержание урока, - организовать рефлексию учениками собственной учебной деятельности. | Ребята, что нового вы узнали на уроке? Что было особенно интересно? На что еще необходимо обратить внимание? Выполните задания теста | Подводят итоги работы пар и класса в целом. Выполняют задания | - регулятивные (самооценка, осознание качества и уровня усвоения); - общеучебные (рефлексия, контроль, оценка процесса и результатов деятельности). |