СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "История Древнего мира"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок № 2 . Глава 11. Рим: от возникновения до установления республики

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "История Древнего мира"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Предмет

История Древнего мира


Класс

5 класс


№ урока

Урок № 2 . Глава 11. Рим: от возникновения до установления республики


Тема урока

ЗАВОЕВАНИЕ РИМОМ ИТАЛИИ


Цели урока

Сформировать у учащихся представление об особенностях процесса установления республики в Риме, охарактеризовав ее общественно-политическое устройство. Подвести учащихся к пониманию того, что Римское государство с самого возникновения носило ярко выраженный военизированный характер.


Задачи урока

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

- расширить знания учащихся о государстве и его функциях;

- раскрыть причины победы Рима над Италией;

- познакомить учащихся с организацией и вооружением римского войска;

- показать характерные особенности республиканской формы правления в Риме;

- добиться усвоения учащимися основных понятий урока.

- развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией), историческими источниками;

- развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией;

- продолжить формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп, обобщать историческую информацию, формулировать выводы.


- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм;

- способствовать формированию у учащихся гражданской позиции;

- овладение формами и методами самовоспитания: самокритика, самообязательство.


Тип урока

Комбинированный


Основные понятия темы

Республика, консул, народный трибун, право вето, Альпы, галльские племена, Юнона, Тарент, Пирр, сенатор.

Оборудование урока

Мультимедийный проектор, экран, презентация, иллюстрации, историческая карта «Древняя Италия до середины III в. до н.э.», карты атласа «История Древнего мира. 5 класс» - М, «Дрофа», 2013 г., А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.В. Свенцицкая Учебник «История Древнего мира» - М., «Просвещение», 2013 г., Максимов Ю.И. Тесты по истории Древнего мира: 5 класс: к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.В. Свенцицкой «История Древнего мира. 5 класс» - М., «Экзамен», 2013 г., рабочая тетрадь по истории Древнего мира, часть 2.


Формы и методы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, рассказ, беседа.

Методы контроля: устный, фронтальный, письменный.

Приемы: технология ИКТ, проблемные вопросы, работа с исторической картой, текстом учебника, иллюстрациями, историческими источниками.

Формы: индивидуальная, парная, фронтальная.


Планируемый результат

Предметные

Метапредметные

Личностные

- развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;

- освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов;

- рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты;

- выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- выработка умений работать с учебной информацией;

- готовность к сотрудничеству с соучениками;

- формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;

- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок.


- оценивать события с позиции гражданина и патриота России;

- формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Древнего Рима;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира;

- формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.



ХОД УРОКА


Деятельность учителя

Деятельность учащихся


I. ОРГМОМЕНТ

Приветствие.

Проверка готовности класса к уроку (учебник, тетрадь, дневник, письменные принадлежности).

Подготовка к работе: позитивный настрой на урок.




Приветствуют учителя стоя.

Готовность класса к уроку (учебник, тетрадь, дневник, письменные принадлежности).








.



II. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЦЕЛИ

??? «Создать условия для формирования представлений о военных столкновениях римлян с народами и племенами в 4-3 вв. до н.э.»?


 


??? Сравните эти карты, какие изменения на них вы видите?
Предположите, с чем эти изменения связаны?
Что необходимо государству для успешных завоеваний?

Учитель объявляет цель урока для учащихся и его план.

















- Территория Рима значительно увеличилась. Эти изменения связаны с завоевательными войнами, успех которых определялся наличием у римлян сильного войска.



IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА


ПЛАН



1. Нашествие галлов в Италию.

2. Военные победы римлян.


Проблемный вопрос: Почему римляне смогли завоевать всю Италию?




2. Нашествие галлов в Италию.

В 390 году до н. э. над Римом нависла страшная угроза. Рим подвергся нашествию галлов (см. рис. на с. 210. «Галльский вождь») Гал­лы были многочисленным народом. Уже давно они покинули свою родину и двинулись на поиски новых земель. Одни племена заняли северные районы Западной Европы, другие осели на равнинах между Пиренеями (учитель показывает на карте) и Альпами. Позднее десятки тысяч галлов перешли Альпы и вторглись в плодородные долины Северной Италии.

Многие племена галлов еще вели кочевую жизнь. Они двигались в поисках добычи и новых земель. Походы, сражения, пиры они считали единственными занятиями, достойными мужчин. Небольшого роста, креп­ко сложенные, они были прирожденными воинами. Сражаясь, галлы не закрывали головы шлемом: их длинные, косматые волосы развевались по ветру, а опущенные вниз длинные усы придавали им дикий воинственный вид. Перед боем галлы надевали яркие праздничные одежды, а шею украшали золотыми ожерельями. Оружием им служили длинный меч, кинжал и пика. Сражались галлы преимущественно пешими.

Римское войско выступило навстречу противнику. У речки Аллия, впадавшей в Тибр, римляне разбили лагерь. Очень скоро показались и гал­лы. В этом сражении почти все римские воины были истреблены. На третий день после битвы при Аллии галлы подошли к Риму. Римляне укрепили Ка­питолий - крепость, расположенную на высоком холме с крутыми обрыви­стыми склонами. С волнением и скорбью смотрели на гибель родного горо­да римские воины, укрывшиеся за стенами Капитолия. Рим превратился в груду тлеющих развалин. Началась долгая осада. Спустя полгода, римляне едва держались на ногах от голода и постоянного недосыпания.

Однажды днем галльский дозор обходил холм и случайно остано­вился у того места, где росшая в расселинах трава кое-где была примята, видне­лись следы осыпавшейся земли. Это римские воины ночью делали вылазку с целью разведки. Галлы сразу же сообщили обо всем своему военачальнику Бренну. Тот внимательно осмотрел склон холма, а затем велел собрать к нему наиболее ловких и отважных воинов. К ним обратился Бренн со словами: «Вои­ны! Сам неприятель показал нам путь, как овладеть цитаделью Рима. На эту скалу поднялся римлянин, значит, сможет подняться и галл. Где прошел один человек, сможет пройти много людей. Сегодня ночью мы овладеем Капитолием. Ваша храбрость, воины, принесет вам славу, и вы захватите богатую добычу!»

В полночь большой отряд галлов скопился у подножия Капитолийского холма. С большим трудом первые галлы достигли вершины. Внутри цитадели была тишина: усталые защитники крепости спали. Заснули и часовые. Даже собаки, чуткие ко всякому шороху, ничего не почуяли. Вдруг в ночной тишине загоготали и захлопали крыльями священные гуси, находившиеся в храме богини Юноны. Несмотря на связанный с осадой голод, римляне сохраняли гусей Юноны и кормили их, но вдоволь накормить не могли. Голодные гуси стали особенно беспокойными и под­няли крик, который разбудил римских часовых. (С тех пор возникла пого­ворка: «Гуси Рим спасли». Раз в год по улицам Рима проносили богато убранного гуся и распятую собаку, предки которой плохо сторожили Ка­питолий.) Увидев, что они обнаружены, галлы бросились на приступ...

После неудачной попытки взять Капитолий галлы усилили осаду. Осажденные испытывали жестокий голод. Съев скудные запасы продоволь­ствия, они вынуждены были варить кожу своих щитов и сандалий. Измучен­ные римляне решили вести переговоры. Галлы согласились и пообещали очистить город и римские владения, если римляне уплатят им огромный выкуп золотом. Римляне приняли эти условия.

Принесли золото и стали взвешивать. Галлы стали тянуть вниз чашу весов с гирями. Возмущенные римляне запротестовали. Тогда Бренн снял свои тяжелый меч и бросил его на ту чашу весов, где стояли гири.

«Что это значит?!» - воскликнули римляне. «Горе побежденным - вот что это значит!» закричал Бренн, и слова его впоследствии стали поговоркой.

Силы были неравны, и осажденным пришлось отдать больше зо­лота, чем было оговорено.

После этого события римляне окружили свой город мощной стеной и особое значение уделили своей армии.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


3. Военные победы римлян.

В древнейшие времена Апеннинский полуостров населяло множество племён (12 народностей): среди них были лигуры, умбры, венеты, а также латины, жившие в нижнем течении Тибра. Именно здесь возник центр будущей римской цивилизации.

Рядом с ними жили и другие народы, стоявшие на более высокой ступени развития, - греческие, карфагенские поселенцы и племя этрусков.

Ведя непрерывные войны с народами, населявшими Италию (около 200 лет), римляне захватывали одну область за другой, пока не установили своё господство над всей Италией. Они как будто следовали «Пророчеству Ромула», где есть такие слова: «Иди и возвести римлянам: так хотят небожители, чтобы мой Рим был главою вселенной; поэтому пусть они усердно занимаются военным делом и пусть сами знают и так передадут потомкам, что никакие человеческие силы не в состоянии противиться римскому оружию».

Отбирая у побеждённых народов часть земель, римляне объявляли их собственностью своего государства. Принадлежавшие государству земли первоначально распределялись только между патрициями. Но так как государственных земель становилось всё больше и больше, то плебеям удалось добиться права получать участки на этих землях наравне с патрициями

.

Когда римляне захотели завоевать юг Италии, то там они встретили отчаянное сопротивление греков. Греки обратились к греческому царю Эпира Пирру. (Найдите на карте это место).

Ведя непрерывные войны с народами, населявшими Италию, римляне захватывали одну область за другой. Но вот их владения приблизились к греческим колониям на юге Апеннинского полуострова. Римляне начали поодиночке подчинять их себе. Тогда Тарент – самый богатый из греческих городов Италии – обратился за помощью к Пирру,который слыл выдающимся полководцем. Пирр согласился: будучи царём маленького государства по соседству с Македонией, он мечтал о державе, подобной той, что создал Александр Македонский.

В 280 году до н. э. Пирр высадился в Италии. В упорной битве он одержал победу. Боевые слоны Пирра сильно потеснили римлян. Их кони при виде громадных животных умчались вместе со всадниками, не успев даже приблизиться к врагам. Разгромив противника, Пирр отправил в Рим своего посла. Выступая в сенате, посол потребовал вернуть независимость греческим городам Италии, обещая взамен прекращение войны. Сенаторы готовы были согласиться. (Сенатор – член сената.) Но тут выступил престарелый, потерявший зрение сенатор. «Слушая ваши речи, - обратился он к присутствующим, - я жалею, что только слеп, а не глух вдобавок! Пока Пирр остаётся в Италии, с ним надо воевать, а не вступать в дружбу». Эти слова убедили сенаторов продолжать войну.

Вторую битву царь Пирр выиграл, как и первую. Главный успех ему вновь принесла атака слонов. Римляне не выдержали их мощного натиска. Однако и войско Пирра понесло столь огромные потери, что царь воскликнул: «Ещё одна такая победа, и мы погибнем!» В третьей, последней битве с Пирром римляне не испугались свирепых слонов. Они забросали их копьями, те повернули вспять и смяли свои же наступавшие отряды. В 275 году до н.э. римлянам удалось одержать победу над армией Пирра, он навсегда покинул Аппенинский полуостров

Рим установил своё господство над ИталиейК 290 г. до н.э. римляне объединили все покорённые народы Италии в Римско-Италийский союз.

Отбирая у побеждённых народов часть земель, римляне объявляли их собственностью своего государства. Плебеи добились права получать участки на этих землях наравне с патрициями.


Проблемный вопрос: Почему римляне смогли завоевать всю Италию?















































ВЫПОЛНЯЮТ УПРАЖНЕНИЯ







- Образование греческих колоний.

- Адрия, Тарент, Мессана, Неаполь.
















- Римляне объединили всю Италию, т.к. смогли решить внутренние разногласия, сделав союзниками плебеев и патрициев.



V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ

Вопросы

??? Покажите на карте территорию Римской республики в 6 в. до н.э. и в 3 в. до н.э.

??? В результате каких событий появились крылатые выражении «гуси Рим спасли» и «горе побежденным»?

??? В чем причины установления господства Рима над Италией?

??? Нанесите на линии времени даты, связанные с нашествием галлов и царя Пирра на Рим. Сколько лет прошло между этими событиями.


Тест

1. Римский воин:

А) легионер; Б) гладиатор; В) диктатор.

2. Во время нашествия галлов Рим спасли:

А) волки; Б) гуси; В) утки.

3. Войсковое соединение римской армии:

А) легион; Б) преторий; В) фаланга;

4. Кто служил в римских легионах:

А) бедняки; Б) рабы; В) земледельцы.

5. Полководец, пытавшийся защитить греческие колонии Италии от Рима:

А) Сципион; Б) Пирр; В) Бренн.

6. Богиня Юнона-покровительница:

А) женщин; Б) ремесел; В) науки.

7. Главный успех в битвах Пирра с римлянами принесла атака:

А) конницы; Б) фаланги; В) слонов.

8. Когда Рим установил свою власть над Италией:

А) в 6 в до н.э.; Б) во 2 в до н.э.; В) в 3 в. до н.э.








VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

- Рефлексия

- Спасибо за вниманиие!



ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

- § 45 прочитать, пересказ;

- объянить значение новых слов;

-прочитать дополнительный материал на странице 221;

- ответить на вопросы после § 45;