Технологическая карта урока (критериальное оценивание как технология формирования учебно-познавательной компетентности учащихся)
Тема урока: Буквы з и с на конце приставок
Дата проведения урока:
Класс: 5
Учитель-предметник: Расторгуева А.Ю.
УМК: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.2 / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014
Цели для ученика Обучающие: усвоить правило написания з и с на конце приставок; уметь правильно вычленять приставки; совершенствовать навыки морфемного разбора слова; совершенствовать орфографические навыки. Развивающие: развивать логическое мышление, коммуникативные умения, познавательный интерес у обучающихся; учиться работать с источниками (словарь). Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к слову; формировать навыки работы в коллективе. | Цели для учителя Планируемые результаты: Личностные: формирование системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания. Метапредметные: определять тему урока, цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты. Предметные: знать правило написания з – с на конце приставок, знать о единообразном написании приставки с, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний, уметь работать со словарями различных типов. Образовательные: показать условия выбора согласной з и с на конце приставок; отрабатывать навыки морфемного разбора. Развивающие: создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развития речи учащихся, мышления. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к слову; воспитывать умение работать в коллективе. |
Тип урока урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала. | |
Опорные понятия, термины Приставка Морфемы Звонкие и глухие согласные Беглые гласные Лексическое значение слова | Новые понятия Буквы з и с на конце приставок |
Формы контроля: Фронтальная работа Самостоятельная работа Групповая работа Индивидуальная работа Парная работа | Домашнее задание |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
I. Мотивация 5 минут | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Оценивать нашу деятельность мы будем, используя цветные символы: зелёный – с заданием справился успешно, жёлтый – с заданием справился частично, красный – требуется помощь. Лист достижений (Приложение 1) Зелёный – с заданием справился успешно. Жёлтый – с заданием справился частично. Красный – требуется помощь. | Подготовка к работе. Учащиеся настраиваются на коллективную работу. | Словесная форма. | Личностные: умение настроиться на совместную работу с учителем и сверстниками; мобилизация мыслительной деятельности; регулятивные: умение создать условия для целеполагания; коммуникативные: умение слушать; осуществлять речевой контроль. | Психологический настрой учителя и учащихся. |
II. Актуализация знаний 6 минут | Проверка домашнего задания. Игра «Доскажи словечко». (Приложение 2) | Отвечают на вопросы. | Фронтальная проверка. | Личностные: самопроверка, оценивание своего ответа; познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков; регулятивные: умение создать условия для целеполагания и планирования действий. | Отработка правописания приставок |
III. Изучение нового. 15 минут | 2. Орфографический диктант. Предлагаю вам представить себя в роли учителя, продиктовав по одному слову с неизменяемой приставкой, а весь класс будет записывать. Проверка через документ-камеру Алгоритм самооценки (Приложение 3) | 1. Учащиеся проводят наблюдение. Делают вывод. 2. Отвечают на вопросы учителя. | Самостоятельная работа. Групповая. Беседа. Практический метод. | Личностные: умение обобщать полученный материал и делать вывод; регулятивные: поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание, коммуникативные: формулирование понятного для другого высказывания, умение строить речевое высказывание. | Вырабатывать уважительное отношение друг к другу при коллективной и групповой работе. |
IV. Лингвофизкультминутка. 3 минуты | Объясняет задание. (Приложение 4) | Выполняют упражнения. | Игровой приём. Здоровьесберегающая технология. | | |
V. Актуализация новых знаний. 11 минут | Задание 3 Чтобы продолжить наш урок дальше, я хочу рассказать вам сказку. (Приложение 5) Задание 4 Самостоятельная работа. Тестовые задания. 1. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется буква з: 1) ра…жевать, ра…бушеваться, бе…донный; 2) бе…заботный, бе…граничный, ра…целовать; 3) бе…молвный, и…тратить, во…вратить. 2. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется с: ра…сечь, ра…цвёл, во…стать, …доровье; бе…примерный, …беречь, …дание; …бегать, ра…щепить, бе…просветный. Алгоритм самооценки (Приложение 6) Задание 5 Разноуровневые задания (работа в паре, карточки). Прочитайте ряды слов. Спишите, исключив лишнее слово из каждого ряда. Объясните свой выбор.. Бе…правный, бе…жизненный, бе…численный, бе…платный. 2. …бегать, …дать, …дравствуй, …делать. 3. …десь, …дание, …доровье, ра…бить. 4. Бе…брежный, бе…предельный, бе…граничный, бе…радостный. К каждой пословице подберите другую, подходящую по смыслу. Напишите пословицы попарно, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы. 1. Ра…говором сыт (не) будешь. 2. (Не) вырастишь овощей, (не) …варишь и щей. 3. (Не) ра…грызешь ореха, так (не)…ъешь и ядра. 4. Ра…суждениями каши (не) …варишь. Правильный ответ Приложение 7 | Ребята, я думаю, вы сможете выступить в роли знатоков. Вам предстоит разрешить спор между жителями орфографического государства и сформулировать правило правописания з и с на конце приставок. А для этого необходимо провести исследовательскую работу. Тема исследования совпадает с темой урока. (Показать) - Определите объект исследования. Еще раз назовите объект исследования. (Слова с приставками) - Предмет исследования? (Буквы з – с на конце приставок) | Исследовательская работа Взаимопроверка. 1. 1; 2. 3. Работа в паре, карточки. Взаимопроверка | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; речевое взаимодействие со сверстниками, учителем. | Отработка правописания букв з и с на конце приставок. |
VI. Рефлесно-оценочный этап. 3 минуты | Организует рефлексию. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Обратитесь к листку достижений. Зелёный – с заданием справился успешно; синий – с заданием справился частично; красный – требуется помощь. - Благодаря чему мы смогли добиться хороших результатов? | Беседа. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и слышать других; познавательные: рефлексия; личностные: самосовершенствование. | Умение оценивать себя. Умение оценивать результат учебной деятельности. |
VII. Домашнее задание 2 минуты | Объясняет домашнее задание. 1.Найти пословицы, загадки с орфограммой “Приставки на з-с”. (3) 3. Придумать лингвистическую сказку на данную орфограмму. | Слушают и записывают задание в дневник. | | | |
Приложение 1
Лист достижений
Зеленый - с заданием справился успешно «5»
Желтый - с заданием справился частично «4»
Красный – требуется помощь «3»
Фамилия, имя | Оценка |
Орфографический диктант | |
Исследовательская работа | |
Самостоятельная работа | |
Работа с текстом | |
Итог урока | |
Приложение 2
Игра «Доскажи словечко».
- Раздел лингвистики, который изучает звуки речи,
называют …
- Раздел лингвистики, который изучает части слов,
называют …
- Морфемы – это … (приставка, корень, суффикс,
окончание, основа слова)
- Морфемы, которые служат для образования форм
слова, называют …
- К ним относятся …
- Морфемы, которые служат для образования новых
слов, называют …
- К ним относятся …
- С какими приставками мы познакомились на прошлом уроке? (приставками, которые пишутся одинаково,
независимо от произношения). Назовите их.
Приложение 3
Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик):
1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании?
2-й шаг. Удалось получить результат?
3-й шаг. Выполнил полностью верно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4-й шаг. Определи свой уровень успешности и поставь
себе оценку. (Оценки выставляются в лист достижений).
I этап – количество зелёных и синих – на доске.
Приложение 4
Лингвофизминутка
Каждому слову соответствует определённое движение.
Слова для лингвофизминутки:
Бескрайний, бессознательный, безвкусный, исцарапать, бесхарактерный, здание, здоровье, расписаться, разбежаться, здесь, истратить, безграничный.
Движения:
слова с приставкой на с- – ножками потопали;
слова с приставкой на з- – ручками похлопали;
без приставки (в этих словах з входит в корень) – поднять руки вверх и потянуться.
Сказка Приложение 5
В некотором царстве, орфографическом государстве,
жили-были согласные, звонкие и глухие.
Дружно жили, не тужили. Но однажды … заспорили
звонкий з и глухой с … Кто главней?
Кому стоять на конце приставок?
З кричал, что звучит сильнее, с убеждал, что без него
тоже не обойтись. Дело чуть не дошло до драки …
А ведь не будет добра, коли меж своими вражда!
Кто-то посоветовал обратиться к знатокам, которые всё на свете знали и даже писали правила для жителей государства.
Приложение 6
Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик)
1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании?
2-й шаг. Удалось получить результат?
3-й шаг. Выполнил полностью верно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4-й шаг. Определите свой уровень успешности и поставьте себе оценку.
Приложение 7
Правильный ответ (в 1 ряду – безжизненный, во 2 ряду здравствуй в нём нет приставки, з часть корня; в 3 ряду разбить, а в остальных словах з – часть корня; в 4 ряду беспредельный)
Правильный ответ (к 1 подходит 4, в ней идёт речь о том, что нельзя накормить словами, ко 2 подходит 3, т.к. в них идёт речь о том, что нельзя получить результата, не работая. В каждой пословице есть слова, не работая. В каждой пословице есть слова по теме урока, не с глаголами, глаголы 2 лица ед. числа)
9