Цель:создать условия для обучения вдумчивому и выразительному чтению на примере произведения Н.Н. Носова «Живая шляпа».
1. Образовательная:научить структурному анализу художественного произведения, по средствам определения языковой мысли и составление краткой характеристикигероев;
2. Развивающая:развивать устную речь, учить анализу, синтезу;
3. Воспитательная:воспитывать нравственные качества личности (доброту, смелость, решительность).
Планируемые личностные результаты:проявлять положительное отношение к учебной деятельности на уроке литературного чтения; осуществлять эмоциональное восприятие поступков героев; уметь оценивать поведение героев произведения;проявлять способность выражать свои эмоции в выразительном чтении.
Используемые ресурсы:презентация, учебник «Литературное чтение 2 класс», доска, мел, шляпа, наглядное пособие (карточки).
№ п/п | Этап урока, Цель этапа Время | Деятельность | Формируемые УУД |
Учителя | Обучающихся |
1. | Организационный этап. Время: 1 мин. | - Здравствуйте, девочки и мальчики! Меня зовут Мария Петровна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Присаживайтесь. - Проверьте свое рабочее место, все ли у вас готово к уроку? На столах у вас должны лежать учебник, пенал, дневник. Я вижу, что все готовы, тогда начнем урок. - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения! | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Дети улыбаются. | РУУД: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения. ЛУУД: проявлять положительное отношение к учебной деятельности на уроке литературного чтения. |
2 | Определение темы урока. Постановка целей урока. Подготовка к первичному восприятию. Время: 12 мин. | - Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с очень талантливым писателем. Его зовут Николай Николаевич Носов. Посмотрите на его портрет. (слайд 2) -Итак, представьте, что в нашей школе открыли музей писателя. Там нас окружают различные предметы. Они помогут нам больше узнать о писателе. 1) фотоаппарат (слайд 3) - Как вы думаете, почему в музее находится фотоаппарат? - Н.Носов закончил Московский институт кинематографии. 2) плёнка (слайд 4) - Что делает в музее плёнка? - Н.Носов 20 лет проработал в кино. 3) кассеты с мультфильмами (слайд 5) - Почему эти два предмета тут находятся? - Н.Носов был не только писателем, но и режиссером. По его произведениям были сняты мультфильмы и фильмы для детей. 4) орден Красной звезды (слайд 6) - Что это такое? Как писатель связан с этим предметом? - Оказывается он был участником ВОВ. Ставил военно-технические фильмы. 5) трилогия о Незнайке (слайд 7) - А как это связано с писателем? - Эта трилогия получила всеобщее признание. 6) - Посмотрите на обложки книг («Живая шляпа», «Фантазеры», «Затейники», «Телефон», «Витя Малеев в школе и дома»)(слайд 8) - Произведения не только смешные. Радуя и веселя, они заставляют о многом задуматься. Веселые рассказы вызывают улыбки и смех. А смех – это, дети, дело серьезное. -Итак, девочки и мальчики, мы начинаем путешествие по произведениям Носова. Оно привело нас к загадкам. Отгадайте их. (слайд 9) 1) Ветер сильный налетел, Папа ахнуть не успел. Почему расстроен папа? У него слетела… (шляпа) 2) Кто спит с вами на кроватке, Днём хватает вас за пятки? Рыжий, в пятнах, как тигрёнок... А зовут его?(Котёнок) - Молодцы! Ребят, я вам неспроста загадала эти загадки. Как вы думаете, как эти два слова с собой взаимосвязаны? С каким рассказом мы с вами сегодня познакомимся? - Совершенно верно! - Давайте определим вместе тему нашего урока и поставим цели. - Молодцы, вы правильно определили тему нашего урока и поставили цели. - Прежде чем мы с вами будем читать рассказ «Живая шляпа, я вам предлагаю сделать речевую разминку, чтобы наше чтение было выразительным, красивым, эмоциональным. Речевая разминка: - На доске представлены гласные звуки а о э у ы и. Сначала давайте произнесем эти звуки 1) раздельно и протяжно, как бы рассматривая их. Сначала произнесу я, а потом все вместе. Произношу звуки сама, затем вместе с детьми. - А теперь произнесем 2) раздельно каждый звук и с удивлением; 3) так же раздельно и уже с огорчением. - Если у вас не получилось сделать хорошо речевую разминку, дома постарайтесь еще раз ее для себя провести. - А верите ли вы в то, что бывают живые шляпы? - Чтобы мы убедились, что живых шляп не существует, нам поможет рассказ. Верно? - А посмотрите, что у меня в руках? - Верно, это шляпа и я заметила, что в шляпе 2 записки! Давайте посмотрим, что же на них написано. Вызываю ученика достать записку со словом «кочерга». -Ребята, а что же такое кочерга? - Правильно. - Вы когда-нибудь видели ее? - Давайте вместе посмотрим на изображение кочерги.(слайд 10) -В шляпе осталась еще записка! - А что же такое комод? - Правильно. - Давайте все посмотрим на изображение комода.(слайд 11) -Ребята, слова «комод», «кочерга» нам встретятся в рассказе «Живая шляпа».В нем рассказывается одна история, которая произошла с такими же ребятами, как вы, когда они сидели дома.(слайд 12) | Смотрят на портрет писателя. Представляют музей писателя. С помощью учителя и своих догадок добывают информацию о биографии писателя Н.Н.Носова, отвечая на вопросы учителя, предполагая свою точку зрения. Отгадывают загадки. - Эти слова связаны между с собой, потому что у Н.Носова есть рассказ «Живая шляпа». - Тема нашего урока «Знакомство с рассказом Н.Н.Носова «Живая шляпа». Цели: учиться выразительному чтению, познакомиться с творчеством писателя Н.Носова, отвечать на вопросы по изучаемому произведению. Делают речевую разминку, подражая учителю. Произносят звукиа о э у ы и с учителем разными вариантами - Мы не верим, что бывают живые шляпы. - Да. - Шляпа. Ученик подходит к шляпе и вытаскивает записку со словом «кочерга». -Кочерга - это железный прут с закруглённым концом для перемешивания дров в печи. Отвечают да или нет. Смотрят на изображение кочерги. Ученик подходит к шляпе и вытаскивает записку со словом «комод». -Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для разных мелких домашних вещей. Смотрят на доску. | РУУД:осуществлять первоначальный контроль своих действий; понимать важность планирования своей деятельности. КУУД: уметь выдвигать гипотезы, сравнивать, аргументировать свою точку зрения; проявлять интерес к общению на уроке; уважать мнение собеседников. ПУУД: формулировать несложные выводы. |
3 | Этап первичного восприятия. Время: 5 мин. | - Итак, ребята, внимание на меня. Сейчас я вам прочитаю этот рассказ. Вы должны меня внимательно слушать, чтобы потом правильно отвечать на мои вопросы. - Приняли позу слушателя. (Выразительно читает рассказ.) | Обращают внимание на учителя. Слушают внимательно его. | РУУД:понимать важность планирования своей деятельности; умение слушать учителя. |
4. | Проверка первичного восприятия. Время: 2 мин. | - Я вам прочитала интересный веселый рассказ. А шляпа сейчас нам поможет выбрать того, кто будет отвечать на мои вопросы. (Когда ребенок отвечает, одеваю на него шляпу.) - Как кот попал под шляпу? - Как повели себя мальчики, когда увидели живую шляпу? -Кто первым догадался, что под шляпой кот? - Молодцы! Я рада, что вы меня внимательно слушали и правильно ответили на мои вопросы. - Теперь нам настало время отдохнуть. | - Кот ловил мух. Когда он увидел, что на шляпе сидит муха, то прыгнул на нее. Шляпа соскользнула с комода и упала на Ваську. -Когда мальчики увидели, что шляпа двигается, то очень сильно испугались. - Первым открыл секрет «живой» шляпы Володя. | ПУУД: выполнять несложные логические действия (сопоставление). |
| Физкультминутка | Вот окошко распахнулось (руки в стороны) Вышла кошка на карниз. (имитация мягкой, грациозной походки кошки) Посмотрела кошка наверх, (запрокинуть голову, посмотреть вверх) Посмотрела кошка вниз. (опустить голову, посмотреть вниз) Вот налево повернулась, (повернуть голову налево) Проводила взглядом мух. (повернуть голову направо, взглядом «проводить» муху) Потянулась, улыбнулась (соответствующие движения и мимика) И уселась на карниз. | | |
5. | Вторичное восприятие текста. Чтение детьми. Работа с текстом (проверка вторичного чтения). Время: 8 мин. | - Откройте учебник на стр.54., теперь прочтите этот рассказ самостоятельно, каждый сам про себя. - Давайте с вами поработаем с текстом, еще раз вспомним, как кот попал под шляпу. Для этогонайдите отрывок из текста, в котором описывается это действие и прочитайте его. - Правильно. - Какие чувства испытывали мальчики при виде «живой» шляпы? - Как это показано? - Найдите этот отрывок, и прочитайте его выразительно по ролям. - Сколько нам нужно человек, чтобы прочитать диалог? - Что вы сейчас прочитали? - Между кем диалог? - А что такое диалог? - Верно. - Найдите в тексте слова, которые показывают действия шляпы, после того как мальчики ее увидели. - Какие предметы брали мальчики, чтобы напугать шляпу? - Найдите фрагмент, в котором описывается, как мальчики раскрыли секрет «живой» шляпы. - Почему шляпа оказалась «живой»? - Значит «живые» шляпы существуют? | Читают рассказ про себя. Читают: «Котенок Васька сидел на полу…А шляпа - бух!- и накрыла его сверху». - Мальчики очень сильно испугались. Они заикались, говорили очень эмоционально. Читают отрывок по ролям. - Для прочтения диалога нам нужно 3 человека: Вадик, Володя и автор. - Мы сейчас прочитали диалог. - Между Володей и Вадиком. - Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. - Поползла, вылезла, остановилась, повернулась, поползла. -Мальчики брали кочергу, лыжную палку, а также кидались картошкой. - «Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост…- догадался Володя». - Шляпа оказалась «живой», потому что под нее попал кот Васька. - Нет. «Живые» шляпы не существуют. | КУУД:принимают участие в обсуждении прочитанного содержания; проявлять интерес к общению на уроке; уметь выдвигать гипотезы, сравнивать, аргументировать свою точку зрения. РУУД: понимать важность планирования своей деятельности. ПУУД: выполнять несложные логические действия (сравнение, сопоставление); читать текст, понимать содержание текста, выделять в нем основные части; находить в тексте ответ на заданный вопрос. КУУД: участвовать в выразительном чтении по ролям. |
6. | Обобщение и систематизация. Время: 4 мин. | - А сейчас посмотрите на доску. Я буду открывать карточки, а вам надо будет определить, относятся ли эти характеристики к мальчикам. Открываю карточку «Смелые» Открываю карточку «Любопытные» Открываю карточку «Находчивые» Открываю карточку «Добрые» - Таким образом, как можно охарактеризовать мальчиков? -А вы сразу догадывались, что под шляпой был кот Васька? И почему? -Как вы бы поступили на месте мальчиков? - Таким образом, мы дали краткую характеристику героям. | -Мальчики не были смелыми, а наоборот испугались «живой» шляпы. -Мальчики любопытные, потому что им было интересно узнать, почему же шляпа двигается. - Мальчики находчивые, потому что быстро придумали как же себя вести в данной ситуации. - Мальчики не добрые, потому что, увидев «живую» шляпу начали бить ее кочергой и кидать в нее картошку. - Мальчики трусливые, любопытные, находчивые, не догадливые, фантазеры. - Да, мы догадались сразу, потому что в начале рассказа подсказка автора. Отвечают. | КУУД: уметь выдвигать гипотезы, сравнивать, аргументировать свою точку зрения; принимают участие в обсуждении прочитанного содержания; проявлять интерес к общению на уроке. ПУУД: выполнять несложные логические действия (сравнение, сопоставление). ЛУУД: уметь выделять поступок как проявление характера героев; эмоциональное отношение к поступкам героев; умение сопоставлять поступки людей с поступками героев литературного произведения |
7. | Подведение итогов. Время: 5 мин. | - Кто у вас вызвал смех, а кого было жалко? - А как называется такой смех? - Верно. значит рассказ какой был? - К какому жанру относится произведение? - По объёму оно какое? - Сколько героев нам встретилось? - Рассказ – это только один случай героев, но нам ничего неизвестно не об их прошлом, не о будущем. - Как вы думаете, чему учит этот рассказ? - Правильно. Это рассказ учит нас бороться с нашими страхами, а также не преувеличивать их; не теряться, столкнувшись с чем-то неожиданным и необычным, находить всему необычному простое объяснение, учит самим решать свои проблемы. | - Смех вызвали мальчики, потому что они очень сильно испугались, увидев как будто «живую» шляпу. А на самом деле под шляпой был их кот Васька. Жалко было кота Ваську, потому что он случайно попал под шляпу, а мальчики в него кидали картошку. - Юмор. - Юмористический. - Рассказ. - Небольшое. - Два героя и котенок. - Этот рассказ учит нас быть смелыми и заботиться о животных. | ЛУУД: интерес к содержанию прочитанного рассказа; эмоциональное отношение к прочитанному рассказу; умение делать правильные выводы, применяемые в жизни на основе прочитанного рассказа. |
8. | Рефлексия. Время: 2 мин. | - Обратите внимание на экран. Вам представлены пословицы. Ваше задание – выбрать одну пословицу, которая подходит к рассказу «Живая шляпа», и назвать её. (слайд 13) | Обращают внимание на экран. Слушают внимательно учителя. Выбирают пословицу, которая подходит к рассказу, называют её. | ЛУУД: проявлять положительное отношение к учебной деятельности на уроке литературного чтения. |
9. | Инструктаж домашнего задания. Время: 1 мин. | - Откройте свои дневники и запишите домашнее задание. На дом вам нужно нарисовать иллюстрацию к рассказу «Живая шляпа». | | |