Актуализация знаний. Цель: проверить, как усвоена предыдущая тема | Назовите правильные ответы: -Как называется прием преувеличения? -Каким термином обозначается «красочное определение»? -Назовите имя князя, при дворе которого служит Илья Муромец -Назовите столицу русского государства в XI веке? -Кто такие богатыри? -Каких богатырей вы можете назвать? «Богатырский словарь». Показываю иллюстрации. Колчан – Футляр для стрел Кольчуга – старинный воинский доспех в виде рубашки из стальных колец. Палица – старинное оружие, тяжелая дубинка с утолщенным концом. Ножны – футляр для меча или кинжала. Шлем – воинский доспех, защищающий голову. Сбруя – принадлежность для упряжи Щит – округлая металлическая доска, защищающая в бою от стрел. -Что должен делать человек, каким качествами обладать, чтобы его можно было назвать богатырем? -Каждый герой – яркая личность со своим характером, кругом подвигов, своей поэтической биографией Как в пословицах говорится о русских богатырях? Пословицы: Не родом богатырь славен, а подвигами. Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать. Мое богатство – сила богатырская, мое дело – Руси служить, от врагов оборонять. Проверка домашнего задания Выразительное чтение отрывка из былины «Илья Муромец и Святогор». -Какие трудности вы испытывали при чтении былины? -Оцените выразительность чтения, обратите внимание на неторопливость исполнения, очень подробное описание, напевность | -Гипербола -Эпитет -Владимир -Киев Богатыри любят Родину, стоят на стаже ее границ, они храбрые, могучие защитники земли Русской, сражаются с любыми проявлениями зла, насилия, несправедливости. -Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Святогор. -Он должен защищать родную землю, бесстрашно сражаться с врагами, быть сильным, мудрым | Личностные: - Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат. Регулятивные: -У ученика сформирован внутренний план действий. Познавательные: -Ребенок может анализировать ход и способ действия. Коммуникативные: -Ребенок умеет слушать и слышать. |
Объяснение темы и постановка целей урока. Цель: ввести учащихся в тему урока | -Русское народное творчество (былины) вдохновляло не только писателей, но и художников, на создание произведений, воспевающий мощь и силу русского народа. Сегодня совершим очередное путешествие в «Музейный Дом». Найдите репродукцию картины Виктора Васнецова «Богатыри». Наша задача – рассмотрев картину, определить замысел художника. По картине В. Васнецова вы напишите сочинение. Сегодня на уроке вам нужно: 1. Собрать материал к сочинению. 2. Составить план к сочинению. | Замысел художника в том что в чистом поле на белом дежурстве главные былинные геро0защитники: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. | Личностные: - Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат. Регулятивные: -У ученика сформирован внутренний план действий. Познавательные: -Ребенок может анализировать ход и способ действия. Коммуникативные: -Ребенок умеет слушать и слышать. |
Освоение нового материала. Цель: ознакомить учащихся с картиной В.М. Васнецова «Три богатыря» | Сведения о художнике. Виктор Михайлович Васнецов (1848 – 1926) родился в Вятской губернии, в деревне, затерявшейся среди поистине сказочных лесом и гор Предуралья. В семье его отца, сельского священника, было шестеро сыновей. На картине Васнецова, В трудный путь разгон беря, Вместе вдаль глядят сурово Три белых богатыря. (А. Безыменский) В поисках возвышения чувств художник обращался к русской седой старине – былинам и сказкам. Он с детства полюбил сказки и народную поэзию, знал и любил историю совей старины, ценил ее и гордился ею. Неторопливые, протяжные сказания про крестьянского сына Илью Муромца, который «славен не родом, а подвигом», про Добрыню Никитича, «грамотой вострого, на речах разумного», про бабьего пересмешника» Алешу Поповича и других русских богатырей навсегда пленил художника. -Рассмотрите репродукцию картины Виктора Васнецова «Богатыри». Это главная картина художника, он работал над ней 17 лет. В изображении богатырей все продумано до мельчайших деталей, все подчинено главной мысли: показать благородство, огромную силу, неустрашимость и красоту русского народа. Полностью картина называлась: «Богатыри русские на заставе богатырской смотрят, нет ли где ворога, не обижает ли кто народ православный», имела она и другие название – «На Киевской заставе». -Что находится на переднем плане картины? -Внимательно всмотритесь в их лица. Что заметили? Кого из богатырей изобразил В. Васнецов на картине? -Художник Васнецов изобразил самых известных персонажей богатырского эпоса: Илью Муромца, Добрыня Никитича и Алешу Поповича. Все трое были воинами киевского князя Владимира Красное Солнышко. -Рассмотрите при помощи рамки Илью Муромца. Каким изобразил его художник? -Какими красками написан Илья Муромец и почему? -Рассмотрите при помощи рамки Добрыню Никитича. Какой у него характер? -Теперь рассмотрим Алешу Поповича. Что вы можете по нему сказать? Вывод: богатыри – воплощения мощи русской земли. Характер каждого богатыря находит свое продолжение в характере коня, на котором богатырь сидит. -Как одеты богатыри? -Зачем она нужна? -Что одета на головы богатырей? -Какие доспехи имеются у богатырей? -Что усиливает впечатление силы и мощи богатырей? Советы перед написание сочинения. Каждый пункт начинается с красной строки, абзац и предложения связывайте между собой плавными переходами, используете былинные слова и выражения, старайтесь заменять повторы местоимениями или синонимами. Напишите сочинение по картине В. Васнецова по плану: Название картины и ее автор. Кто изображен на картине и что мы о них знаем? Описание богатырей (выражение лица, вооружение, одежда, поза). Описание богатырских коней. Природа на картине. Ее значение передаче смысла и идеи картины. Мысли и чувства, которые вызывает картина | -На переднем плане картины богатыри на защите родной земли. -В центре – самый старший по возрасту Илью Муромец, он пристально всматривается вдаль: слева от него – Добрыня Никитич, он держит свой меч и готов дать отпор врагу; справа – самый молодой Алеша Попович, который приготовил лук. -У Ильи благородное лицо, зоркие глаза, прямой нос. -Фигура богатыря написана в желтых, темно-синих, эти холодные тона подчёркивают суровую простату в облике крестьянского человека. Он настроен решительно, взгляд суровый. Он напоминает художника своими чертами лица. -Алеша Попович смотрит вдаль с некоторым сомнение. Он предусмотрительный и осторожный. -На тело надета кольчуга – железная рубашка. -Она защищает богатырей от ударов копий. Шлемы Щиты, лук, колчан со стрелами. -Маленькие елочки у лошадей. | Личностные: -Ребенок ориентирован в социальных ролях и межличностных отношений Регулятивные: -У него развита рефлексия. -У ребенка развита адекватная самооценка. Познавательные: -Он может строить логическую цепь размышления. -Умеет осмысленно читать извлекать нужную информацию, отбрасывать второстепенную. Коммуникативные: -Ребенок умеет слушать и слышать. -Умеет сотрудничать с учителем и сверстниками. |