СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературного чтения. Сочинение по картине В. Васнецова «Богатыри»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения. Сочинение по картине В. Васнецова «Богатыри»»

Технологическая карта урока литературного чтение

ФИО студента: Локтюшина Наталья Витальевна

Дата проведения: 5.10.2020

Программа (УМК): «Перспективная начальная школа»

Класс: 4

Тема урока: Сочинение по картине В. Васнецова «Богатыри»

Цель урока: развивать творческие способности учащихся, их умение читать картину

Задачи урока:

  1. Обучающая: создавать условия для подготовки к написанию сочинения по картине

  2. Развивающая: развивать умения анализировать картину, отвечать на вопросы полным ответом.

  3. Воспитывающая: создавать условия для формирование внимательного отношения к слову писателя

Тип урока: получение новых знаний.

Методы: метод самостоятельной работы, метод творческого чтения, частично-поисковый метод, метод интерпретации текста

Приемы: работа над словом, работа по картине , ответы на вопросы.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: картина В. Васнецова «Богатыри», портере В. Васнецова

Контроль: устный и письменный

План урока:

1. Оргмомент (1 мин.)

2. Введение в тему (3 мин)

3. Актуализация знаний (8 мин)

4. Объяснение темы и постановка целей урока. (3 мин)

5. Физминутка (3 мин)

6. Освоение нового материала. (18 мин)

7. Итог урока (3 мин)

8. Задание на дом (1 мин)









Ход урока:


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Оргмомент

Цель: вводим детей в учебную ситуацию

Здравствуйте, ребята.

Прозвенел звонок для нас,

Все вошли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Посмотрели все ль готово?

Тихо сели, спинки прямо.

И урок скорей начнём.





Личностные:

-Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат.

  1. Введение в тему

Цель: подготовить учащихся к восприятию новой темы

«Как во стольном граде Киеве собрались три богатыря святорусских, три брата названых: старый казак Илья Муромец да молодые Михайло Потык С Добрыней Никитичем. И сказал Илья таковые слова: «Хватит нам, русским богатырям, по домам сидеть, словно тараканам запечным! Пора нести службу богатырскую – ехать по дальним землям-краям, глядеть, не собирается ли походом недруг на землю Русскую, показывать нашу удаль да силу молодецкую».



  1. Актуализация знаний.

Цель: проверить, как усвоена предыдущая тема













Назовите правильные ответы:

-Как называется прием преувеличения?

-Каким термином обозначается «красочное определение»?

-Назовите имя князя, при дворе которого служит Илья Муромец

-Назовите столицу русского государства в XI веке?

-Кто такие богатыри?





-Каких богатырей вы можете назвать?


«Богатырский словарь».

Показываю иллюстрации.

Колчан – Футляр для стрел

Кольчуга – старинный воинский доспех в виде рубашки из стальных колец.

Палица – старинное оружие, тяжелая дубинка с утолщенным концом.

Ножны – футляр для меча или кинжала.

Шлем – воинский доспех, защищающий голову.

Сбруя – принадлежность для упряжи

Щит – округлая металлическая доска, защищающая в бою от стрел.

-Что должен делать человек, каким качествами обладать, чтобы его можно было назвать богатырем?

-Каждый герой – яркая личность со своим характером, кругом подвигов, своей поэтической биографией

Как в пословицах говорится о русских богатырях?

Пословицы:

  • Не родом богатырь славен, а подвигами.

  • Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.

  • Мое богатство – сила богатырская, мое дело – Руси служить, от врагов оборонять.

Проверка домашнего задания

Выразительное чтение отрывка из былины «Илья Муромец и Святогор».

-Какие трудности вы испытывали при чтении былины?

-Оцените выразительность чтения, обратите внимание на неторопливость исполнения, очень подробное описание, напевность





-Гипербола

-Эпитет


-Владимир


-Киев


Богатыри любят Родину, стоят на стаже ее границ, они храбрые, могучие защитники земли Русской, сражаются с любыми проявлениями зла, насилия, несправедливости.

-Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Святогор.














-Он должен защищать родную землю, бесстрашно сражаться с врагами, быть сильным, мудрым

Личностные:

- Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат.

Регулятивные:

-У ученика сформирован внутренний план действий.

Познавательные:

-Ребенок может анализировать ход и способ действия.

Коммуникативные:

-Ребенок умеет слушать и слышать.


  1. Объяснение темы и постановка целей урока.

Цель: ввести учащихся в тему урока

-Русское народное творчество (былины) вдохновляло не только писателей, но и художников, на создание произведений, воспевающий мощь и силу русского народа. Сегодня совершим очередное путешествие в «Музейный Дом». Найдите репродукцию картины Виктора Васнецова «Богатыри». Наша задача – рассмотрев картину, определить замысел художника. По картине В. Васнецова вы напишите сочинение. Сегодня на уроке вам нужно:

1. Собрать материал к сочинению.

2. Составить план к сочинению.

Замысел художника в том что в чистом поле на белом дежурстве главные былинные геро0защитники: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович.


Личностные:

- Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат.

Регулятивные:

-У ученика сформирован внутренний план действий.

Познавательные:

-Ребенок может анализировать ход и способ действия.

Коммуникативные:

-Ребенок умеет слушать и слышать.


  1. Физминутка

Цель: снять физическое напряжение

Хомка, Хомка,

Хомячок, полосатенький бочок

Хомка рано встает,

Щечки моет

Лапки трет

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку (маршируют)

Раз (руки вперед)

Два (руки вверх)

Три (руки в стороны)

Четыре, пять (трясут кистями рук)

Хомка хочет сильным стать




  1. Освоение нового материала.

Цель: ознакомить учащихся с картиной В.М. Васнецова «Три богатыря»

Сведения о художнике.

Виктор Михайлович Васнецов (1848 – 1926) родился в Вятской губернии, в деревне, затерявшейся среди поистине сказочных лесом и гор Предуралья. В семье его отца, сельского священника, было шестеро сыновей.

На картине Васнецова,

В трудный путь разгон беря,

Вместе вдаль глядят сурово

Три белых богатыря.

(А. Безыменский)

В поисках возвышения чувств художник обращался к русской седой старине – былинам и сказкам. Он с детства полюбил сказки и народную поэзию, знал и любил историю совей старины, ценил ее и гордился ею. Неторопливые, протяжные сказания про крестьянского сына Илью Муромца, который «славен не родом, а подвигом», про Добрыню Никитича, «грамотой вострого, на речах разумного», про бабьего пересмешника» Алешу Поповича и других русских богатырей навсегда пленил художника.

-Рассмотрите репродукцию картины Виктора Васнецова «Богатыри». Это главная картина художника, он работал над ней 17 лет. В изображении богатырей все продумано до мельчайших деталей, все подчинено главной мысли: показать благородство, огромную силу, неустрашимость и красоту русского народа. Полностью картина называлась: «Богатыри русские на заставе богатырской смотрят, нет ли где ворога, не обижает ли кто народ православный», имела она и другие название – «На Киевской заставе».

-Что находится на переднем плане картины?



-Внимательно всмотритесь в их лица. Что заметили? Кого из богатырей изобразил В. Васнецов на картине?






-Художник Васнецов изобразил самых известных персонажей богатырского эпоса: Илью Муромца, Добрыня Никитича и Алешу Поповича. Все трое были воинами киевского князя Владимира Красное Солнышко.

-Рассмотрите при помощи рамки Илью Муромца. Каким изобразил его художник?

-Какими красками написан Илья Муромец и почему?




-Рассмотрите при помощи рамки Добрыню Никитича. Какой у него характер?


-Теперь рассмотрим Алешу Поповича. Что вы можете по нему сказать?


Вывод: богатыри – воплощения мощи русской земли. Характер каждого богатыря находит свое продолжение в характере коня, на котором богатырь сидит.

-Как одеты богатыри?


-Зачем она нужна?


-Что одета на головы богатырей?

-Какие доспехи имеются у богатырей?

-Что усиливает впечатление силы и мощи богатырей?

Советы перед написание сочинения.

Каждый пункт начинается с красной строки, абзац и предложения связывайте между собой плавными переходами, используете былинные слова и выражения, старайтесь заменять повторы местоимениями или синонимами.

Напишите сочинение по картине В. Васнецова по плану:

  1. Название картины и ее автор.

  2. Кто изображен на картине и что мы о них знаем?

  3. Описание богатырей (выражение лица, вооружение, одежда, поза).

  4. Описание богатырских коней.

  5. Природа на картине. Ее значение передаче смысла и идеи картины.

  6. Мысли и чувства, которые вызывает картина























































-На переднем плане картины богатыри на защите родной земли.


-В центре – самый старший по возрасту Илью Муромец, он пристально всматривается вдаль: слева от него – Добрыня Никитич, он держит свой меч и готов дать отпор врагу; справа – самый молодой Алеша Попович, который приготовил лук.






-У Ильи благородное лицо, зоркие глаза, прямой нос.

-Фигура богатыря написана в желтых, темно-синих, эти холодные тона подчёркивают суровую простату в облике крестьянского человека.

Он настроен решительно, взгляд суровый. Он напоминает художника своими чертами лица.

-Алеша Попович смотрит вдаль с некоторым сомнение. Он предусмотрительный и осторожный.





-На тело надета кольчуга – железная рубашка.

-Она защищает богатырей от ударов копий.

Шлемы

Щиты, лук, колчан со стрелами.

-Маленькие елочки у лошадей.

Личностные:

-Ребенок ориентирован в социальных ролях и межличностных отношений

Регулятивные:

-У него развита рефлексия.

-У ребенка развита адекватная самооценка.

Познавательные:

-Он может строить логическую цепь размышления.

-Умеет осмысленно читать извлекать нужную информацию, отбрасывать второстепенную.

Коммуникативные:

-Ребенок умеет слушать и слышать.

-Умеет сотрудничать с учителем и сверстниками.

  1. Итог урока

Цель закрепить алгоритм языкового разбора.

-Образ богатыря не был непобедимым. Рассказ о русских богатырях с Ильей Муромцем заканчивается песней о том, что «перевелись богатыри на земле Русской». После трех дней битвы с приумножающимся врагом богатыри отступили в каменной горе и превратились там в камни. Картина В. М. Васнецова «Богатыри» воплощает величие и непреодолимую силу русских богатырей, всегда готовых защищать свою землю и свой народ от беды.




Коммуникативные:

-Ребенок умеет слушать и слышать.

-Умеет сотрудничать с учителем и сверстниками.

  1. Задание на дом

Цель: дать установку на тренировку определенных умений.

Написать сочинение.











Учитель:

Методист:

Оценка за урок: