Урок математики
Технологическая карта урока
Тема урока: Приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток вида + 7.
Класс 1 (программа «Школа России»)
Технологические особенности. Личностно-ориентированная технология.
Общая дидактическая цель:
Триединая дидактическая цель.
-Знакомство со способами сложения двух однозначных чисел с переходом через 10, когда одно из слагаемых число 7, и формирование умений решать примеры данного вида.
-Формирование вычислительных навыков с использованием элементов исследовательской деятельности.
-Применение полученных знаний и умений в новых условиях.
Развивающий аспект:
- Уметь решать примеры на сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида + 7 по алгоритму.
- Объяснять способы сложения однозначных чисел с переходом через десяток вида + 7.
- Смоделировать решение примеров данного вида.
Воспитательный аспект:
Тип урока. Открытие новых знаний.
Структура урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний и умений.
Целепологание и мотивация.
Первичное освоение материала.
Осознание и осмысление учебного материала.
Первичное закрепление учебного материала.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Методы обучения. Репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации педагогической деятельности. Сочетание фронтальных, парных, индивидуальных форм работы.
Дидактический материал. Учебник Моро. «Математика»; компьютер; видеоролик; конверты с заданиями 3-х уровней (индивидуальная образовательная траектория); модель решения примеров; карточки с числами, арифметическими знаками; счётные палочки, цветные карандаши.
Ожидаемый результат.
Знать: как…(сложить два однозначных числа, когда одно из слагаемых число 7).
Уметь: решать …( примеры на сложение однозначных чисел с переходом через 10).
Применять: задача …(при решении задач, при сравнении выражений).
Структура урока математики.
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД |
1. 2 мин | Организацион-ный момент | Проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает детей на урок | Общий настрой класса на учебную работу. | Регулятивные действия. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. |
2. 10 мин | Актуализация знаний и умений. | Проводит устный счёт, предлагает провести самооценку. | ИКТ-технология, работа над нумерацией чисел в пределах 20, сравнение чисел, дополняют число до 10, вспоминают состав числа 7, развитие логического мышления, оценивают свою работу. | Познавательные УУД УУД сравнения, логическая операция сравнения, логическая операция аналогия, расширение сведений об окружающем мире. |
3. 3 мин | Целеполагание и мотивация | Предлагает определить цели урока, уточняет тему, создав проблемную ситуацию, и задачи урока. | Определяют тему урока. Обосновывают выбранные формулировки цели урока, принимают задачи урока. | Познавательные УУД логическая операция классификация |
4. 10 мин | Первичное освоение материала. | Обеспечивает первичное освоение материала: создаёт проблемную ситуацию, побуждает учащихся к свободному обмену мнениями, предлагает провести самооценку. | Принимают участие в исследовании, высказывают собственное мнение, составляют модель решения примеров, проговаривают алгоритм сложения, проводится самооценка. | Познавательные УУД. Частично-поисковый метод. Коммуникативные УУД. Умение работать в парах. |
5. 5 мин | Осознание и осмысление учебного материала. | Создаёт условия для закрепления, предлагает оценить свою деятельность. | Работают с интерактивной доской, Решают примеры. | Познавательные УУД |
6. 8 мин | Первичное закрепление учебного материала. | Обеспечивает индивидуальную образовательную траекторию, предлагает провести самооценку. | Работают самостоятельно по карточкам задачи. | Коммуникативные УУД. Умение работать в группах |
7. 2 мин | Итог урока. Рефлексия | Даёт анализ и оценку успешности достижения цели и намеченных задач. | Адекватно оценивают свою работу | Личностные УУД. Самооценка |
Ход урока
Оргмомент, настрой на урок.
Сегодня на уроке у нас гости. Поприветствуйте гостей.
– Давайте улыбнемся друг другу. Пожелаем друг другу успехов в учении. Повторяйте за мной.
Мы умные, мы дружные
Мы - внимательные, мы - старательные
Мы в первом классе учимся,
Всё у нас получится!
Я желаю вам, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока
- Ребята, а как вы думаете, зачем нужно изучать математику?
«Математику уже затем нужно учить, что она ум в порядок приводит»
М.В.Ломоносов
2. Актуализация знаний и умений. Устный счет – разминка для ума.
1) Математический экзамен, строка 54 – круговые примеры.
2) Восстанови отрезок натурального ряда чисел: (карточки магнитные)
7, …, …, 10, 11, …,13, …,15
- На какие две группы можно разделить эти числа? (однозн. и двузн.)
- Назовите однозначные? (7,8,9)
- Назовите двузначные? (10,11,12,13,14,15)
- Какое из этих чисел самое маленькое? (7) УУД сравнение
- А самое большое? (15)
- А теперь расположите эти числа в порядке убывания?
3) Дополним суммы до 10, используя данные таблицы:
Слагаемое | Слагаемое | Значение суммы |
1 | ….. | 10 |
…. | 8 |
3 | …. |
…. | 6 |
5 | …. |
…. | 4 |
7 | ….. |
…. | 2 |
9 | …. |
5) Отгадайте загадку:
Братцев этих ровно семь. Расширение сведений об окружающем мире
Вам известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний –
Появляется передний.
(Дни недели) Назовите по порядку:….
- Какой день идёт за вторником?
- После четверга?
- Между понедельником и средой?
В неделе 7 дней. Это число не разделишь ни на две, ни на три, ни на 4 части без остатка. Оно делится только на самое себя и на единицу. Вот его и назвали – неделя.
А понедельник – это значит день, который идет после недели. Вторник – второй, среда – третий, средний, четверг – четвертый, пятница – пятый. А суббота? Как это слово понять? Суббота – значит «шесть» на языке древних вавилонян. Народа нет, а слово осталось.
б) Вспомним состав числа 7.
3. Целеполагание и мотивация
Распределите в два столбика примеры:
На доске: 8+3 9+7 лог. операция классификация
8+4 8+7
9+4 7+7
4+5
7+6
Что это? (суммы, выражения, примеры)
Так какая тема урока? Назовите. (Сложение однозначных чисел с переходом через 10, когда одно из слагаемых число 7. - Название темы на доске)
Мы научились прибавлять 2, 3, 4, 5, 6 . Найдите значения выражений 1-го столбика (Работа с цифрами)
Сегодня научимся прибавлять число 7. Подумайте, какой главный вопрос перед собой поставите, на который мы могли бы дать ответ.
(Как сложить два однозначных числа, одно из которых 7 и когда результат больше 10). – Вопрос на доске.
Это мы должны узнать.
А что мы должны уметь? (научиться решать примеры такого вида)
Научимся решать их, а где их применять будем? (при решении задач, при сравнении, в следующих классах, на других уроках).
Итак, задачи на урок каждый из вас определил. А моя задача: помочь вам выполнить поставленные задачи.
Первичное освоение материала.
Сначала выясним, почему только 3 примера будем исследовать? (остальные примеры мы умеем решать)
9 + 7 частично-поисковый метод
8 + 7
7 + 7
1ряд: 9+7
2 ряд: 8+7
3 ряд: 7+7
Выслушиваются идеи детей:
Смогли мы решить примеры, пользуясь линейкой и счётными палочками.
А если надо будет дома объяснить, какие открытия вы сделали на уроке, а счётные палочки и линейку оставили в классе, что же тогда может помочь донести ваше открытие до других людей, например, до мамы?
А вот как! Мы сейчас с вами попробуем решить примеры, прибавляя по частям: ( Запись в тетрадь).
9 + 7 = 9 + (1 + 6) = (9+1)+6= 10+6= 16
8 + 7 = 8 + (2 + 5) =(8+2)+5= 10+5= 15
7 + 7 = 7 + (3 + 4) =(7+3)+4=10+4= 14
Чем отличаются? (1–е слагаемое – разные числа и уменьшаются на 1, суммы уменьшаются на 1)
Попробуем составить модель (схему) решения примеров. Учитель пишет на доске: алгоритмизация


+ 7 = 1
+
ДОПОЛНЮ 1-е слагаемое до 10;
ПРИБАВЛЮ оставшиеся единицы. (ученик водит указкой по схеме и проговаривает).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Как живете? (вот так!)
- Как идете?
- Как плывете?
- Как бежите?
- Как летите?
- Как шалите?
- Как сидите?
Работа с интерактивной доской
5. Первичное закрепление учебного материала
Следующий этап – уметь решать примеры и полученные знания и умения применять при решении задач.
Работаем в группах. 6 групп.
Дополни текст так, чтобы получилась задача. Решите задачу.
1 ряд – 2 группы: Логич.операция синтез
«В цирке выступают 9 тигров и 7 львов…..»
- Сколько зверей выступают в цирке? (9+7=16)
- На сколько тигров больше, чем львов? (9-7=2)
2 ряд – 2 группы:
«Саша собирает марки. 7 марок он подарил другу, и у него осталось 8 марок….»
- Сколько марок было у Саши? (7+8=15)
- На сколько больше марок осталось у Саши, чем он подарил другу? (8-7=1)
3 ряд – 2 группы:
«В аэропорту было 11 самолетов. 7 самолетов улетело…..»
- Сколько самолетов осталось? (11-7=4)
«В букете было 7 роз и столько же лилий…»
- Сколько всего цветов было в букете? (7+7=14)
Самостоятельная работа. Проверка.
6. Подведение итога урока. Рефлексия.
Для кого сегодняшний урок прошел не напрасно?
Кто пополнил свои знания новым багажом?
Что было трудным?
А что интересным?
Как вы думаете, мы закончили знакомство со сложением однозначных чисел с переходом через 10? (нет, остались числа 8,9). На следующих уроках мы продолжим работу.
А сейчас, ребята, если вам понравился урок, поставьте + возле веселого человечка, а если нет, то возле грустного.