Дата: 07.04.2022 г.
Цель: Создать условия для раскрытия связи между компонентами и результатом действия умножения.
Дидактические: организовать поисковую деятельность, направленную на осознание взаимосвязи между действиями умножения и деления.
Развивающие: способствовать развитию приёма анализа, классификации, обобщения через составление задач и решение.
Воспитательные: содействовать воспитанию умения планировать собственную и учебную деятельность.
Этап фрагмента урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации УД (Ф, И, П, Г) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты Предметные Метапредметные (П-познавательные, Р-регулятивные, К-коммуникативные) Личностные |
1.Самоопределение к деятельности | Словесный | Начинается урок. Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять И всё правильно считать. Улыбнитесь вы гостям И садитесь по местам. - Над какой большой темой мы работаем уже несколько уроков? - Дети, кто из вас хотел бы попасть в космос и совершить путешествие на другую планету? - Как вы думаете, что нужно для такого путешествия? - Урок наш будет необычный, т.к. на космическом корабле мы отправимся на планету Математики. - Кто знает, почему на другую планету нельзя полететь на самолёте или вертолёте? | - Мы работаем над темой «Умножение и деление». Дети высказывают предположения. - Сила, выдержка, хорошее знание математики. - На них нельзя преодолеть земное притяжение. | Ф, И | Презентация | Л: самоопределение П: целеполагание |
2. Актуализация знаний. Введение в проблему | Словесный Практический | - Итак! Внимание! Взлёт! И наша ракета помчалась вперёд. Повторение связи между компонентами при сложении и вычитании. - Наш корабль летит, а мы решаем примеры, называя компоненты. 12 + 15 = 30 – 14 = - Используя знание связей между компонентами, составьте ещё по два примера в каждом столбике и прочитайте их. - Молодцы, вы знаете, как связаны между собой компоненты при сложении и вычитании. Повторение изученного об умножении и делении. -Полет окончен, и второклассников встречают жители планеты Математика. - Над толпой развивается плакат « Умножение и деление», и нам, чтобы ответить радушным хозяевам, предстоит рассказать всё, что мы знаем об умножении и делении. 2 * 3 = 10 : 5 = Составление и решение задач на умножение и деление. - Жители планеты благодарят землян за хорошие знания и приглашают совершить путешествие по их планете. Но чтобы совершить путешествие в парусной лодке, нужно составить задачи на умножение и деление с использованием монет. | Повторение связи между компонентами при сложении и вычитании. Повторение изученного об умножении и делении (1. Название компонентов 2. Правило перестановки множителей 3.Умножение заменяет сложение одинаковых слагаемых ) Составление и решение задач на умножение и деление У девочки было 4 монеты по 5 рублей. Сколько всего у неё денег? 4*5=20(р.) У девочки было 20 рублей монетами по 5 рублей. Сколько монет у девочки? 20 : 5=4(м.) У девочки было 4 одинаковых монеты. Всего у нее было 20 рублей. Монеты какого достоинства были у девочки? 20:4=5(р.) | Ф, И | Презентация | П: использование знако-символических средств; осознанное построение речевого высказывания Р: выполнение пробного учебного действия К: выражение своих мыслей достаточно полно и точно; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации |
3. Постановка учебной задачи | Словесный Практический | - Решив составленные задачи, мы занимаем места в лодке и выходим в «Океан Неизвестности» - Дети, получается, что мы ещё не всё знаем об умножении и делении, но может быть вы уже догадались о чем пойдёт речь? - Обратите внимание на только что решённые задачи и примеры, которые решали вначале урока. - Прочитайте выражения, которые подтвердят это предположение. - Прочитайте первое выражение, называя компоненты. - Прочитайте 2-е и 3-е выражение, называя компоненты как в первом. | - Умножение и деление связаны между собой. 5*4=20 20 : 5=4 20:4=5 | Ф, И | Презентация | Л: самоопределение; смыслообразование П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач; прогнозирование; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания Р: волевая саморегуляция ситуации затруднения К: аргументация своего мнения и позиция в коммуникации; учёт разных мнений; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
4. "Открытие" новых знаний | Словесный | - С помощью каких действий мы решали задачи? - Можно ли сказать, что действия умножения и деления связаны между собой? - Как найти множитель, если известно произведение и другой множитель? - Сверим наш вывод с выводом в учебнике на с.72 - Прочитаем выражения в учебнике, объясняя как получены второе и третье равенство из первого. | - С помощью умножения и деления. - Можно. - Если произведение разделить на первый множитель, то получится второй множитель. Если произведение разделить на второй множитель, то получится первый множитель. Дети читают вывод в учебнике. | Ф, И | Учебник | П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; подведение под понятие; установление причинно-следственных связей; выполнение действий по алгоритму К: учёт разных мнений |
5. Закрепления новых знаний и способов действий | Словесный Практический | Работа по учебнику. С. 72 № 1 1-е выражение - устно - Найдите значение второго выражения. - Используя знания о связи действия умножения и деления составьте два равенства на деление. - Какой вывод вы сделали об этих действиях? - Какое правило помогло вам выполнить это задание? Физминутка Из-за парт мы выйдем дружно, Нам шуметь совсем не нужно. Встали прямо, ноги вместе. Поворот кругом на месте. Хлопнем пару раз в ладошки И потопаем немножко. А теперь представим, детки, Будто руки наши – ветки. Покачаем ими дружно, Будто ветер дует южный. Ветер стих. Вздохнули дружно. Нам урок продолжить нужно. Подравнялись, тихо сели. На меня все посмотрели. | Дети читают запись. - Они связаны между собой. Проговаривают правило. | Ф, И | Учебник | П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; выполнение действий по алгоритму Р: контроль, коррекция, оценка К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
6.Включение в систему знаний и повторения | Словесный Практический | –Теперь мы знаем, как произведение и множители связаны между собой и покидаем «Океан неизвестности». Впереди «Пролив быстрого счета» Работа по учебнику. С. 72 № 2 1-е выражение – устно 2-е и 3-е – самостоятельно Взаимопроверка выполненного задания. Поставить отметку на полях, карандашом. - Какое правило помогло вам выполнить это задание? А сейчас наш корабль причалил к острову «Нерешённых задач» Работа по учебнику. С. 72 задача № 3 А сейчас, чтобы завершить наше путешествие, выполним самостоятельную работу. Будьте внимательны, в ней задания двух уровней сложности: лёгкие и более сложные. Вам самим нужно выбрать задании е по силам и выполнить его. Работа на 3 минуты. Проверка. | Решение Дети озвучивают свои задачи. Решение | Ф. И | Учебник Презентация | П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; подведение под понятие; моделирование, преобразование модели; установление причинно-следственных связей: построение логической цепочки рассуждений, доказательство К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учёт разных мнений |
7. Рефлексия деятельности | Словесный | - Как вы считаете, пригодятся ли полученные знания вам в жизни? - Когда? - Поднимите руки те, кому понравилась его работа на уроке. Подведение итогов урока. - Изучая тему «Умножение и деление» вы познакомились с новым правилом. Кто его может рассказать? Выставление отметок. Д.з. с. 88 № 1, с. 89 № 14 -Урок окончен. | Ответы детей. | Ф, И | | Л: самооценка на основе критерия успешности Л: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |