СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока музыки на тему "Лебединое озеро"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной публикации представлен подробный конспект по музыке на тему "Лебединое озеро"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки на тему "Лебединое озеро"»

Министерство образования, науки и молодежной политики

Нижегородской области

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»




Разработала:

студентка 3 курса

специальность 44.02.02

группа ПНК-3

Кашина Дарья Николаевна



Технологическая карта урока по музыке

Тема: «Сказочный бал. Танцевальные жанры в балете П.И. Чайковского «Лебединое озеро»»







Место проведения: МБОУ СШ №39, 3 «Б» класс

Дата проведения: 21.02.2022



Методист: Беляева О.Л.___________(подпись)

Учитель: Кириенко И. Б.___________(подпись)



Дзержинск-2022







Класс: 3б

Тема урока: «Сказочный бал. Танцевальные жанры в балете П.И. Чайковского «Лебединое озеро»

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Цель: создание условий для эмоционально-ценностного отношения к искусству через освоение новых произведений и знаний о музыке.

Задачи:

Образовательные:

1. В доступной для детей форме рассказать о балете П.И. Чайковского «Лебединое озеро». Ввести понятия: балет, чардаш, кастаньеты, болеро.

2. При анализе «Чардаша» подвести ребят к пониманию особенностей двухчастной музыкальной формы (разные темпы, различные тембры, контрастные музыкальные образы)

Развивающие: 

1. При слушании «Испанского танца» развивать в детях тембровый слух (звучание кастаньет), а в его исполнении развивать у детей ритмический слух, умение исполнять музыку по записанному ритмическому рисунку и в соответствующем характере.

2. При анализе «Неаполитанского танца» подвести детей к осознанию близости его построения к «Чардашу» (двухчастная форма), развивать тембровый слух: сопоставить близость тембра трубы со зрительным образом.

3. В вокально-хоровой работе над «Дружат дети всей Земли» развивать в детях умение исполнять танцевальную музыку мягким и легким звуком, успевая в подвижном темпе пропевать все звуки мелодии и активно произносить слова.

Воспитательные:

1.При восприятии сказки (либретто балета) подчеркнуть идею победы добра над злом, в вокально-хоровой работе над песней «Дружат дети всей Земли» подчеркнуть идею дружбы.

2. На основе эмоционально-нравственного восприятия музыки П.И. Чайковского (танцы из балета «Лебединое озеро») раскрыть ребятам красоту национальной музыки (венгерской, испанской, итальянской), подчеркнуть особенность национального характера, дать возможность почувствовать интонационное родство разных культур.

3. На основе эмоционально – нравственного восприятия балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро», подвести детей к пониманию красоты его произведений, необычности музыкального языка, находок в изображении сказочных героев.


Планируемые результаты:

Предметные:

- Применяют в речевых высказываниях такие понятия как «чардаш», «болеро», «кастаньеты», «балет», «хореография»;

- Имеют представление о балете П.И. Чайковского «Лебединое озеро»;

- Понимают особенности двухчастной музыкальной формы в процессе работы на уроке;

- Исполняют музыку по записанному ритмическому рисунку;

- Понимают близость построения «Неаполитанского танца» с «Чардашем»;

- Умеют исполнять танцевальную музыку мягким и лёгким звуком, успевая в подвижном темпе пропевать все звуки мелодии и активно произносить слова в процессе работы с песней «Дружат дети всей Земли»;

Метапредметные:

Познавательные:

- Умеют находить ответы на вопросы учителя, используя свой жизненный опыт;

Регулятивные:

- Оценивают и контролируют свою деятельность;

-Умеют самостоятельно и совместно планировать деятельность при выполнении заданий, принимать решения, рационально использовать время, выполнять оценку своей деятельности;

Коммуникативные:

- Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве;

- Формулируют собственное мнение и позицию;

Личностные:

- Выражают положительное отношение в процессе познания: умеют проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

- Понимают, что добро побеждает зло, что такое дружба;

Оборудование: презентация, проигрыватель, компьютер, видеофрагменты, голубой треугольник и красный круг.

Методы и приёмы работы на уроке: Беседа, обучение и слушание музыки, метод побуждения и развития интереса к музыке, анализ прослушанного произведения, рассказ, приём «эмоциональный настрой на урок», иллюстрация, показ, метод эмоциональной драматургии, приём постановки вопроса, приём развития навыков хорового пения.

План урока:

1.Организационный момент (1 минута)
2.Актуализация опорных знаний (10 минут)
3.Первичное закрепление материала (10 минут)
4.Обобщение и систематизация знаний (20 минут)
5. Домашнее задание (1 минута)
6. Подведение итогов. Рефлексия (3 минуты)

Ход урока

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности



Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1. Орг. момент

Эмоционально настроить учащихся на урок

Беседа

1 СЛАЙД

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Николаевна. Садитесь, пожалуйста.

Я рада, что провожу урок сегодня у вас. Вижу по вашим глазам, что вы очень внимательные, а значит, урок у нас пройдёт отлично.

Приветствуют учителя.


Фронтальная


1 слайд




Мотивация к целенаправленной познавательной деятельности.












2. Актуализация опорных знаний

Обеспечить воспроизведение опорных знаний

Беседа, обучение и слушание музыки, метод побуждения и развития интереса к музыке

2 СЛАЙД

В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может все случиться:
Что-то ждёт нас впереди?
Слышишь?
Сказка в дверь стучится,
Скажем, сказке: «Заходи».

Ребята, почему в стихотворении говорится, что без сказки нам прожить нельзя? А нужна ли нам сказка?











Потому что в сказках происходит волшебство.

Нужна, потому что без сказок будет скучно жить и каждому из нас хочется помечтать, представить себя на месте этих сказочных героев.

Фронтальная

Речь учителя, стихотворение

2 слайд



П: находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.




3. Первичное закрепление материала

Проверить усвоение знаний учащихся

Беседа, слушание произведение, анализ произведения, беседа о прослушанном произведении, метод эмоциональной драматургии

Я для вас тоже приготовила одну сказку. Эта сказка старинная. Послушайте её ребята, она очень интересная.

3 СЛАЙД

«Представьте мы стоим на вершине холма. Далеко, на много верст кругом видны зубчатые стены и высокие башни старинного замка. Замок этот и все земли в округе принадлежат принцессе, наследнице древнего рода. Сегодня в замке большой праздник.

4 СЛАЙД Сын принцессы Зигфрид отмечает свое совершеннолетие. Потому без устали трудятся музыканты и в замке много веселой суеты, шумных речей. Давно уже замок владетельной принцессы не видал одновременно такого количества блестящих гостей. Парадная лестница с колоннами по-праздничному освещена. Церемониймейстер звучно возвещает имена прибывающих гостей, а принцесса самолично приветствует их.

- Князь Иштван Миклош с дочерьми, знатные дворяне Венгрии! – объявил главный церемонимейстер.

Раздаются торжественные звуки чардаша и в зал входят седой степенный князь с юными дочерьми.»

Звучит венгерский танец «Чардаш».1

5 СЛАЙД

- Какой вы сейчас услышали танец, как он называется – кто внимательно слушал сказку?

Чардаш – венгерский народный танец.

Его название произошло от слова «чарда» - трактир, потому что люди собирались на праздники на открытых площадях, где стояли столики, и танцевали этот танец, когда у них было хорошее, праздничное настроение.

- Услышали ли вы в музыке, что у людей было хорошее настроение? Когда начался этот праздник - с самого начала звучания музыки, или к концу? Какой была музыка?














Из скольких же частей состоит музыка?

Я предлагаю вам две фигуры: голубой треугольник и красный круг. Расположите их так, чтобы они соответствовали музыке (на доске делают).

Как же называется венгерский танец, написанный в двухчастной форме?

Давайте послушаем сказку дальше.

(Фрагмент Чардаша)2


6 СЛАЙД

«В зал входят новые гости. Дон Диего Гонзалес с сестрой доньей Изабель, высокородные гранды из Севильи! – Чернокудрая красавица Изабель и ее брат стремительным шагом приближаются к хозяйке замка, а с их появлением в зал будто врывается испанская мелодия.

Звучит «Испанский танец».3

7 СЛАЙД

- Какой танец прозвучал? Что вы знаете об испанских танцах?

Вы сейчас слышали необычное звучание, напоминающее щелчки, что это?

8 СЛАЙД

Испанская музыка всегда сопровождается звучанием кастаньет. Испанцы в танце одну руку держат перед собой, другую – над головой и «щелкают» кастаньетами в ритм музыки. Они еще отбивают ритм и ногами, т.к. у них на обуви (на подошве) есть тонкие пластинки.

Вам понравилась музыка?


Какие люди – испанцы? Как они одеты? Какая у них осанка?

Как они вошли в зал? Какое настроение у этих людей?







- А давайте попробуем перевоплотиться в испанцев и исполнить музыку этого танца. Исполним мы ее при помощи кастаньет, а кастаньетами будут наши пальчики. Ведь правда похоже на звук кастаньет? (показ щелчков пальцами). Но сначала давайте попробуем отработать ритм на музыкальных ладошках. Поднимите (согнутые) музыкальные ладошки.

А чтобы нам было легче, я приготовила для вас кое-что. Что это? Какая между ними разница? Что это может означать для нашего исполнения?


Итак, приготовили ладошки: 1 долгий хлопок – раз, 2 коротких раз, два, 4 долгих –раз, два, три, четыре. Давайте соединим под счет: раз, раз-два, раз- два-три- четыре… А теперь быстрее.


У кого получается на пальцах, тот может оставить кастаньеты «в пальцах», у кого не получаются щелчки, тот играет на музыкальных ладошках. Итак, давайте соединим в одном оркестре пальцы, ладошки и ложки. Там, та-та, там, там, там, там …

(звучит испанский танец)3

А теперь с музыкальным сопровождением. Но начинаем играть не сразу: на вступлении молчим, а когда начнется мелодия – вступаем. Смотрите на меня, я буду подсказывать, что играть…

Исполняется фрагмент «Испанского танца».4

Ребята, меняется ли ритм в музыке?

Если в музыке неизменная ритмическая фигура, которая никогда не изменяется, то это произведение называется болеро.

9 СЛАЙД

Давайте произнесем это слово – болеро. Так что такое болеро?

10 СЛАЙД

Но давайте вернемся на бал. А он в полном разгаре. Прибывают все новые гости. Гости из необычного города Неаполя, что находится в Италии: синьор Винченцо ди Белонни с племянницей. Старый синьор Винченцо с гордостью представляет влиятельной принцессе свою племянницу Франческу. Трудно сказать, чем он гордился больше молодостью ли Франчески, ее сверкающей бриллиантовой диадемой в волосах или тем, что так легко и изящно юная итальянка танцует.

Играет «Неаполитанский танец».

11 слайд

Город Неаполь для нас неизвестен. Можем ли мы по музыке, по танцу определить какие люди живут в нем?

Какого цвета могли быть их костюмы?

А что интересного вы заметили в музыке? Она сразу была такой яркой и сочной?









На какой танец из прослушанных нами сегодня на уроке похож Неаполитанский танец?

Значит в нем такая же музыкальная форма?

А кто заметил, какой музыкальный инструмент солировал?

12 СЛАЙД

Зачем композитор поручил солировать трубе?


Вспомните, что было на голове у Франчески, в ее волосах? (диадема). В зале много света, и когда Франческа танцевала, ее диадема переливалась разными цветами. Может быть поэтому композитор поручил соло трубе?

(Фрагмент Неаполитанского танца)

Давайте послушаем сказку до конца.

Принц – Зигфрид с друзьями увидели лебедей и решили закончить праздник охотой, на озере лебеди превратились в красивых девушек, и одна из них была принцесса – Одетта, колдун заколдовал их и спасти сможет только вечная любовь. Принц обещал ее спасти.

(Звучит адажио из балета «Лебединое озеро»).

13 слайд

Но разговор подслушал злой волшебник. Он задумал обмануть принца. На следующий день он явился на бал со своей дочерью. Она так была похожа на девушку – лебедя, и принц не понял, что его обманули. В конце бала он назвал дочь колдуна своей невестой. В это время в раскрытом окне показалась девушка – лебедь, она билась в страшном смятении и стонала. Как только принц увидел ее, он понял, что его обманули. Принц бросился бежать к озеру, чтобы найти ее. Он упал к ногам Одетты, умоляя простить его невольную измену и повторял, что любит только ее. Одетта поверила ему.

14 слайд









































Сначала лиричная, спокойная, нежная, легкая, потом решительная, быстрая, стремительная, торжественная.


Из двух частей.





Чардаш















Они всегда огненные, ритмичные, эмоциональные.









Да

Нарядные, страстные, гордые.

Гордо, с высоко поднятой головой.На доске цветы: пять больших и два маленьких.

Большой цветок – долгий хлопок, маленький – короткий хлопок























Нет





























Да, жизнерадостные, легкие, солнечные, доброжелательные.
Сочные, теплые цвета.

(на «Чардаш»).

(двухчастная).

(труба).

(труба играет звонко, громко)















































Речь учителя, слайд презентации, музыкальное произведение

3 слайд

4 слайд














5 слайд





































6 слайд







7 слайд





8 слайд























































9 слайд



10 слайд











11 слайд






















12 слайд





















13 слайд















14 слайд


Знают музыкальные инструменты (фортепиано, металлофон, треугольник);


используют музыкальные образы при создании музыкально-пластических композиций, исполнении инструментальной импровизации

Размышляют о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаются на искусство;

Воспринимают музыку различных жанров, размышляют о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаются на искусство;

Узнают музыку и называют имена выдающихся композиторов разных стран мира;

Используют музыкальные образы при создании музыкально-пластических композиций, исполнении инструментальной импровизации.

П: находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.


К: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют собственное мнение и позицию.

Р: принимают учебную задачу, понимают план действий, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей;


4. Обобщение и систематизация знаний

Обобщить знания учащихся

Беседа, слушание произведение, анализ произведения, беседа о прослушанном произведении.

Ребята, как вы думаете, чем закончилась сказка? Правильно, принц вступил в бой с волшебником, победил его и спас Одетту и ее подруг.

Вы, наверное, догадались, что наша сказка была рассказана по сюжету балета великого русского композитора 15 СЛАЙД Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро». Этот балет любят смотреть люди во всем мире. 16-17 СЛАЙД

Если вы не были на этом балете, то я вам советую сходить в наш Нижегородский театр оперы и балета имени А.С. Пушкина. 18 СЛАЙД

А кто знает, что такое балет? В этом спектакле говорят или нет?

19 СЛАЙД

Балет – это музыкальный спектакль, где никто не говорит, где действие рассказано не с помощью слов, а с помощью движений: пластических, хореографических.


20СЛАЙД Хореография в переводе – рисую движениями музыку. Самое главное в балете - искусство танца. Балет существует потому, что в нем живут вместе танец и музыка.

Принц спас Одетту.

























Спектакль, в котором все танцуют, а не говорят.

Танец на пуантах и в пачках.

Фронтальная, индивидуальная

Речь учителя, слайд презентации, музыкальное произведение

15 слайд

16-17 слайд

18 слайд

19 слайд

20 слайд

воспринимают музыку различных жанров;


Воспринимают музыку различных жанров, размышляют о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаются на искусство;

Узнают музыку и называют имена выдающихся композиторов разных стран мира.

К:

Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулируют собственное мнение и позицию.


5. Домашнее задание

Информирование о д.з

Беседа, объяснение

Вам наверняка сегодня запомнился какой–то танец из балета «Лебединое озеро».

Дома вы побудете в роли художников – костюмеров и художников – оформителей (декорации) и нарисуете гостей в понравившемся танце. У вас не должно быть стоящих, статичных фигур, изобразите их в движении. И рисуйте не на белом листе, а сделайте декорации к танцу: замок или что-нибудь другое.

Слушают учителя и записывают домашнее задание.

Фронтальная

Речь учителя, слайд презентации





6. Подведение итогов. Рефлексия.

Организовать анализ и оценку качества работы на уроке

Беседа, развитие навыков хорового пения

- А где еще, кроме балета, может встретиться песня и танец? Я знаю песню, в которой поселился танец. Этот танец хоровод – когда все держатся за руки, поют и танцуют в кругу.

Эта песня называется «Дружат дети всей Земли». Послушайте ее. 21 СЛАЙД

( текст песни )

Исполнение песни Д. Львова-Компанейца «Дружат дети всей земли». А с чего начинается песня? Да, эта песня начинается с припева. Начнем разучивать с него, потому что он больше запомнился. До конца занятия происходит разучивание песни.

Текст песни «Д. Львов - Дружат дети всей земли»

Шире круг, шире круг,

Музыка зовёт

Всех друзей, всех подруг

В шумный хоровод!

Шире круг, шире круг,

Музыка зовёт

Всех друзей, всех подруг

В шумный хоровод!

Дружат пчёлка и цветок,

Дружат лист и мотылёк,

Дружат реки и леса,

Дружат в хоре голоса.


В хороводе

Фронтальная

Речь учителя, слайд презентации

21 слайд



Р: оценивают свою деятельность на уроке.