3. Первичное закрепление материала | Проверить усвоение знаний учащихся | Беседа, слушание произведение, анализ произведения, беседа о прослушанном произведении, метод эмоциональной драматургии | Я для вас тоже приготовила одну сказку. Эта сказка старинная. Послушайте её ребята, она очень интересная. 3 СЛАЙД «Представьте мы стоим на вершине холма. Далеко, на много верст кругом видны зубчатые стены и высокие башни старинного замка. Замок этот и все земли в округе принадлежат принцессе, наследнице древнего рода. Сегодня в замке большой праздник. 4 СЛАЙД Сын принцессы Зигфрид отмечает свое совершеннолетие. Потому без устали трудятся музыканты и в замке много веселой суеты, шумных речей. Давно уже замок владетельной принцессы не видал одновременно такого количества блестящих гостей. Парадная лестница с колоннами по-праздничному освещена. Церемониймейстер звучно возвещает имена прибывающих гостей, а принцесса самолично приветствует их. - Князь Иштван Миклош с дочерьми, знатные дворяне Венгрии! – объявил главный церемонимейстер. Раздаются торжественные звуки чардаша и в зал входят седой степенный князь с юными дочерьми.» Звучит венгерский танец «Чардаш».1 5 СЛАЙД - Какой вы сейчас услышали танец, как он называется – кто внимательно слушал сказку? Чардаш – венгерский народный танец. Его название произошло от слова «чарда» - трактир, потому что люди собирались на праздники на открытых площадях, где стояли столики, и танцевали этот танец, когда у них было хорошее, праздничное настроение. - Услышали ли вы в музыке, что у людей было хорошее настроение? Когда начался этот праздник - с самого начала звучания музыки, или к концу? Какой была музыка? Из скольких же частей состоит музыка? Я предлагаю вам две фигуры: голубой треугольник и красный круг. Расположите их так, чтобы они соответствовали музыке (на доске делают). Как же называется венгерский танец, написанный в двухчастной форме? Давайте послушаем сказку дальше. (Фрагмент Чардаша)2 6 СЛАЙД «В зал входят новые гости. Дон Диего Гонзалес с сестрой доньей Изабель, высокородные гранды из Севильи! – Чернокудрая красавица Изабель и ее брат стремительным шагом приближаются к хозяйке замка, а с их появлением в зал будто врывается испанская мелодия. Звучит «Испанский танец».3 7 СЛАЙД - Какой танец прозвучал? Что вы знаете об испанских танцах? Вы сейчас слышали необычное звучание, напоминающее щелчки, что это? 8 СЛАЙД Испанская музыка всегда сопровождается звучанием кастаньет. Испанцы в танце одну руку держат перед собой, другую – над головой и «щелкают» кастаньетами в ритм музыки. Они еще отбивают ритм и ногами, т.к. у них на обуви (на подошве) есть тонкие пластинки. Вам понравилась музыка? Какие люди – испанцы? Как они одеты? Какая у них осанка? Как они вошли в зал? Какое настроение у этих людей? - А давайте попробуем перевоплотиться в испанцев и исполнить музыку этого танца. Исполним мы ее при помощи кастаньет, а кастаньетами будут наши пальчики. Ведь правда похоже на звук кастаньет? (показ щелчков пальцами). Но сначала давайте попробуем отработать ритм на музыкальных ладошках. Поднимите (согнутые) музыкальные ладошки. А чтобы нам было легче, я приготовила для вас кое-что. Что это? Какая между ними разница? Что это может означать для нашего исполнения? Итак, приготовили ладошки: 1 долгий хлопок – раз, 2 коротких раз, два, 4 долгих –раз, два, три, четыре. Давайте соединим под счет: раз, раз-два, раз- два-три- четыре… А теперь быстрее. У кого получается на пальцах, тот может оставить кастаньеты «в пальцах», у кого не получаются щелчки, тот играет на музыкальных ладошках. Итак, давайте соединим в одном оркестре пальцы, ладошки и ложки. Там, та-та, там, там, там, там … (звучит испанский танец)3 А теперь с музыкальным сопровождением. Но начинаем играть не сразу: на вступлении молчим, а когда начнется мелодия – вступаем. Смотрите на меня, я буду подсказывать, что играть… Исполняется фрагмент «Испанского танца».4 Ребята, меняется ли ритм в музыке? Если в музыке неизменная ритмическая фигура, которая никогда не изменяется, то это произведение называется болеро. 9 СЛАЙД Давайте произнесем это слово – болеро. Так что такое болеро? 10 СЛАЙД Но давайте вернемся на бал. А он в полном разгаре. Прибывают все новые гости. Гости из необычного города Неаполя, что находится в Италии: синьор Винченцо ди Белонни с племянницей. Старый синьор Винченцо с гордостью представляет влиятельной принцессе свою племянницу Франческу. Трудно сказать, чем он гордился больше молодостью ли Франчески, ее сверкающей бриллиантовой диадемой в волосах или тем, что так легко и изящно юная итальянка танцует. Играет «Неаполитанский танец». 11 слайд Город Неаполь для нас неизвестен. Можем ли мы по музыке, по танцу определить какие люди живут в нем? Какого цвета могли быть их костюмы? А что интересного вы заметили в музыке? Она сразу была такой яркой и сочной? На какой танец из прослушанных нами сегодня на уроке похож Неаполитанский танец? Значит в нем такая же музыкальная форма? А кто заметил, какой музыкальный инструмент солировал? 12 СЛАЙД Зачем композитор поручил солировать трубе? Вспомните, что было на голове у Франчески, в ее волосах? (диадема). В зале много света, и когда Франческа танцевала, ее диадема переливалась разными цветами. Может быть поэтому композитор поручил соло трубе? (Фрагмент Неаполитанского танца) Давайте послушаем сказку до конца. Принц – Зигфрид с друзьями увидели лебедей и решили закончить праздник охотой, на озере лебеди превратились в красивых девушек, и одна из них была принцесса – Одетта, колдун заколдовал их и спасти сможет только вечная любовь. Принц обещал ее спасти. (Звучит адажио из балета «Лебединое озеро»). 13 слайд Но разговор подслушал злой волшебник. Он задумал обмануть принца. На следующий день он явился на бал со своей дочерью. Она так была похожа на девушку – лебедя, и принц не понял, что его обманули. В конце бала он назвал дочь колдуна своей невестой. В это время в раскрытом окне показалась девушка – лебедь, она билась в страшном смятении и стонала. Как только принц увидел ее, он понял, что его обманули. Принц бросился бежать к озеру, чтобы найти ее. Он упал к ногам Одетты, умоляя простить его невольную измену и повторял, что любит только ее. Одетта поверила ему. 14 слайд | Сначала лиричная, спокойная, нежная, легкая, потом решительная, быстрая, стремительная, торжественная. Из двух частей. Чардаш Они всегда огненные, ритмичные, эмоциональные. Да Нарядные, страстные, гордые. Гордо, с высоко поднятой головой.На доске цветы: пять больших и два маленьких. Большой цветок – долгий хлопок, маленький – короткий хлопок Нет Да, жизнерадостные, легкие, солнечные, доброжелательные. Сочные, теплые цвета. (на «Чардаш»). (двухчастная). (труба). (труба играет звонко, громко) | | Речь учителя, слайд презентации, музыкальное произведение 3 слайд 4 слайд 5 слайд 6 слайд 7 слайд 8 слайд 9 слайд 10 слайд 11 слайд 12 слайд 13 слайд 14 слайд | Знают музыкальные инструменты (фортепиано, металлофон, треугольник); используют музыкальные образы при создании музыкально-пластических композиций, исполнении инструментальной импровизации | Размышляют о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаются на искусство; Воспринимают музыку различных жанров, размышляют о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаются на искусство; Узнают музыку и называют имена выдающихся композиторов разных стран мира; Используют музыкальные образы при создании музыкально-пластических композиций, исполнении инструментальной импровизации. | П: находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. К: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют собственное мнение и позицию. Р: принимают учебную задачу, понимают план действий, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; | |
4. Обобщение и систематизация знаний | Обобщить знания учащихся | Беседа, слушание произведение, анализ произведения, беседа о прослушанном произведении. | Ребята, как вы думаете, чем закончилась сказка? Правильно, принц вступил в бой с волшебником, победил его и спас Одетту и ее подруг. Вы, наверное, догадались, что наша сказка была рассказана по сюжету балета великого русского композитора 15 СЛАЙД Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро». Этот балет любят смотреть люди во всем мире. 16-17 СЛАЙД Если вы не были на этом балете, то я вам советую сходить в наш Нижегородский театр оперы и балета имени А.С. Пушкина. 18 СЛАЙД А кто знает, что такое балет? В этом спектакле говорят или нет? 19 СЛАЙД Балет – это музыкальный спектакль, где никто не говорит, где действие рассказано не с помощью слов, а с помощью движений: пластических, хореографических. 20СЛАЙД Хореография в переводе – рисую движениями музыку. Самое главное в балете - искусство танца. Балет существует потому, что в нем живут вместе танец и музыка. | Принц спас Одетту. Спектакль, в котором все танцуют, а не говорят. Танец на пуантах и в пачках. | Фронтальная, индивидуальная | Речь учителя, слайд презентации, музыкальное произведение 15 слайд 16-17 слайд 18 слайд 19 слайд 20 слайд | воспринимают музыку различных жанров; | Воспринимают музыку различных жанров, размышляют о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаются на искусство; Узнают музыку и называют имена выдающихся композиторов разных стран мира. | К: Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют собственное мнение и позицию. | |