Изучение нового материала 1.Знакомство с программной увертюрой П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта». 2. Слушание и анализ музыкального произведения. 3. Знакомство с сонатной формой увертюры-фантазии П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта». 4. Мир драматическ их образов увертюры-фантазии. | - Интересна история создания увертюры-фантазии П.И. Чайковского. В один из летних дней 1869 года, прогуливаясь в компании Чайковского и Кашкина, композитор Балакирев высказал вслух в следующую мысль: "Приходит в голову старая история, которую нам рассказал Шекспир: о любви Ромео и Джульетты, любви, которая победила смерть. И это сюжет для вас, Пётр Ильич. Вы должны записать в звуках эту радостно - трагическую историю, историю победы любви над смертью". Эта идея нашла великолепное воплощение в увертюре - фантазии "Ромео и Джульетта" созданной Чайковского. Осенью 1869 года была готова первая редакция увертюры. В марте 1870 года увертюра была исполнена в Москве под управлением Н.Г. Рубинштейна и имела успех. Однако сам композитор остался недоволен музыкой и уничтожил партитуру. За первой редакцией последовала вторая, которая относится к 1870 году, затем ещё одна, третья, которую композитор сделала в1880 году. Именно третья редакция увертюры является исполняемой и широко известной. С шекспировской глубиной композитор раскрыл в музыке красоту и верность человеческого чувства, вместе с поэтом вынес суровый приговор жестокости, предрассудка среды, которая окружала героев. - Познакомимся с образами трагедии В. Шекспира. Прочитайте строки из пролога (ученик вслух читает пролог, учебник стр.144). - Назовём персонажей литературного произведения: это Монтекки и Капулетти, Тибальт, Парис, Ромео и Джульетта, патер Лоренцо. В увертюре будут развиваться три образа - образ патера Лоренцо (хорал медленного вступления), образ вражды (семейства Монтекки и Капулетти и др., главная партия), образ или тема любви (побочная партия). - Основной идейный смысл Чайковский передал через контрастное сопоставление и столкновение музыкальных образов, избрав сонатную форму, основанную на контрастном сопоставлении тем. Сонатная форма состоит из разделов - вступления, экспозиции, разработки, репризы, коды. Открывается увертюра темой патера Лоренцо (учащиеся слушают тему хорала). - Охарактеризуйте этот образ средствами музыки. - Повторялась ли тема? Если да, изменился ли её характер? Какие инструменты исполняют тему? - Охарактеризуйте патера Лоренцо, основываясь на содержании трагедии. Тема патера Лоренцо претерпит видоизменения в разработке. Она прозвучит в исполнении медных духовых как олицетворение образа жестокой силы, вставшей на пути Ромео и Джульетты. Во вступлении композитор использует приём "волнообразного" развития темы. - С каким душевным состоянием патера Лоренцо связано построение вступления? Свои слова подтвердите знанием литературного содержания. - После вступления следует экспозиция – показ других образов трагедии. Первый – образ вражды двух непримиримых родов – Монтекки и Капулетти. Охарактеризуйте эту тему. - Какой образ противостоит образу вражды? Какими контрастными средствами создаёт его композитор? Какие два элемента можно выделить в звучании этой темы? - С какой целью Чайковский исполняет многократные повторения этой темы? Почему композитор применяет приём волнообразного развития темы? - Послушаем разработку увертюры-фантазии. Интонациями какой темы открывается этот раздел? Какая тема вступает в противоборство с темой вражды? Образ какого действующего лица трагедии получает в разработке новое звучание? Как композитор подчёркивает его смысловое значение? Почему тема этого героя вводится Чайковским в самый драматический момент развития действия? - Сравните тему патера Лоренцо из разработки с темой вступления. Почему из сосредоточено-спокойной она превратилась в страстный призыв примирения? - Какой образ набирает силу после звучания темы патера Лоренцо? - Какая тема завершает разработку? Появляется ли в разработке тема любви? - Послушайте репризу. Как в этом разделе звучат две темы увертюры? С какой темой сталкивается в последней схватке тема вражды? В каком разделе эта тема появлялась в подобном звучании? - После удара большого барабана возникает неожиданная пауза. Какой смысл несёт такой изобразительный момент в музыке? - Начинается кода. О чём говорит музыка? Это траурный марш или заупокойное песнопение? Ответьте на вопросы: - Какая знакомая тема увертюры-фантазии пробивается к свету сквозь стену горечи, тоски, скорби? Как изменилась тема любви? - Какой эмоциональный строй заключительных тактов произведения? - Совпадает ли трактовка основной идеи произведения композитора Чайковского с замыслом драматурга Шекспира, который завершает свою пьесу словами: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте»? | Внимательно слушают. Внимательно слушают, анализируют музыкальное произведение, выполняют задание. Проводят анализ музыкального произведения. Внимательно слушают. Участвуют в обсуждении прослушанного музыкального произведения. Внимательно слушают. Участвуют в обсуждении прослушанного музыкального произведения. | Умеют внимательно слушать. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Владеют навыками работы с учебником. Владеют логическими операциями. |