СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока музыки в 6 классе. Тема: "Увертюра-фантазия П.И. Чайковского "Ромео и Джульетта"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока музыки в 6 классе. Тема: "Увертюра-фантазия П.И. Чайковского "Ромео и Джульетта"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки в 6 классе. Тема: "Увертюра-фантазия П.И. Чайковского "Ромео и Джульетта"»

Технологическая карта урока музыки в 6 классе. Тема: «Увертюра-фантазия П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта».

Тип урока: открытие и усвоение новых знаний

Педагогические задачи: познакомить с увертюрой-фантазией П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта»; развивать познавательные процессы учащихся; воспитывать познавательный интерес к изучению предмета

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с понятиями: увертюра-фантазия, программная музыка; строением сонатной формы.

научатся:

- проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения;

- определять приёмы развития и средства выразительности музыки.

Метапредметные:

познавательные – осуществлять поиск информации, расширяющей и дополняющей знания о творчестве П.И. Чайковского и его произведениях;

регулятивные – выбирать действия в соответствии с поставленными задачами; предвосхищать результаты и уровни усвоения;

коммуникативные – адекватно оценивать своё поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение одноклассников о музыке

Личностные:

иметь мотивацию к учебной деятельности

Образовательные ресурсы: портрет П.И. Чайковского

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

Изучение нового материала

1.Знакомство с программной увертюрой П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта».

2. Слушание и анализ музыкального произведения.

3. Знакомство с сонатной формой увертюры-фантазии П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта».

4. Мир драматическ их образов увертюры-фантазии.


- Интересна история создания увертюры-фантазии П.И. Чайковского. В один из летних дней 1869 года, прогуливаясь в компании Чайковского и Кашкина, композитор Балакирев высказал вслух в следующую мысль: "Приходит в голову старая история, которую нам рассказал Шекспир: о любви Ромео и Джульетты, любви, которая победила смерть. И это сюжет для вас, Пётр Ильич. Вы должны записать в звуках эту радостно - трагическую историю, историю победы любви над смертью". Эта идея нашла великолепное воплощение в увертюре - фантазии "Ромео и Джульетта" созданной Чайковского. Осенью 1869 года была готова первая редакция увертюры. В марте 1870 года увертюра была исполнена в Москве под управлением Н.Г. Рубинштейна и имела успех. Однако сам композитор остался недоволен музыкой и уничтожил партитуру. За первой редакцией последовала вторая, которая относится к 1870 году, затем ещё одна, третья, которую композитор сделала в1880 году. Именно третья редакция увертюры является исполняемой и широко известной.

С шекспировской глубиной композитор раскрыл в музыке красоту и верность человеческого чувства, вместе с поэтом вынес суровый приговор жестокости, предрассудка среды, которая окружала героев.

- Познакомимся с образами трагедии В. Шекспира.

Прочитайте строки из пролога (ученик вслух читает пролог, учебник стр.144).

- Назовём персонажей литературного произведения: это Монтекки и Капулетти, Тибальт, Парис, Ромео и Джульетта, патер Лоренцо. В увертюре будут развиваться три образа - образ патера Лоренцо (хорал медленного вступления), образ вражды (семейства Монтекки и Капулетти и др., главная партия), образ или тема любви (побочная партия).

- Основной идейный смысл Чайковский передал через контрастное сопоставление и столкновение музыкальных образов, избрав сонатную форму, основанную на контрастном сопоставлении тем. Сонатная форма состоит из разделов - вступления, экспозиции, разработки, репризы, коды.

Открывается увертюра темой патера Лоренцо (учащиеся слушают тему хорала). 

- Охарактеризуйте этот образ средствами музыки.

- Повторялась ли тема? Если да, изменился ли её характер? Какие инструменты исполняют тему?

- Охарактеризуйте патера Лоренцо, основываясь на содержании трагедии.

Тема патера Лоренцо претерпит видоизменения в разработке. Она прозвучит в исполнении медных духовых как олицетворение образа жестокой силы, вставшей на пути Ромео и Джульетты. Во вступлении композитор использует приём "волнообразного" развития темы.

- С каким душевным состоянием патера Лоренцо связано построение вступления? Свои слова подтвердите знанием литературного содержания.

- После вступления следует экспозиция – показ других образов трагедии. Первый – образ вражды двух непримиримых родов – Монтекки и Капулетти. Охарактеризуйте эту тему.

- Какой образ противостоит образу вражды? Какими контрастными средствами создаёт его композитор? Какие два элемента можно выделить в звучании этой темы?

- С какой целью Чайковский исполняет многократные повторения этой темы? Почему композитор применяет приём волнообразного развития темы?

- Послушаем разработку увертюры-фантазии. Интонациями какой темы открывается этот раздел? Какая тема вступает в противоборство с темой вражды? Образ какого действующего лица трагедии получает в разработке новое звучание? Как композитор подчёркивает его смысловое значение? Почему тема этого героя вводится Чайковским в самый драматический момент развития действия?

- Сравните тему патера Лоренцо из разработки с темой вступления. Почему из сосредоточено-спокойной она превратилась в страстный призыв примирения?

- Какой образ набирает силу после звучания темы патера Лоренцо?

- Какая тема завершает разработку? Появляется ли в разработке тема любви?

- Послушайте репризу. Как в этом разделе звучат две темы увертюры? С какой темой сталкивается в последней схватке тема вражды? В каком разделе эта тема появлялась в подобном звучании?

- После удара большого барабана возникает неожиданная пауза. Какой смысл несёт такой изобразительный момент в музыке?

- Начинается кода. О чём говорит музыка? Это траурный марш или заупокойное песнопение?

Ответьте на вопросы:

- Какая знакомая тема увертюры-фантазии пробивается к свету сквозь стену горечи, тоски, скорби? Как изменилась тема любви?

- Какой эмоциональный строй заключительных тактов произведения?

- Совпадает ли трактовка основной идеи произведения композитора Чайковского с замыслом драматурга Шекспира, который завершает свою пьесу словами: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте»?





Внимательно слушают.










































Внимательно слушают, анализируют музыкальное произведение, выполняют задание.







Проводят анализ музыкального произведения.




Внимательно слушают. Участвуют в обсуждении прослушанного музыкального произведения.


Внимательно слушают. Участвуют в обсуждении прослушанного музыкального произведения.



Умеют внимательно слушать. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Владеют навыками работы с учебником. Владеют логическими операциями.

Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

- Над какой темой работали?

- Что нового узнали? Что было интересным? Что ещё хотелось бы узнать по данной теме?

- Как оцениваете свою работу на уроке? Что помогло справиться с заданиями?

Отвечают на вопросы. Осуществляют самооценку учебной деятельности.

Владеют навыками самооценки учебной деятельности.


Домашнее задание. Письменно ответить на вопросы:

- Сходны или различны образы, созданные Шекспиром и Чайковским?

- В каком из произведений главные герои показаны ярче?

- Какое произведение произвело на вас большее впечатление?

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.

Принимают учебные задачи.