Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1. Мотивация к учебной деятельности | Словесный (приветствие, настраивание на урок, проверка готовности). Наглядный (видео-фрагмент) | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Проверьте свою готовность к уроку. Посмотрите небольшой видео-фрагмент. - Что нужно сделать Вите Перестукину для того, чтобы открыть ворота в волшебную страну? - А для чего в русском языке вообще нужны правила? - Вот и мы сегодня с вами попытаемся открыть своим ключиком ворота нашей, пусть не волшебной, но очень значимой страны – страны знаний. | Приветствие. Приветствуют. Саморегуляция. Проверяют готовность к уроку. - Вставить пропущенные буквы, применяя правило. - Чтобы быть грамотным, культурным, образованным. | | - Волевая саморегуляция (Р.) - Высказывать свое мнение с достаточной полнотой и точностью (К.) | - Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи (Л.) |
2. Актуализация опорных знаний и фиксация индивидуального затруднения | Словесный (система вопроса для организации актуализации знаний) Практический (выполнение упражнения учащимися) Проблемный (постановка небольшой проблемы перед учащимися) | Актуализация знаний - Прочитайте слова К..ньки, в..скресенье, в..робьи, мальч..к, зд..ровье, учит..ль, п..льто, пом..щь. - Давайте вставим пропущенные буквы. - Какое правило нам нужно знать, чтобы справиться с этим заданием? - Что общего в этих словах? - С этой точки зрения разделите слова на 2 группы. - С какой проблемой столкнулись при выполнении задания? На доске написано слово ПОМОЩЬ. - К какой группе вы отнесли данное слово. Почему? | кОньки, вОскресенье, вОробьи, мальчИк, здОровье, учитЕль, пАльто, помОщь. - Правописание безударных гласных, непроверяемых ударением. - Есть безударная гласная. Во всех словах есть мягкий знак. 1. Мягкий знак обозначает мягкость согласного, 2. Разделительный мягкий знак. - Не знаем, в какую группу определить слово «помощь». Варианты ответов детей. | | - Принимать и сохранять учебную задачу (Р.) - Проводить сравнение (П.) - Проводить классификацию (П.) | - Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи (Л.) |
3. Выявление места и причины затруднения | Словесный (проблемное объяснение) Проблемный (постановка небольшой проблемы перед учащимися) | - Давайте понаблюдаем за словом. Произнесите последний звук. Какой он? - Что вы можете сказать о написании слова? - А теперь в слове ПОМОЩЬ я закрою мягкий знак. Прочитайте слово, послушайте звук на конце. - Попробуйте сделать вывод. - Куда определим данное слово? - Для чего в этом слове мы пишем мягкий знак? Если он не указывает на мягкость. Это орфограмма. Есть слова, в которых мягкий знак после шипящих на конце пишется, а есть такие слова, в которых мягкий знак после шипящих на конце не пишется. Распознать эту орфограмму можно по следующему признаку: наличие шипящего на конце имени существительного. На доске запись двух предложений: Вот, например, посмотрите на предложения: Для плаката Вера купила красную тушь. Оркестр заиграл туш. -Что вы заметили необычного в этих предложениях? - Что такое тушь? Что такое туш? РАБОТА СО СЛОВАРЕМ - Какой части речи эти слова? - Почему в одном предложении в слове пишется мягкий знак, а в другом – нет? - С какой проблемой мы столкнулись? | [щ] - согласный, шипящий, мягкий. На конце слова после буквы Щ написан мягкий знак. Звук произносится так же, как и с мягким знаком на конце. - Мягкий знак как бы не нужен, но он есть, слово нельзя отнести ни к одной группе. - Слово помощь отнесем в третью группу. - В одном случае «тушь» пишется с мягким знаком, в другом случае «туш» пишется без мягкого знака после шипящего. - Имена существительные. - Не знаем, в каком случае мягкий знак пишется, а в каком – нет. | | - Строить логические рассуждения (П.) - Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью (К.) - Строить логические рассуждения (П.) | |
4. Построение проекта выхода из затруднения | | - Можете ли вы определить тему нашего урока? - Какую цель поставим перед собой на уроке? - Какие задачи мы перед собой поставим? | - Правописание ь после шипящих на конце существительных. - Узнать, в каком случае мягкий знак после шипящих на конце имени существительного пишется, а в каком – нет. - Узнать, какую функцию выполняет мягкий знак. | | - В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи (Р.) | |
5. Реализация построенного проекта по выходу из затруднения | Частично-поисковый (исследование обучающихся) Практический (выполнение задания) Объяснительно-иллюстративный | -Я предлагаю вам поработать в группах. Вам нужно провести исследовательскую работу и самостоятельно сделать открытие, в каких случаях на конце имен существительных после шипящих пишется мягкий знак, а в каких - нет? - У вас на столах карточки с заданиями и инструкцией. Инструкция: 1. Распределите слова в два столбика: рожь, нож, мышь, тишь, лещ, товарищ, кирпич, помощь, ночь, овощ. 2. Определите род и число имен существительных. 3. Сделайте вывод: Мягкий знак пишется на конце имен существительных после шипящих ___________________, Мягкий знак не пишется на конце имен существительных после шипящих ___________________. 4. Представить результат группы. Давайте проверим, насколько мы были правы. Откройте учебники на странице 31, прочитайте правило. Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих является орфограммой. Раз это орфограмма, при написании мы будем ее выделять. Шипящий будем подчеркивать 2 чертами, а мягкий знак – 1. | Ж.Р.: рожь, мышь, тишь, помощь, ночь. М.Р.: нож, лещ, товарищ, кирпич, овощ. - если существительное женского рода. - если существительное мужского рода. | | - Принимать и сохранять учебную задачу (Р.) - Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (К.) - Строить логические рассуждения (П.) - Устанавливать причинно-следственные связи (П.) | |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Словесный (система вопросов) Практический (выполнение учащимися заданий) | Теперь мы с вами знаем правило. - Можете ли вы теперь объяснить, почему в одном случае «тушь», а в другом «туш»? (появляется картинка) Теперь, чтобы проверить, как мы усвоили материал, давайте разделим слова на две группы (ь есть, ь нет). Объясните свой выбор. Борщ, дичь, брошь, печь, речь, ключ, врач, пляж. Откройте учебник на стр.32. Выполним 53 упражнение. Прочитайте задание. По очереди выходим к доске, записываем, объясняем свои действия, подчеркиваем орфограммы. Остальные работают в тетрадях. Закрепление А сейчас вам предстоит побыть в роли учителя. Один ученик написал диктант на изученное нами правило. Я уже вижу ошибки, а вы? - Исправьте ошибки и обоснуйте свой выбор. «Кончается короткая летняя ночь. Первый луч солнца упал на ландышь. Потом лучь заглянул в лесной прозрачный ключ. Утреннюю тишь нарушала только наша реч.» | Потому что в первом случае «тушь» - женского рода, а во втором случае «туш» - мужского рода. Борщ, ключ, врач, пляж. Дичь, брошь, печь, речь. Веселая молодежь Колючий еж Скорая помощь Теплый плащ Хорошая речь Серая мышь «Кончается короткая летняя ночь. Первый луч солнца упал на ландыш. Потом луч заглянул в лесной прозрачный ключ. Утреннюю тишь нарушала только наша речь.» | Научатся применять правило правописания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных. Научатся обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам. Получат возможность научиться осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее. | - Аргументировать свою позицию (К.). - Учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем (Р.) - Осуществлять анализ (П.) - Учитывать установленные правила при контроле действий (Р.) | |
7. Рефлексия учебной деятельности | Словесный (постановка вопросов для проведения рефлексии) Практический (учащиеся анализируют свою деятельность на уроке + тест). | Подведение итога урока. Рефлексия. - Наш урок почти подошёл к концу. Давайте вспомним, над какой проблемой мы сегодня работали? - Чему научились? - Что нового вы сегодня узнали о мягком знаке? - Что было легко? Что было трудно? - Чтобы полностью убедиться, что вы всё хорошо усвоили, выполним небольшой тест: 1. На конце имен существительных ж. р. после шипящих: а) всегда пишется мягкий знак; б) не пишется мягкий знак. 2. На конце существительных м. р. после шипящих: а) пишется мягкий знак; б) не пишется мягкий знак. 3. Мягкий знак после шипящих на конце существительных указывает: а) на род существительных; б) на число На этом наш урок окончен. Всем спасибо. | Отвечают на вопросы. Подводят итог урока. - В каких случаях ставится мягкий знак, а в каких – нет. - В нужных случаях ставить мягкий знак. Применять правило. - Наличие мягкого знака на конце слова, после шипящих, указывает на то, что имя существительное женского рода. | | - Проводить обобщение (П.) - Оценивать свою деятельность (Р.) - Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью (К.) | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деят-ти (Л.) |