СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока на тему «Звуки [ф], [ф’]. Буква Ф, ф.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока на тему "Звуки [ф],[ф`]. Буква Ф,ф.". 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока на тему «Звуки [ф], [ф’]. Буква Ф, ф.»»

Технологическая карта урока

Общеобразовательная организация: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 29» г. Владимир.

Педагог: Веселовская Юлианна Викторовна, учитель начальных классов.

УМК: Школа России.

Тип урока:  усвоение новых знаний.

Предмет: литературное чтение (обучение грамоте).

Класс: 1, часть 2.

Тема урока:  «Звуки [ф], [ф’]. Буква Ф, ф.»

Методы обучения: проблемно-поисковые, практические, словесные.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданием, учебник «Азбука» (авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина).











Тема изучения

«Звуки [ф], [ф’]. Буква Ф, ф.»

Цель

познакомить с согласными звуками [ф], [ф’], буквами Ф, ф. 

Задачи

- Познакомиться со звуками [ф], [ф’], буквами Ф, ф.

- Научиться произносить новый звук, узнавать зрительно букву Ф, давать характеристику звуку.

- Читать слоги, слова с новой буквой.

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Личностные ууд:

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- понимать учебную задачу урока;

- высказывать свою точку зрения;

- оценивать свои достижения.







Познавательные ууд:

- научиться читать слова со звуками [ф], [ф’];

- формировать умение наблюдать, сравнивать, обобщать и классифицировать по признакам;

- формировать умение на основе анализа делать выводы.


Регулятивные ууд:

- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;

- формировать умения формулировать учебную задачу;

- контролировать и оценивать правильность и беглость своего чтения.


Коммуникативные ууд:

- умение вести диалог, слушать учителя, оформлять свои мысли в устной форме;

- умение работать в парах, в группах.

- выделять звуки [ф] и [ф’] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой;

- распознавать в словах новые звуки;

- читать слоги и слова с изученной буквой.



Ход урока

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.

Организационный момент.

(1 мин)

- Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу и начнем урок.


- Проверим, всё ли готово к уроку?

- Приветствуют учителя, настраиваются на работу.


-Проверяют подготовку к уроку.



Личностные:

- эмоциональный настрой на урок.


Коммуникативные:

- умение вести диалог, слушать учителя.

2.

Актуализация знаний.

(4 мин)

- Давайте вспомним, чему мы учились

на прошлых уроках. Предлагаю вам игру

«Доскажи словечко».


  • Наша речь состоит из ...

  • Звуки бывают ...

  • При произнесении согласного звука воздух во рту …

  • Согласные звуки бывают ...

  • Гласные звуки бывают ...

  • После твердых согласных пишутся

гласные буквы...

  • После мягких согласных пишутся

гласные буквы...

  • Буквы е, ё, ю, я в начале слова ...

А когда ещё обозначают два звука?


- Молодцы ребята, всё правильно!





- предложений.

- гласные и согласные.

- встречает преграду.


- глухие и звонкие, твердые и мягкие.

- ударные и безударные.

- а, о, у, ы, э.


- е, ё, и, я, ю.


- обозначают два звука.

- после гласной.



Познавательные:

- умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные:

- готовность слушать учителя и вести диалог.

Регулятивные:

- проводить мыслительные операции и принимать решение.

- формировать умение формулировать и удерживать учебную задачу.

- выполнять задания по заданному образцу.

3.

Постановка учебной задачи.

(5 мин)

- А теперь отгадайте загадки.


(Сл.1) Одуванчик длинноногий
Встал у краешка дороги.
Днём он спит, а ночью нет!
И разбрызгивает свет.


После брата Января,

Править очередь моя.

Помогают мне два друга:

Снежная метель и вьюга.


(Сл.2) - Определите, какие одинаковые буквы есть в этих словах.

- Какой звук обозначает буква Ф, в слове фонарь?

- А в слове февраль?

- Кто догадался, о каких звуках пойдет

речь на уроке?

(Сл. 3) - Правильно, тема нашего урока – «Звуки [ф], [ф’]. Буква Ф, ф».


(Сл. 4) - Опираясь на слова – помощники сформулируйте цели нашего урока:

  • Познакомиться –


  • Учиться отличать –


  • Учиться читать –




- Фонарь.





- Февраль.





- Буквы ф.

- Звук [ф].


- Звук [ф’].

- О звуках [ф], [ф’].





- Познакомимся со звуками [ф], [ф’], буквой, которая их обозначает.

- Отличать звуки [ф], [ф’] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв.

- Читать слоги, слова, предложения с новой буквой.

Предметные:

- определять звуки [ф], [ф’] в слове.


Познавательные:

- формировать умение на основе анализа объектов делать выводы.


Личностные:

- формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Регулятивные:

- формировать умение прогнозировать предстоящую работу.


Коммуникативные:

- готовность слушать учителя и вести диалог.

4.

Открытие нового знания.

(11 мин)













































































































Физкультминутка

(2 мин)

- Ребята, посмотрите, что такое у меня в руках?

- Как вы думаете, она пустая или в ней что-то есть?

- Я вам опишу этот предмет, а вы попробуете догадаться, что же в ней находится.

- Это длинный предмет, который согревает нас зимой. Он вязаный.


(Сл. 5) - Как вы догадались, что это шарф?


(Сл. 6) - Еще раз посмотрите на картинку. Что изменилось?




- Верно, был один шарф, а теперь ша́рфы. Произнесем хором!

- Верно: ша́рфы.

- На какой слог падает ударение?

- Составим схему слова шарф.

- Вы работаете на карточках, которые лежат у вас на партах, а я на доске.

- Возьмите цветные карандаши. Красный, синий и зеленый.

- Смотрим на первую схему.

- Подставим ладошку и произнесем слово, сколько в нем слогов?

- Надо ли ставить ударение?

- Что слышим в начале: отдельные звуки или их слияние?

- Произнесем это слияние протяжно и послушаем, какие звуки слились?

- Произнесем первый звук в слиянии. Дадим ему характеристику.

- Произнесем второй звук в слиянии. Какой он?

- Как обозначим данное слияние на схеме?

На доске прикрепляем прямоугольник синего и красного цвета.

- Произнесем только третий звук. Какой он?

- Как обозначим на схеме?

- Произнесем только четвертый звук. А он какой?

- Как обозначим?

- Все согласны с нашей схемой? Правильно ли мы её составили?


(Сл. 7) - Снова посмотрим на картинку. Что изменилось?




- Как мы назовем маленький шарф?

- Смотрим на вторую схему в карточке, закрасьте её самостоятельно.

(Сл. 8) - Проверим. Поднимите руку вверх, если у всех получилась правильная схема.

- Ребята произнесем только последний звук в слове шарф и первый согласный звук во втором слоге слова шарфик.

- Произнесем их по очереди.


- Можем ли мы их пропеть?


- Какой вывод можем сделать?


- Дадим характеристику звуку [ф].


- А теперь расскажите о звуке [ф’].


- Какой вывод мы можем сделать?


2. Упражнения в слышании звуков [ф], [ф’].


- Сейчас мы с вами сыграем в игру. Правила игры: когда вы слышите слово с твердым звуком [ф] - поднимаете какого цвета карточку? подскажите мне, а с мягким?

Список слов: фабрика, фазан, футбол, филин, факел, фигура, фартук, фиалка, фонарь, ферма, флаг, февраль.


- Чему мы учились, выполняя это задание?


- Молодцы! Вы были очень внимательны!


Стали мы учениками,

Соблюдаем режим сами:

Утром мы, когда проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненья:

Руки вверх и руки вниз,

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись

И опять же улыбнулись.


- Мы немного отдохнули, теперь продолжаем работу.


2.Знакомство с буквой Ф, ф.


(Сл. 9) - У каждой буквы есть имя. Буква называется эф.


- Почему их две?


- Для чего нужна заглавная буква?


(Сл. 10) - Посмотрите на слайд, на что похожа буква?


- Вспомним правило работы в парах.

- У вас на партах лежат карточки с буквами.

- Найдите и подчеркните буквы Ф, ф,

сосчитайте их.


АвФйёФуЦфЗфхпафшьИфсмиРе

УЙфЫвфяфычФхгеуыфАФэ


- Сколько букв вы насчитали?


- Определи место буквы Ф на ленте букв.

- Почему её место под буквой в?


- Какой сделаем вывод на этом этапе работы?

- Коробка.


- Что-то есть.





- Шарф.



- Длинный, вязаный предмет, который согревает нас зимой.







- Их стало два.















- Ша́рфы.


- На первый слог.








- Один слог.

- Нет, т.к. один слог.

- Слияние.


- Ша.


- [Ш] – согласный, твердый.


- [А] – гласный.

- Синий, красный.




- [Р] – согласный, твердый.


- Синим цветом.

- [Ф] – согласный, твердый.


- Синим цветом.

- Да.



- Изменился размер.










- Шарфик.








- [ф], [ф’].


- не поётся, есть преграда во рту.

- [ф] согласный звук.


- Согласный, твердый, глухой.

- Согласный, мягкий, глухой.


- Буква Ф обозначает два звука [ф], [ф`].





- Синего.

- Зеленого.








- Слышать в словах звуки [ф],

[ф’].























- Одна заглавная, другая строчная.

- С заглавной буквы пишутся имена, клички животных, города, начало предложений.

- на ножницы, ключ и тд.


- Говори тихо и спокойно.

- Внимательно слушай партнёра.

- Делай замечания тактично, не груби.





- 12.


- Они образуют пару по глухости-звонкости.


- Мы познакомились со звуками [ф], [ф’], которые обозначаются буквой Ф, ф (эф). Звук [ф], [ф’], согласный, глухой, парный, может быть твёрдым и мягким.

Познавательные:

- формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций.

- формировать умение делать выводы.




Регулятивные:

- формировать умение формулировать и удерживать учебную задачу.

















Коммуникативные:

- формировать готовность слушать учителя и вести диалог.


Личностные:

- формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
















Коммуникативные:

- умение вести диалог, слушать учителя, оформлять свои мысли в устной форме.






Познавательные:

- формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций.

- формировать умение делать выводы.
























Предметные:

- выделять звуки [ф] и [ф’] из слов, характеризовать их, сравнивать.
























Познавательные:

- формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций.

- формировать умение делать выводы.




Коммуникативные:

- умение работать в парах.











Личностные:

- формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

5.

Первичное закрепление.

(8 мин)

Работа с учебником.


- Смотрим на стр. 72 таблицу со слогами. Читаем пары слогов. Делаем вывод.


(Сл. 11) - Давайте посмотрим на слайд и прочитаем слова.


све|то|фо́р

шо|фёр

кра́с|ный

жёл|тый

зе|лё|ный

(Читают хорошо читающие дети).

- Теперь читают только девочки 1 столбик, только мальчики 2 столбик.


- Что такое светофор?


- Для чего он нужен?


- Прочитаем слово, которое обозначает название профессии. Как сказать по-другому?

- Прочитаем слова, который отвечают на вопрос «какой»?

- Что они обозначают?



- Называют звонкий/глухой.













- Сигнальный электрический фонарь для регулирования движения на дорогах.

- Светофор нужен для регулирования движения пешеходов и транспорта.

- Водитель.

- Красный, желтый, зеленый.


- Цвет светофора.

Познавательные:

- формировать умение извлекать информацию из таблицы.

Регулятивные:

- формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Коммуникативные:

- уметь слушать и отвечать на вопросы учителя.

- уметь внимательно слушать одноклассников, следить за их активностью.

- уметь ориентироваться в коллективной работе, понимать свою роль и роль одноклассников.

6.

Физкультминутка.

(1 мин)

А теперь ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.



7.

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

(6 мин)

- Эти слова встретятся нам в стихотворении, которое мы будем читать.

- Кто догадался, о чем будет стихотворение.

- Прочитаем и проверим, так ли это. Смотрим на стр. 72.

- Найдем и прочитаем, сколько цветов у светофора.

- О чем сигнализирует красный цвет?

- О чем говорит желтый цвет?

- Что обозначает зеленый цвет?

- Как можно назвать это стихотворение?

- Молодцы ребята! Все варианты интересные!



- О светофоре.




- Три.


- Проезда нет.

- Будь готов к пути.

- Кати.

- «Помощник в пути», «Светофор» и т.д.

Регулятивные:

- контроль и коррекция деятельности.


Познавательные:

- уметь читать слова целиком, расширение словарного запаса.

8.

Рефлексия деятельности (итог урока).

(2 мин)

Давайте подведём итог нашего урока.


С какой новой буквой мы познакомились сегодня?

Какие звуки обозначает эта буква?

Дайте характеристику этих звуков.


2.Рефлексия. 


Поднимите руки кто считает, что сегодня на уроке он хорошо потрудился и получил новые знания.


А теперь те, кто считает, что был не совсем активен и нужно еще постараться.


- Что понравилось на уроке?

- В чем испытывали затруднения?

- Мы с вами продолжим изучение звуков [ф] [ф’], завтра и научимся писать букву "Ф" на уроке письма.

(Сл. 12) Спасибо за урок!



- Ф, ф.


- [Ф], [ф’].

- Звук [ф], [ф’], согласный, глухой, парный, может быть твёрдым и мягким.


Личностные: 

- уметь анализировать, делать вывод, формулировать высказывание.

- уметь оценивать себя.


Коммуникативные: 

- уметь формулировать собственное мнение.

- уметь оценивать правильность выполненного действия.


9.

Резерв.

ИГРА «Верю - не верю».

(Если вы согласны, показываем зеленый сигнал, если не согласны с утверждением - красный сигнал).

- Буква эФ обозначает согласные звуки?

- В слове «фонарь» мы слышим мягкий, согласный звук [ф]?

- А какой же мы звук слышим в этом слове?

- Звуки [ф], [ф`] могут встречаться в начале, в середине и конце слова.

- В середине слова «дельфин» мы слышим твердый, согласный звук [ф]?

- А какой же мы звук слышим в этом слове?

- Буква эФ может быть заглавной и строчной?





- Зеленый.


- Красный.


- Твердый.



- Зеленый.


- Красный.


- Мягкий.



- Зеленый.


Личностные: 

- уметь анализировать, делать вывод.

- уметь оценивать себя.


Коммуникативные: 

- уметь формулировать собственное мнение.

- уметь ориентироваться в мнениях одноклассников.