СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "«В феврале зима с весной встречается впервой".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающего мира по теме "«В феврале зима с весной встречается впервой".»

Технологическая карта урока

Предмет: окружающий мир

Класс: 2

Тема урока: «В феврале зима с весной встречается впервой"

Цель : сформировать представления об особенностях февраля, его месте в годовом цикле.

Задачи: - обучающие: создать условия для развития у учащихся умений осознавать целостность окружающего мира, уважение к православным и народным  праздникам, осваивать доступные способы изучения старинного календаря разных народов, характеризовать зимние праздники и  традиции проводов зимы в культуре народов своего края,

-развивающие: развивать навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, формулировать выводы из изученного материала, освоить способы решения проблем творческого и поискового характера, использовать различные способы поиска информации;-воспитательные:  содействовать воспитанию уважительного отношения к православным праздникам, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций. осознавать нравственное значение обычаев, характерных для Масленицы и других праздников на переломе между зимой и весной.


Планируемые образовательные результаты.

Предметные: знать, когда в народе отмечали первую встречу весны;
характеризовать зимне-весенние праздники и традиции в культуре народов своей Родины.
Метапредметные :
Личностные УУД: формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности; участие в совместной деятельности;

оценивание своих действий, поступков; самоанализ и самоконтроль результата.

Познавательные УУД: формирование умения выявлять сущность, особенности объектов; формирование умения делать обобщения, выводы;

формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текста; осознание познавательной задачи.

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать других; формирование умения оформлять свои мысли в устной форме;

формирование умения вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

формирование умения учитывать разные мнения и стремление к сотрудничеству; формирование умения формулировать собственное мнение и позицию;

формирование умения совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Регулятивные УУД: формирование умения определять цель деятельности на уроке; формирование умения принимать и сохранять учебную задачу;

коррекция; ориентирование на понимание причин успеха в учёбе, на интерес к новому учебному материалу.



Средства ИКТ: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер учителя, планшеты Irbis для детей (23 шт.)



Оборудование:: Комплект «Учебник + Рабочая тетрадь». Автор А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. УМК «Перспектива». 2 часть, презентация урока в программе «Power Point», раздаточный материал для групповой работы .





Название этапа урока

Содержание (цель) этапа

Наглядный дидактический материал (скриншоты используемых дидактических материалов или средств ИКТ)

Действия (задачи) учителя

Действия учащихся

Ожидаемый результат

(развиваемые УУД)

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.


Осознанное

вхождение учащихся в пространство учебной деятельности.


Конверты с раздаточным материалом

Создание положительной мотивации на урок.

-На ваших столах лежат конверты, посмотрите на них, прочитайте слова…Я хочу, чтобы этот урок принес нам …





-Вы готовы к этому? Тогда, в добрый путь!


Настраиваются на урок, готовятся к работе.



…( читают слова с конвертов: удачу, радость, уверенность, удовольствие, счастье, успех.)



Регулятивные: положительный настрой на урок.

Личностные: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Этап актуализации знаний по предложенной теме.



Проверка усвоения изученного материала по теме,

подготовка учащихся к открытию нового знания,

-Предлагаю, проверку домашнего задания выполнить на планшетах в приложении «Kahoot». Приступаем к выполнению заданий.


Выполняют на планшетах тест по темам: « Жизнь птиц и зверей зимой», «Невидимые нити зимой в лесу».




Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.



Осуществление первого пробного действия.


Подготовить учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и зафиксировать индивидуальное затруднение.











-Скажите, ребята, какую тему мы изучаем на уроках окружающего мира?

-Прочитайте слова на слайде, подумайте, каким словом можно этот ряд слов продолжить.

( прием «ассоциативный ряд» ТРИЗ). Ответ напишите на планшетах.


- Давайте проверим, какой правильный ответ. ( слайд)




-Что вы можете рассказать о феврале?


-Зима.







Работают на планшетах в приложении «Рисовалка».


-Февраль.



Рассказывают о феврале.



Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение


Коммуникативные: вступают в диалог с учителем,

умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения



Выявление места и причины затруднения.


Восстановить выполненные операции и зафиксировать место – шаг, где возникло затруднение.















-Послушайте прогноз погоды в стихах:

«На дворе карусель-

То метель, то капель

То мороз, то опять

Надо шубу снимать.

На дворе карусель-

То январь, то апрель.

Никуда не пойдешь,

А пойдешь, пропадёшь.

Лучше дома сидеть,

Из окошка глядеть.

-Подходит ли он к февраль-ской погоде?

 -Отчего так получается, что в феврале и правда можно за один день оказаться и в апреле, и в январе? Апрель-это какой месяц, а январь? Таким образом, можно в феврале за один день побывать и в зиме, и в весне.


Февраль находится на границе между зимой и весной.














Ответы детей.




Личностные УУД: формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности; участие в совместной деятельности;

оценивание своих действий, поступков; самоанализ и самоконтроль результата.


Построение проекта выхода из затруднения


Постановка цели урока, выбор способа решения учебной проблемы.


Прочитайте тему нашего урока. ( слайд)


-Какой месяц будет главным сегодня на нашем уроке?


-Давайте определим цель нашей работы на уроке.



-Из названия темы нашего урока можно извлечь нужную информацию для достижения цели?



Читают тему урока, разбирают значение.






Предполагаемый ответ: узнать в чем особенность месяца февраль.


Первая встреча в феврале зимы с весной.

Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

Регулятивные: умение ставить и формулировать проблему и цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.


Реализация построенного проекта.





пазлы


















-Предлагаю вам поработать в группах. (пассивный слайд, не прочитываю, т.к знаком детям, включаю для напоминания.)

-В маленьком конверте находятся пазлы, которые вы должны собрать и определить, что изображено на картинке.( проверяю индивидуально у каждой группы)


-Каждая группа правильно определила, что изображен праздник.

-Какая группа может назвать точную дату своего праздника?

-Как называется этот праздник? (слайд)

-Что означает слово «сретение»? Подсказка: слайд с ребусом, работа со словом.

( рассказ учителя о празднике).

А ведь означает оно встречу. 15 февраля православные люди празднуют день Сретения, т.е. встреча святого Симеона с Младенцем Христом, которого Его родители принесли в храм.

Этот день был очень важным в православном календаре, запоминающим--ся в жизни людей. Поэтому он стал для земледельцев днём – погодоуказателем, По погоде этого дня составляли прогноз на приближающуюся весну.

-Каковы народные приметы по погоде на 15 февраля? Где можно найти ответ? Откройте учебник на стр.42, прочитайте приметы. Обсудите в группах их смысл.

Коллективное обсуждение значений прочитанных примет.


-Слово второй группе. Что за праздник сложился на вашей картинке? Слышали ли о нем раньше? Хотите побывать на этом празднике? Для этого нам нужно будет совершить путешествие в республику Бурятию. .(слайд) Посмотрите на карту нашей огромной многонациональ--ной Родины. Найдите на карте республику Бурятию. Обведите границы этой республики, отметьте главный город- столицу Улан-Уде.

-Давайте найдем на карте наш город. Далёкое нам предстоит путешествие? Вы готовы?

-На каком транспорте быстрее добраться?



Работа в группах.










Определяют, что изображен праздник.



1 группа- 15 февраля.




Сретение Господне.




























Работают с учебником.

Обсуждение в группах,

Высказывания учащихся.




Сагаалган.











Работают в группах с картой: находят Бурятию, обводят границы, обознача-ют столицу.

У доски один ученик находит, выделяет маркером границы, столицу Улан-Уде.


Самолете.

Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.





Регулятивные: проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.

Познавательные: умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения















Динамическая пауза.


Активно изменить деятельность учащихся, внести эмоциональный заряд.

Физминутка «Самолет».


Выполняют веселую физминутку.

Личностные УУД: формирование положительного отношения к учению, участие в совместной деятельности.


Реализация построенного проекта.


Работа по теме урока.



























Карточки для групповой работы






-Сейчас мы посмотрим видеосюжет об этом празднике. (просмотр видео о Сагаалгане).

-Понравился вам праздник? -Дата празднования праздника Сагаалган плавающая. Это связано с тем, что она рассчитывается по лунному календарю. Поэтому отмечают буддийский Новый год каждый год в разное время. И если у православных всё предельно ясно –Новый год у них всегда наступает 1-го января, то у бурятов он отмечается с наступлением первого весеннего новолуния. В этом году новый год в Бурятии празднуют 16 февраля.


Возвращаемся в родную Свердловскую область.

Предоставляем слово третьей группе. Какой праздник сложился у вас?







-Что это за праздник? Что он символизирует?






-Определенной даты у праздника масленица тоже нет. Она определяется следующим образом: от дня Светлой пасхи отсчитывают семь недель назад и на восьмой неделе отмечают масленицу, которая длится целую неделю.


-Каждый день масленичной недели имеет своё название. Это вы сейчас и должны будете узнать. Ваша задача внимательно смотреть видеосюжет и составить расписание масленичной недели. Карточки для этого в больших конвертах.

(просмотр видео и выполнение задания)







Проверка по образцу.



Просмотр видео.




Ответы учащихся.






















Масленица.








Проводы зимы и встречу весны.

















Во время просмот-ра выкладывают

по порядку названия дней масленичной недели. Проверяют

по эталону на доске.



Познавательные УУД: формирование умения выявлять сущность, особенности объектов; формирование умения делать обобщения, выводы;

формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текста; осознание познавательной задачи.


Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.




Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.



-Какую цель мы поставили в начале нашего урока?

- В чем же особенность февраля?

-С какими праздниками мы познакомились? (выделить маркером на доске в календаре даты праздников)

-Заметили ли вы сходство в традициях празднования?

-Расскажите о своих наблюдениях.




Ответы учащихся на вопросы учителя. Работа с календарем на доске.

Высказывания детей о нравственных аспектах народных праздников.


Познавательные УУД: формирование умения делать обобщения, выводы;

осознание познавательной задачи.

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать других; формирование умения оформлять свои мысли в устной форме;

формирование уме-ния формулировать собственное мнение и позицию.

Рефлексия.

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.




-Подходит к концу наш урок, необходимо подвести итог, оценить свою работу. Я хочу поблагодарить вас всех за плодотворный учебный труд. Вы молодцы! В знак благодарности дарю вам символические блинчики. (Настоящие мы будем есть завтра на празднике.)

Прошу вас каждого оценить свою работу на уроке. Для этого выберите на слайде соответствующий вашей самооценке критерий, нарисуйте на своем блинчике. (подсчитываю результаты и фиксирую на слайде «Лесенка успеха»)


-Каков общий результат-достигли мы с поставленной целью?




Выбирают подходящий вариант, выполняют самооценку.



Регулятивные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; использование критериев для обоснования своего суждения.

Личностные УУД: формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности; оценивание своих действий, поступков; самоанализ и самоконтроль результата.


Домашнее задание







Дополнительное домашнее задание

-Прочитать текст в учебнике на с.40-43, ответить на вопросы в рубрике « Проверим себя». Выполнить задания в рабочей тетради на с.22-23.






-Всем спасибо за урок. Вы сегодня молодцы!







Для поддержания психоло-гической комфортности и успешности дополнитель-ное домашнее задание предлагаю детям по окончании урока после распечатки результатов теста, как возможность исправить неудовлетвори-тельную отметку или желающим получить дополнительную отметку.

(задания закодированы с помощью программы QR-

код.)































По желанию ребята берут дополнительные задания.

Регулятивные: ; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; использование критериев для обоснования своего суждения.







Личностные УУД: формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности; оценивание своих действий, поступков; самоанализ и самоконтроль результата.


Используемые материалы:

  1. Addiction and Subtraction, part 1
    http://www.myintelligentkids.com

  1. Физминутка https://www.youtube.com/watch?v=ZnZSAx0lFHg

  1. https://yandex.ru/video/search?filmId=10228396515840454991&text

  1. youtube.com/watch?v=ENzkpcHAlzs

Использованы изображения, найденные в поисковой системе Yandex.ru и google.ru.