СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь»..

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка предназначена для учителей начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока ОРКСЭ «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь»..»

Конспект урока по ОРКСЭ



Тема урока: «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь».



Цель урока: - способствовать формированию ценностного отношения к окружающему миру, пониманию и осознанию учащимися нравственной ценности «милосердие», формирование духовных ценностей и нравственного выбора человека через проявление милосердия, заботы о слабых.

Задачи урока:

- познакомить школьников с нравственные понятиями «милосердие», «человеколюбие», «взаимопомощь»;

- развивать умение размышлять, задумываться над поступками людей;

-способствовать развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

- развивать нравственные качества и творческие способности;

- дать знания о том, как разные религии учат милосердию, состраданию и помощи людям.

- учить работать с учебным текстом, выделять главные мысли, ключевые слова. Учить структурировать полученные знания.

личностные

• воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

метапредметные

• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникаций;

• готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

предметные

• познакомить с ценностями человеческой жизни, развивать установку личности поступать по совести;

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информациями, работа в малых группах, выполнение творческой работы.

Основные термины и понятия: милосердие, взаимопомощь, сострадание, милостыня.

Оборудование: толковые словари русского языка авт. С.И. Ожегова, В.Даля, Большой Энциклопедический словарь, энциклопедия социологии; карточки для групповой работы; мультимедийный проектор; презентация; видео и аудио материалы.

Ход урока:

I. Организационный момент.

  • Всем, у кого прекрасное настроение - здравствуйте !

  • Всем, кто не боится трудностей - здравствуйте !

  • Ребята ,поздоровайтесь с гостями…

Упражнение «Передай энергию »

За окном весна шагает,

Нас к работе приглашает.

Вы согласны со мной, друзья?

Возьмитесь за руки тогда.


Вы, наверное, разволновались, увидев гостей? Я тоже волнуюсь, но хочу сказать:

-Не бойтесь! Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь, чувствуете…. как меняется ваше настроение.  Сейчас мы одна большая семья. Семья, которая собралась поговорить об очень важном . О том, что волнует многих живущих на нашей планете.

садитесь.

-Что мы изучаем на уроках ОРКСЭ? ( о разных религиях, о календарях, о ритуалах и обычаях, о добре и зле, о вере)- дети называют темы уроков.



Слайд 1. Слушание стихотворения Максима Калюжских.



- С какой целью Бог просыпался очень рано? ( чтобы в сердца людей влить счастье, радость и любовь)

- О чем грустил Бог? (о том, что люди не могут чистить свои сердца от обид, сердца каменеют, черствеют)

- Почему один только конвертик был со словами СПАСИБО БОГ, ЧТО ТЫ ЕСТЬ, а остальные с просьбами? (мы разучились благодарить)


Я рада, что сегодня снова вместе.
Серьезные проблемы будем мы решать.
На мой вопрос вам предстоит найти ответ:
« Милосердие– это важно или нет?»



II. Актуализация знаний к теме урока, сообщение темы с мотивирующим приемом.



- Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем вести разговор на уроке. Слайд 2

-Давайте произнесем это красивое слово хором.

- Какие чувства вы испытали?

- Попытайтесь сформулировать тему нашего урока.

Слайд 3 «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь».



Как вы думаете, на какие вопросы мы сегодня сможем ответить, какие цели поставим перед собой.



Цели:

- Что такое милосердие?

- Какие дела можно отнести к слову «милосердие»

- Как разные религии учат милосердию?



Если посмотреть на него с точки зрения русского языка, то что можно заметить?

Из чего же для вас складывается понятие «милосердие»? Слайд 4



Метопредметная связь

Это сложное слово , состоящее из двух корней, и соединительной гласной о.

А как вы понимаете это слово?



Какое ключевое слово урока.. Милосердие..Открываем словарь!( на доске креплю картинку совы и слово… милосердие)

1..Самостоятельная работа.

Вас ждет самостоятельная работа, выполните задание карточки.

У вас 2-3 минуты





- От добрых поступков говорят, расцветает сердце. Пусть наше сердечко тоже расцветет….Я Считаю, что мое сердечко должно расцветать такими словами……

(На доске прикрепленное сердце, прикрепляем листики со словами) ,

Добавьте своими словами. (креплю пустой листок)





А теперь назовите качества, противоположные милосердию.

А каких слов мы назвали больше? Слайд 5



Подведение итогов этапа.

Сделайте вывод… Оцените свою работу.



Так что же такое милосердие… Слайд 6

(читает ученик … милосердие, какое новое слово вы услышали .



Какое новое слово заносим в Словарь: Сострадание. (креплю на доске)



2. Предлагаю построить дом , но дом необычный.. Слайд 7.

фундамент нашего дома – это реальная помощь, ////а затем, будем укладывать кирпичики…(хором договаривают) и сострадание, и любовь, и взаимопонимание, и...

- Так что необычного в нашем домике?



3. Ребята, а можно научиться быть милосердным?

Игра ДА –НЕТ «Как стать милосердным человеком» Слайд 8…

Запомни правила ... Слайд 9 (Чтение по цепочке 6 учеников, а дальше читаю я)



4. Много создано пословиц и поговорок о добре и милосердии. Выберите пословицу 1 ряд 1 , 2 – 2,3- з) и определите ее смысл. Слайд 10. Работаем в паре. Проверка.

- Что у вас получилось. Какой смысл у пословиц.



Оцените свою работу в паре.





Милосердие - активная доброта, любовь, выраженная в действии, потому что можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступать место в транспорте пожилым людям, говорить громкие слова о защите природы, и не замечать урны для мусора...

‑ Можем ли мы с презрением относиться к людям бездомным: у них нет дома, а у нас есть; мы хорошо одеты, а они носят обноски; мы аккуратны, а у них нет возможности помыться; мы сыты, а они голодают? Слайд 11 (нет)

‑ А как мы должны относиться к попавшим в беду людям .(помогать и словом и делом) Слайд 12

Словарь: Как одним словом сказать помощь таким людям.

Какое новое слово отправляем в словарь? МИЛОСТЫНЯ. (креплю)



5. Слайд 13 (читаю стихи) «Спешите делать добро»

Послушайте внимательно притчу…задумайтесь о ее смысле…



Слайд 14 Притча о бабочке…



-Ребята, давайте представим на минутку ,что у нас между ладонями лежит бабочка, задумайтесь как вы поступите… (дети раскрывают ладошки) . Я рада, что вы так поступили… В чем смысл притчи… ведь все… В ВАШИХ РУКАХ.

Слайд 13 Слайд 14





Шторка…. слайд 15 остается длительно на экране.



Работа в группе



- Ребята, продолжаем урок , работая в группах. Сформируйте группы.



Работа со словарем

Мы много говорили на уроке и добре и милосердии, о сострадании. Давали понятия, делали выводы. А как об этом прописано в словарях. Обратимся для уточнения данного определения к различным словарям. Найди нужную информацию. (дети работают)

Что такое милосердие.



А теперь задумайтесь, какие добрые милосердные дела совершали вы.

Игра «Минутка добра»

( передавая сердечко, другу, называя свои добрые дела)



Дети, а были случаи в вашей жизни, когда вам было стыдно или неловко за ваши поступки и поведение. (самооценка) цветом.



Увидеть и признать свою ошибку очень сложно…куда сложнее признаться в ней…

Я рада, это путь к исцелению души и сердца…





III. Совместное «открытие знаний



Религии разных народов учат милосердию, состраданию ко всему живому, к тем, кто попал в беду, к бездомным, к больным. И как они это делают вам придется разобраться самостоятельно.



А поможет вам в этом учебник, с.72 -73 прочитайте , найдите нужную информацию о милосердии и подготовьте рассказ.

2 группа – Христианство (Маер Диана)



3 группа – Ислам (Джепко Виктория)



1 группа – Иудаизм (Сулейманова Наргиза)



4 группа- Буддизм (Кузьмич Илья)



(Группы готовятся -читают, пересказывают ) 8-10 минут.


Обобщение по подтеме «Милосердие в христианстве»


-Как как же , проявляется милосердие в христианстве?

Выслушиваю ответы детей. Главные понятия…

-Дети оцените работу группы. Как они справились вы с заданием? Замечания есть ?


Слайд 16-17


- Я согласна с оценкой




Обобщение по подтеме «Милосердие в исламе»

- Как как же, проявляется «Милосердие в исламе»?

Выслушиваю ответы детей. Главные понятия…

-Дети оцените работу группы. Как они справились вы с заданием? Замечания есть ?

Слайд 18-19

- Я согласна с оценкой



Обобщение по подтеме «Милосердие в иудаизме»


- Как как же , проявляется «Милосердие в иудаизме»?

Выслушиваю ответы детей. Главные понятия…

-Дети оцените работу группы. Как они справились вы с заданием? Замечания есть ?

Слайд 20-21-22


- Я согласна с оценкой


Обобщение по подтеме «Милосердие в буддизме»

- Как как же , проявляется «Милосердие в буддизме»?

Выслушиваю ответы детей. Главные понятия…

-Дети оцените работу группы. Как они справились вы с заданием? Замечания есть ?


Слайд 23-24

- Я согласна с оценкой


Дети, а что общего у всех религий. (милосердие, сострадание, милостыня) Слайд25




IV. Обобщение. Рефлексия.



Сегодня на уроке мы задумались о таких понятиях как милосердие сострадание, взаимопомощь. И это здорово что мы говорим, об этом СЕГОДНЯ , значит завтра мы будем так делать. Мы не единственные кого волнует вопрос милосердия…Слайд 26-27-28



Подведем итог урока. Сделаем общие выводы Слайд 29-30

Какие цели мы определяли в начале урока?



- Что такое милосердие?

- Какие дела можно отнести к слову «милосердие»

- Как разные религии учат милосердию?



Мы ответили на эти вопросы? (да)

Цель нашего урока достигнута? (да)



Ребята, спасибо вам за урок….я оценила вашу работу, а вы оценили?

Сейчас проверим, приготовьтесь:

-Я на уроке работал на …..

Я в паре работал на ……

Я в группе работал на ….

Я сегодня слушал и запоминал…



У нас состоялся очень серьезный разговор, наверняка он затронул ваши души, возможно, вы измените свое отношение к своим поступкам. Пусть всегда по жизни в вами идет «Памятка жизненных правил». Слайд 31

Мне хотелось бы, чтобы вы поняли, что надо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Но помощь должна быть незаметной, бескорыстной. Если делаешь доброе дело действительно для людей, ты не должен кричать о том, какой ты благородный, не должен афишировать свою помощь.

Настоящее благородство негромкое, оно остается в тени. Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны и естественны. Когда отдаешь, то становишься богаче духовно.

Будьте глубоко нравственными людьми!

Пусть милое сердце, которое мы с вами сложили из частичек, добавит в наш мир доброты и отзывчивости. И помните: делать людям хорошее – хорошеть самому. Урок окончен. Слайд 31

Всем спасибо за внимание и понимание.

До новых и интересных встреч!
























































Напишите слова синонимы слову милосердие



Назовите качества, противоположные милосердию





























Напишите слова синонимы слову милосердие



Назовите качества, противоположные милосердию





























Напишите слова синонимы слову милосердие



Назовите качества, противоположные милосердию





























2.Синонимы слову милосердие -________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Напиши качества , противоположные милосердию - ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Выдели правило милосердия___________________________________________

1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей .

2.Умей видеть достоинства людей, ценить их.

3.Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.

4.Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.

5. Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.

6. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.

7.Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.

8.Упавшему помоги встать.

9.Делай добрые поступки с радостью,любовью.