Учебные элементы | Дидактические цели | Руководство по усвоению учебного содержания |
УЭ0 | Комплексная дидактическая цель: усвоить знания о строении и функциях класса «Земноводные», об усложнении их внутреннего строения по сравнению с рыбами, об изменении работы систем внутренних органов земноводных по сравнению с рыбами; умения описывать внутреннее строение и функции изученных представителей земноводных, объяснять связь внутреннего строения с процессами жизнедеятельности. | Требования к уровню обученности: Знать: строение систем органов земноводных; особенности строения земноводных в связи с жизнью и на суше, и в воде. Уметь: выявлять черты сходства и различия земноводных и рыб; характеризовать особенности жизнедеятельности земноводных. |
УЭ1 УЭ2 | Дидактическая цель: усвоить знаний о строении и работе пищеварительной системы земноводных на примере лягушки; уяснить усложнения в строении и изменения в работе пищеварительной системы. Задание1 Рассмотрите на иллюстративном материале учебника схему пищеварительной системы лягушки. Есть ли разница в количестве органов земноводных и рыб? Задание2 Работая с текстом учебника на с.192,193, объясните работу отделов пищеварительной системы лягушки. Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль): если вы выполнили все 3 задания полностью и правильно, поставьте себе отметку 5; если вы правильно выполнили 2 задания - поставьте себе отметку 4; Если вы дали неполные ответы на 1 и 2 задание - поставьте себе отметку 3; если вы не смогли выполнить все задания, снова прочитайте текст учебника «пищеварительная система лягушки». Дидактическая цель: усвоить знаний об анатомо-физиологических характеристиках дыхательной системы земноводных. Задание 1 Изучите строение дыхательной системы земноводных на примере лягушки. Задание 2 Найдите в тексте информацию о роли кожи в дыхании у земноводных. | Устно ответьте на вопросы: Перечислите отделы пищеварительной системы лягушки? Чем они отличаются от рыб? Какие изменения произошли у земноводных по сравнению с рыбами? Работая с тестом учебника, выпишите отличительные особенности работы и строения органов пищеварительной системы земноводных по сравнению с рыбами. Изучите информацию на стр.193,194 учебника и опишите строение лёгких лягушки. Запишите причину, по которой кожа лягушки должна быть всегда влажной. |
Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль): если вы выполнили все 2 задания полно и правильно, поставьте себе отметку 5; если вы правильно выполнили 1 задание- поставьте себе отметку 4; если вы допустили ошибки при выполнении заданий 1и 2, то поставьте себе 3; если вы не смогли выполнить оба задания, обратитесь к тексту учебника и устно ответьте на вопросы учителя. |
УЭ3 3 | Дидактическая цель: Усвоить особенности строения кровеносной системы амфибий по сравнению с рыбами. Задание 1. Объясните, с появлением какого органа дыхания у земноводных сформировался 2 круг кровообращения? Задание 2. Изучите информацию на стр. 194. учебника. Задание3.Используя учебник, объясните причину холоднокровности рыб. | Кратко запишите в рабочих тетрадях путь движения крови по малому и большому кругам кровообращения. Заполните таблицу «Сравнение кровеносной системы рыб и земноводных»: Признак | Рыбы | Земноводные | Кол-во кругов кровообр. | | | Кол-во камер в сердце | | | Тип крови, поступающей к органам тела | | | Письменно ответьте на вопрос: «Почему амфибии являются холоднокровными животными?». |
Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль): если вы выполнили все задания полно и правильно, поставьте себе отметку 5; если вы правильно выполнили 2 задания - поставьте себе отметку 4; Если вы допустили значительные ошибки во всех трех заданиях, поставьте себе отметку 3; если вы не справились с заданиями, подготовьте, работая с учебником объяснение строения кровеносной системы земноводных. |
УЭ 4 | Дидактическая цель: изучить строение и функции нервной системы амфибий. Задание 1. Покажите на модели головного мозга земноводного его отделы и назовите их. Задание 2. Используя информацию в учебнике, выясните различия в строении и функциях нервной системы рыб и земноводных. | 1)Схематически зарисовать и подписать отделы головного мозга лягушки. 2) Ответьте на вопрос: «В чём заключаются прогрессивные черты устройства нервной системы земноводных по сравнению с рыбами?». |
Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль): если вы выполнили все задания полно и правильно, поставьте себе отметку 5; если вы при выполнении 1 задания допустили 1 ошибку, поставьте себе отметку 4; Если вы допустили ошибки при выполнении заданий 1 и 2, то поставьте себе отметку 3; если вы не справились с заданиями, найдите необходимую информацию о строении нервной системы земноводных в интернет -источниках. |
УЭ 5 | Дидактическая цель: Усвоить строение и работу выделительной системы амфибий. Задание 1. Рассмотрите на таблице и сравните строение выделительной системы земноводных и рыб. Задание2. Изучите по учебнику процесс выделения у земноводных. | 1)Выпишите органы выделительной системы амфибий. 2) Устно ответьте на вопрос: «Куда попадает моча у земноводных из мочевого пузыря?» |
Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль): если вы правильно выполнили 2 задания, поставьте себе отметку 5; если вы правильно выполнили 1 задание - поставьте себе отметку 4; Если вы допустили ошибки в заданиях 1,2, поставьте себе отметку 3; если вы не справились с заданиями, используйте текст учебника снова для изучения выделительной системы амфибий. |
|
УЭ6 | Дидактическая цель: выявить уровень усвоенности материала учащимися по теме «Строение и функции внутренних органов земноводных». Выполните тестовые задания. | Выполнить работу с тестами. 1. В ротовую полость открываются протоки: а) потовых желез; б) слюнных желез; в) зеленых желез; г) поджелудочной железы. 2. Язык у лягушки прикреплен к: а) нижней челюсти; б) верхней челюсти; в) пищеводу; г) жабрам. 3. Орган дыхания у взрослых лягушек: а) жабры; б) кожа; в) мешковидные легкие; г) мешковидные легкие и кожа. 4. Сердце у лягушки: а) однокамерное; б) двухкамерное; в) трехкамерное; г) четырехкамерное. 5. Сердце лягушки делится на: а) 1 предсердие и 1 желудочек; б) 1 предсердие и 2 желудочка; в) 2 предсердия и 1 желудочек; г) 2 предсердия и 2 желудочка. 6. Количество кругов кровообращения у лягушки в кровеносной системе: а) система незамкнутая; б) 1 круг; в) 2 круга; г) 3 круга. 7. Органами выделения у лягушки являются: а) туловищные почки, мочеточники, мочевой пузырь; б) тазовые почки, мочеточники, мочевой пузырь; в) 1 почка, мочеточник; г) мальпигиевы сосуды. 8. Наиболее развитые отделы головного мозга у Земноводных: а) передний и средний; б) средний и мозжечок; в) передний и мозжечок; г) промежуточный и средний. |
Итоговый контроль по результатам промежуточного контроля каждого учебного элемента: Проверьте ответы по ключам: 1б),2а),3г),4в), 5в), 6в), 7а), 8а). Если вы выполнили все задания полно и правильно, поставьте себе отметку 5; если вы допустили 1или 2 ошибки, то поставьте себе отметку 4; если допустили 3-4 ошибки -3; если ошибок 5 и больше, то вы не справились с заданем, изучите материал повторно и ответьте на вопросы в конце темы. 1. Я все понял (а), смогу объяснить этот материал другому. 2. Я понял (а) материал, могу объяснить, но при помощи учителя. 3. Я понял (а) материал частично. 4. Я ничего не понял (а). |