Общая часть |
Предмет | Литературное чтение | Класс | 4 класс |
Тема урока | М. Зощенко «Ёлка» |
Тип урока | Открытие нового знания |
Цель | |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные (УУД) | Личностные |
учить работать над содержанием рассказа, используя различные виды чтения; учить полно и точно выражать свои мысли в устной форме; давать характеристику героям, их поступкам. Определять главную мысль произведения. | Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. Умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Готовность слушать учителя и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | Навыки сотрудничества с учителем. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; наличие мотивации к работе на результат. |
Коррекция нарушений развития ребенка | Развивать мыслительную деятельность, внимание, память, выразительную речь учащегося |
Основные понятия и термины | Непонятные слова в произведении |
Средства обучения (учебные наглядные пособия, дидактический наглядный материал, ЭОР и др.) | Презентация, учебник «Литературное чтение», пословицы, кроссворд, карточки с планом |
Методы обучения | словесные, наглядные, практические. |
Организационная структура урока |
Этап урока | Основные виды деятельности учителя | Основные виды деятельности учащегося | Формируемые образовательные результаты |
Орг. момент | Приветствует учащихся, настраивает их на рабочий лад | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на рабочий лад | формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
Актуализация опорных знаний | - Какой рассказ вы читали дома? - Назовите героев рассказа? -Куда отец отправил Дагни, когда ей исполнилось 18 лет? - Куда любила ходить Дагни в городе? - Что делала Дагни, когда возвращалась со спектакля? - Что произошло на концерте, куда Дагни отправилась с родственниками? - Что хотелось Дагни сделать? - Чему учит этот рассказ? | Корзина с еловыми шишками. Дагни, Григ, Магда и Нильс Отец отправил её погостить к тете в другой город в театр она плакала, потому что считала, то, что показывают на сцене — правда. Ведущий объявил, что сейчас будет играть музыка, посвященная Дагни Дагни хотелось обнять Грига и сказать ему спасибо нужно дарить людям радость | Умение восстанавливать события с помощью вопросов, определять знание/незнание текста. |
Самоопределение к деятельности | - Из набора букв составьте слово, которое поможет вам узнать тему урока - Какое слово у вас получилось? - Что вы знаете о ёлке? - Прочитайте тему урока - Глядя на иллюстрацию, предположите, о чем пойдет речь в этом произведении? - События рассказа, над которым мы сегодня будем работать, происходят как раз под Новый год. - Какие цели вы поставите перед собой на уроке? | Из набора букв собирают слово ёлка ёлка — это хвойное дерево, растет в лесу. На новый год ёлку приносят домой и наряжают М. Зощенко «Ёлка» …... ….... | Формирование умения определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Умение слушать учителя, формулировать свое речевое высказывание |
Знакомство с биографией автора | Михаил Зощенко родился 10 августа 1894 года в семье художника и актрисы. После окончания гимназии он поступает в университет, но через год уходит на фронт. Участвует в боях, в которых проявил свою храбрость. Трижды был ранен, отравлен газами, после чего получает заболевание сердца и демобилизуется. Награжден пятью орденами и заканчивает войну в звании штабс-капитана. Зощенко возвращается в Петроград. Там он встречается с Чуковским, который ведет литературные занятия. Так началась активная литературная деятельность автора. В свет выходят многие известные произведения. Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в первой Мировой войне, стала о себе напоминать. И в возрасте 64лет он умирает в Ленинграде. Похоронен писатель в городе Сестрорецке. | Слушают учителя, отвечают на вопросы |
Словарная работа | Золотушный ребенок – больной ребенок Длинновязая – высокая Пастилка – кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара Церемониться – проявлять мягкость, стеснение | Пытаются объяснить значения незнакомых слов, находят их значение в словарике или в интернете | Познавательные УУД: уметь находить значение слов и выражений в словаре учебника и сносках к тексту |
Первичное восприятие текста | https://www.youtube.com/watch?v=6h880x_F8zk - Я предлагаю вам посмотреть мультфильм по этому произведению и после просмотра я задам вам вопросы. – Понравился мультфильм? – Назовите главных героев – Чем наряжали елку в то время? - Что сделали Леля и Минька? - Как мама наказали ребят за это? - Чем закончился праздник? - Хорошо вели себя Лелька и Минька? | Смотрят мультфильм понравился мама, папа, Леля и Минька, гости Бусами, флагами, фонариками, золотыми орехами, пастилками, яблочками Они съели пастилки и надкусили яблоки Лелю поставила в угол, а Минькин подарок отдала другому мальчику Гости ушли обиженные плохо себя вели, они испортили подарки и выгнали гостей | Коммуникативные УУД: уметь внимательно смотреть мультфильм и формулировать ответы на вопросы по содержанию просмотренного мультфильма, участвовать в диалоге |
Физминутка | - А сейчас давай немного отдохнем. Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше потянитесь. Ну-ка плечи распрямите. Поднимите, опустите. Влево, вправо повернулись, Руками коленей коснулись. Сели - встали, сели - встали И на месте побежали. | Выполняют движения совместно с учителем | Умение выполнять движения по инструкции |
Знакомство и анализ произведения | - А сейчас откройте учебник на стр.59 и начинайте читать текст по цепочке. По ходу чтения я буду задавать вам вопросы. - От чьего имени написан рассказ? - Что вы узнали про Лелю? - Что узнали про Миньку? - Что Леля предложила Миньке? - Когда дети подошли к ёлке, что Леля сделала? - Как поступил Минька? - Как вы оцените поступок ребят? - Что еще произошло около ёлки? - Как обнаружилось их преступление? - Как мама наказала детей? - Почему гости обиделись? - Как поступил папа? - Что папа сказал детям? | Читают произведение от имени автора Леле было 7 лет, она была высокая, долговязая, бойкая Миньке было 5 лет, невысокого роста, тихий, скромный Она предложила пойти в гостиную и посмотреть ёлку Леля взяла пастилку и съела её. Минька откусил яблоко. Они поступили плохо, эти угощения были предназначены для гостей стул упал на куклу и у нее откололась рука когда мама стала раздавать гостям сладости, тогда и обнаружилось это она Лелю поставила в угол, а Минькин подарок подарила другому мальчику потому что подарки были испорчены и Леля с Минькой стали прогонять гостей Папа погасил свечи на ёлке и отправил детей спать он не хочет, чтобы они выросли злыми и жадными, потому что им от этого будет трудно жить | Формирование умения анализировать произведение; характеризовать и оценивать поступки героев; устанавливать причинно – следственные связи. Формирование умения слушать и понимать речь учителя, находить нужную информацию в тексте учебника. |
Характеристика героев | Составление кластера - Вам нужно с помощью опорных слов составить характеристику Лели и Миньки | Леля | Минька | Возраст | 7 лет | 5 лет | Рост | Высокая, длинновязая | Маленького роста | Характер | бойкая | тихий | Что могли достать на ёлке? | Может высоко достать | Ничего не может достать | | Составляют характеристику героев (в табличку вклеивают полоски с описанием героя) | Формирование умение удерживать задачу; характеризовать и оценивать поступки героев; |
Работа с иллюстрациями, с текстом | - Я буду показывать вам иллюстрации, которые соответствуют этому произведению. Ваша задача — рассказать, какой фрагмент на ней изображен и найти описание в тексте. | Находят в тексте описание к рисункам | Формирование умения удерживать задачу урока, выполнять учебные действия с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения.
Личностные УУД: нравственно-этическая оценка, умение строить речевое высказывание
Формирование адекватной самооценки, осознанности учения; адекватное реагирование на трудности |
Анализ действия папы (карточка) | - Как вы считаете, помогли ли родители понять детям, что они поступили неправильно - Как поступил папа? Чтобы ответить на этот вопрос, выполните следующее задание: Вставьте в текст недостающие слова. «— Такое воспитание (губит) моих детей. Я не хочу, чтобы они (дрались), (ссорились) и выгоняли (гостей). Им будет (трудно) жить на свете, и они (умрут) в одиночестве» | | Помогли
выполняют задание |
Работа с пословицами | - Какие из предложенных пословиц подходят к рассказу «Ёлка»? 1) Тайное становится явным. 2) Гни дерево, пока молодо, а детей учи, пока зелены. 3) Кто неправильно воспитывает своих детей, тот расплачивается слезами. 4) Не прячь свои ошибки от родителей. | Выбирают подходящие пословицы и объясняют их смысл
все пословицы подходят к этому рассказу |
Итог урока. Рефлексия. | - С каким рассказом вы познакомились сегодня на уроке? - М. Зощенко своей историей хотел донести до нас какую – то важную мысль. Я вам предлагаю несколько отрывков из рассказа. Ваша задача — выяснить, в каких словах отражен главный смысл этого произведения? «В этом году мне исполнилось, ребята, сорок лет. Значит, выходит, что я сорок раз видел новогоднюю ёлку. Это много!» | «И мама каждому дарила игрушку. Потом снимала с ёлки яблоко, пастилку и конфету и тоже дарила ребёнку. И все дети были очень рады» | «И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный». | - Как понимаете эти слова? - Оцените свою работу на уроке | С рассказом М.Зощенко «Ёлка»
главный смысл произведения: «И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный».
Нельзя брать чужое. За свои поступки нужно уметь отвечать оценивают свою работу |