1. Мотивационно-целевой этап | - Здравствуйте ребята, меня зовут Марина Сергеевна и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Прозвенел звонок и смолк. Начинается урок, Всё готово? Все в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Сели прямо, не согнулись, И друг другу улыбнулись. - Сегодня на уроке нам предстоит интересная и важная работа. Чтобы с ней справиться, нам необходимо внимание, взаимопомощь и смекалка. Всё это у нас есть, и я уверена, что мы справимся. - Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? - Можем ли мы прожить без него? - А как вы думаете, без чего еще не может прожить человек? -Для того, чтобы узнать верны ли ваши предположения, я предлагаю вам отгадать загадку. Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли, Чтоб варили кисели, Чтобы не было беды - Жить нельзя нам без... - Правильно, это вода. Кто догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? - Верно, тема нашего урока «Вода и жизнь. Свойства воды» | Фронтальная | Приветствуют. - На прошлом уроке мы говорили о воздухе. - Нет, мы не можем прожить без воздуха. - Человек не может прожить без воды. - Воды. - На уроке мы будем говорить о воде. | Л2 | П1 Р1 К1 | П1 |
2. Этап актуализации знаний | - Сейчас, предлагаю вам посмотреть видеоролик и расширить знания о воде. (включаю видеоролик) - Какую же роль играет вода в нашей жизни? - Откройте учебник на странице 51. Узнаем, что говорят авторы учебника о воде. Читаем по одному абзацу начиная с первого ряда. - Где находится вода? - Как узнать сколько воды в организме человека? - Предлагаю каждому вычислить сколько воды находиться в его организме. Вычисление выполните на листочке. Один учащийся выполнит вычисление у доски. (спрашиваю пару учеников что у них получилось. 57:3*2=38) Отлично, вы большие молодцы. | Фронтальная, индивидуальная | Смотрят видеоролик. - Вода греет, кормит, поит Землю и человека. Без воды нет жизни. Читают. - Вода входит в состав любого живого организма. - Для этого нужно массу тела разделить на 3 и полученное число умножить на 2. Выполняют задание. Зачитывают свои ответы. | Л1 | П2 Р2 К1 | П1 |
3. Этап изучения нового знания | - Сейчас мы познакомимся со свойствами воды, для этого проведем небольшие опыты. Откройте учебник на странице 52. Прочитайте вопрос под опытом 1. - Я подготовила стакан с водой и ложку. Сейчас я опущу ложку в воду, а вы внимательно наблюдайте, чтобы ответить на поставленный вопрос. (опускаю ложку в воду) Видна ли ложка в воде? - О каком свойстве воды это говорит? - Отлично прочитайте вопрос под опытом 2. - давайте сравним воду в моем стакане с полосками в учебнике. Вода красная, зеленая или может синяя? - Тогда какой вывод мы можем сделать? - А значит каким свойством обладает вода? - Хорошо, прочитаем задание под опытом 3. - Вспомним имеет ли запах воздух? - Когда мы можем почувствовать запах воздуха? - А как вы думаете имеет ли запах вода? - Давайте это узнаем. Кто хочет подойти и понюхать воду в стакане? - Так имеет ли вода запах? Переходим к следующему опыту. Прочитаем задание под 4 опытом. - Двое учащихся сейчас выйдут к доске, один насыпает соль в стакан, а второй мел и перемешивают, остальные внимательно наблюдают и готовятся сделать вывод по проделанному опыту. - Что происходит с водой в первом стакане? - Что происходит с водой во втором стакане? - Какой вывод можно сделать из данного опыта? - Прочитаем вопрос под опытом 5. - Как вы думаете, можно ли очистить мутную меловую воду? У меня приготовлен стакан с мутной водой, чистый стакан, воронка, стеклянная палочка и фильтр. Фильтр - это приспособление для очистки воды. Наш фильтр сделан из специальной бумаги. Возьмите бумажный круг на вашей парте, сложите его пополам и еще раз пополам. - Какая это часть круга? - Сколько таких частей в круге? - Сложим из фильтра воронку. По стеклянной палочке вливаю в воронку мутную воду. Наблюдайте за водой, которая вытекает из воронки. Проверьте ее на прозрачность. Нерастворенные вещества остались на фильтре. Такая очистка воды называется фильтрованием. В быту для очистки воды применяются более совершенные фильтры, чем наш. Фильтры, которые сделали вы заберете домой и можете провести данный опыт самостоятельно. - Какой вывод можно сделать из данного опыта? - Давайте немного отдохнем. Встаем. К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте.) Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.) Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.) Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками.) Делать так руками нужно: Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед.) Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно.) Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте.) Вышли на берег крутой (Шагаем на месте.) - Отлично. Следующий опыт 6, что здесь за задание. Прочитаем. - Данный опыт мы просмотрим в видеоролике. - Почему же вода поднимается? Хорошо, теперь прочитаем вопрос под опытом 7. - Также просмотрим видеоролик и ответим почему на вопрос. Почему же вода опускается? - Молодцы. Мы провели все опыты с водой, давайте теперь вспомним все свойства, которыми обладает вода. | Фронтальная, групповая, индивидуальная | Читают. - Да, ложка видна. - Это говорит о том, что вода – прозрачная. Читают. -Нет. - Вода не имеет цвета. - Вода бесцветна. Читают. - Да, имеет. - Когда мама испекла пирог, также запах цветов на улице. - Нет. Несколько учащихся нюхают воду. - Нет, вода не имеет запаха. Читают. - Насыпают соль и мел в стаканы и перемешивают. - Соль в нем растворилась. - Мел оставил осадок в воде, и она стала мутная. - Вода- растворитель, но не все вещества в ней растворяются. Читают. - Это 4 часть - В круге 4 такие части. - Не растворившиеся вещества остаются на фильтре, и вода проходит через него. Повторяют за учителем. Читают. Смотрят. - Потому что, вода при нагревании расширяется. Читают. - Потому что вода при охлаждении сжимается. - Вода прозрачна, бесцветна, не имеет запаха, текуча, вода - растворитель, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается. | Л1 | П1 П2 Р1 Р2 К2 | П1 |