СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по окружающему миру "Воздух"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по окружающему миру "Воздух"»

Тема урока: Воздух

Тип урока: урок открытия нового знания

Технологии: групповые, технология решения исследовательских задач, игровые, технология обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникационные; здоровье сберегающие.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, исследовательская, творческая.

Цели: формирование знаний о значении воздуха для представителей живой и неживой природы, о составе воздуха, о естественных и вызванных деятельностью человека источниках загрязнения атмосферы, о мерах по охране воздуха, развитие навыков анализа и синтеза.

Планируемый результат обучения:

Предметные:

  • продолжить формирование представлений об атмосфере, составе и свойствах воздуха;

  • установить взаимосвязь между атмосферой и человеком;

  • формировать навыки проведения несложных опытов в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование;

  • прививать экологическую культуру на основе знаний об охране атмосферы.

Метапредметные:

Регулятивные

-умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;

- прогнозирование – предвосхищение результата;

- развитие самостоятельной поисковой деятельности и творческих возможностей;

- осуществление пошагового продвижения от наблюдений к обобщению;

- умение анализировать и исправлять ошибки;

- осуществление контроля по результату.

Познавательные:

- умение выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез) и делать выводы в результате мыслительных операций;

- устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

-сотрудничество с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия;

- умение работать в паре с одноклассниками;

- формирование собственного мнения;

- использование речи для регуляции своего действия;

- умение аргументировать свою позицию, свой ответ;

- владение монологической и диалогической формами речи.

Личностные: 

- формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями, коробка для воздушного шарика, оборудование для проведения опытов (веер, стакан с водой и трубочки, воздушные шарики)

























Технологическая карта урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Цель:

1) мотивировать учащихся к учебной деятельности;

2) определить содержательные рамки урока.

2мин

Включение в деловой ритм и игровую деятельность.


Есть у радости подруга

В виде полукруга.

На лице она живет,

То куда-то вдруг уйдет.

То внезапно возвратится,

Грусть, тоска ее боится.


- Давайте подарим друг другу улыбки.

- Ребята, скажите, пожалуйста, вы любите искать ответы на разные вопросы?

- А эти ответы интереснее искать одному или с друзьями?

- Конечно, с друзьями! Я с вами полностью согласна. Так давайте сегодня на уроке будем дружными, не будем мешать друг другу плохим поведением, будем помогать друг другу.

(Звучит 1 куплет песни «Если с другом вышел в путь»)

Подготовка к работе







СЛАЙД 1







С друзьями

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний

Цель:

1) актуализировать знания о природе;

2мин

- Ребята, угадайте кто в коробке?

- Он будет главным героем нашего урока.

Круглый, гладкий, как арбуз.

Цвет любой на разный вкус.

Коль упустишь с поводка –

Улетит за облака.

Да, верно. Знакомьтесь – это Воздушный Шарик.

- Но для того, чтобы узнать, что спрятано у него внутри, ответьте на вопросы. Работать будем в паре. Ответы запишите в карточку.

1) Что на глобусе обозначено голубым цветом?

2) Как назвать одним словом снег, дождь?

3) Время года после осени?

4) Что летом бывает грибным, слепым, моросящим?

5) Время суток, подходящее для завтрака?

6) Деревья бывают лиственные и…?

- Давайте проверим.

-А теперь выпишите первые буквы с каждого слова по порядку и прочитайте слово, которое получилось?





СЛАЙД 2





Шарик



ПАРНАЯ РАБОТА


Вода


Осадки

Зима


Дождь


Утро

Хвойные

ПРОВЕРКА ПО СЛАЙДУ 3


В

О

З

Д

У

Х


Анализировать объекты, выделять главное, устанавливать аналогии ;

учитывать разные мнения, стремиться к координации, контролировать действия партнёра.

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

  1. выявление и фиксация места и причины затруднения;

1 мин

Активизирует знания учащихся через создание проблемной ситуации.


- Какое слово у вас получилось?

- Да, внутри нашего шарика находится воздух.

- Как вы думаете, почему именно это слово получилось?

- Верно. Тема нашего урока «Воздух».



Предлагают пути разрешения проблемы.


Воздух



Это тема урока



У детей формируется интерес к учебному материалу, способность к самооценке, эмпатия – понимание чувств  других, сопереживание ; учатся  осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия ; осуществлять поиск нужной информации;

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: 1) постановка учебных задач урока

2 мин

- А что мы уже знаем про воздух?



- Всё ли мы знаем про воздух?

- Что бы вы еще хотели узнать о воздухе?

- Какую цель поставим перед собой на уроке?

Воздух нас окружает, мы и все живые организмы дышат воздухом.

Нет


Узнать свойства и значение воздуха



5. Реализация построенного проекта.

Цель: 1) построение и фиксация нового знания о воздухе и его составе;

2) Изучение свойств воздуха методом группового эксперимента;

3) Фиксация полученных опытным путем знаний знаково и в речи.


10 мин.

Организует исследование проблемной ситуации.


- А что такое воздух?



- Молодцы. Но воздух это не просто газ, а смесь газов.

- А кто-нибудь знает, из каких газов состоит воздух? (Азот-78%, кислород-21% и углекислый газ – 1%).


Посмотрите на диаграмму:

- Какого газа в воздухе больше всего?

- Какой газ в воздухе самый важный? Почему?

- Какого газа становится больше в выдыхаемом воздухе?

- Что помогает уменьшить количество углекислого газа в воздухе?









Основной этап - изучение нового материала (опыты, исследование свойств воздуха)

- В классе мы видим доску, парту, стены, за окном – дома, деревья, облака.

- А можем ли мы видеть воздух? 

- А как доказать, что воздух не пустое место, как доказать его наличие? И какими свойствами он обладает?


- Для того, чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю стать исследователями и провести несколько опытов, как настоящие ученые.

- Ученые всегда записывают результаты своих исследований, поэтому, мы с вами тоже будем заполнять кластер по ходу выполнения нашей работы.


Опыт 1

Задание: У вас на столе лежит веер. Как с его помощью можно доказать наличие воздуха?

Опыт: Ученики должны догадаться, что нужно веером помахать перед лицом. Образуется ветер.

Опыт 2

- Посмотрите, ребята, я скручиваю целлофановый мешочек.

- Кто внутри? А мы его видим?

- Возьмите учебник, видите ли вы через него своего соседа по парте?

- Теперь опустите, посмотрите вокруг.

- О каком свойстве воздуха мы только что узнали? (бесцветен, прозрачен)

- А вот толстый слой воздуха имеет цвет. Посмотрите в окно.

Что вы видите вверху? ( Небо). Мы привыкли называть небо воздушным океаном.
Голубое небо – это толстый слой воздуха, освещенный солнцем. Если бы Земля не была окружена воздухом, мы видели бы на черном небе огненный диск Солнца.

Опыт 3

- Как вы думаете, есть ли воздух в воде? (ответы детей)

- Если внимательно приглядеться – можно увидеть на стенках стакана и в воде пузырьки. Это и есть воздух.

- У вас на столе стоят стаканчики с водой и трубочками. Подуйте в трубочку, не вынимая её из воды. Что увидели?  (Воздух превращается в пузыри  и поднимается на поверхность.)

- Это выходит воздух из наших легких.

-Какой вывод можно сделать? (воздух легче воды).

Опыт 4

Задание: Возьмите в руки учебник. Какой он формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось? Имеет ли воздух форму? Мы сейчас поймаем воздух.

Надуйте шарик. Что внутри?

- А что внутри пустой коробки? Пустой бутылки?

Опыт: Учащиеся должны убедиться, что воздух не имеет формы и принимает форму того предмета, в который его помещают.



Опыт 5

Задание: Сожмите шарик. Легко ли он сжимается? Какой вывод можно сделать?

Опыт: Дети должны убедиться, что чем больше воздуха в шарике, тем его труднее его сжать, то есть воздух - упругий.

Опыт 6

- Как вы думаете, воздух имеет запах?  

Давайте проверим.  (Приглашаю ученика) Закрой глаза. И не открывай. Понюхай банку, сейчас чем-нибудь пахнет?  (Кладу кожуру апельсина). А сейчас? Сделайте вывод.

Воздух своего запаха не имеет, пахнет он лишь тем, что распространяется сейчас в воздухе (чистый воздух не имеет запаха).

Опыт 7

- Ребята, а как вы думаете, воздух имеет вкус? Давайте проверим, попробуйте высунуть язычки и лизнуть воздух. Какой вывод мы можем сделать? (воздух не имеет вкуса)



- Как вы думаете, все ли свойства воздуха мы смогли исследовать на нашем уроке?


Свойства воздуха

Да

Нет

Вкус


+

Запах


+

Цвет / Прозрачность


+

Форма


+

Упругость / Сжимаемость

+


Масса

+


Теплопроводность

+


Теплый воздух легче холодного

+













Составляют алгоритм решения проблемы

Газ



Азот

Кислород

Углекислый газ


СЛАЙД 4












Кислород

Углекислого.

Растения тоже дышат, но они  вдыхают углекислый газ, а выделяют кислород. Таким образом поддерживается равновесие в составе воздуха.






Нет. Он не видим.







СЛАЙД 5





Ветер – это движение воздуха. Значит, воздух существует, но он не видим.






























Воздух не имеет формы – это газ и он принимает форму того объекта в которые его помещают.






Воздух легко сжимается и он упругий.



























На этом этапе у детей формируется интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке; учитывать выделенные учителем ориентиры действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, планировать свои действия, вносить коррективы в действия, оценивать свои действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме; осуществлять поиск нужной информации, анализировать. Выделять главное, строить рассуждения об объекте; формулировать собственное мнение и позицию; умение отстаивать эту позицию в группе, приводить доводы и аргументы.  



Выполнять исследование совместно с одноклассниками, распределять обязанности в группе; делать выводы на основе полученной опытным путем информации; контролировать и корректировать свои действия и действия товарищей.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Цель: 1) установить значение воздуха для человека, опираясь на полученные знания и собственный опыт;

2) зафиксировать во внешней речи, полученные выводы и знания.

5 мин


Может ли жить человек без воздуха?

Закройте ладошками рот и нос.
Вдохните глубоко воздух и посчитайте, кто сколько может без воздуха находиться?
- Какое было желание?


Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем.

В день человеку требуется около 600 литров воздуха.

- Почему же воздух одно из главных богатств природы?

Какое значение имеет воздух для нас?


Продолжите фразу.

                  Благодаря воздуху мы…




Нет





Открыть нос








Дышим

Слышим

Плаваем на яхтах и парусниках;

Спускаемся на парашютах и поднимаемся на воздушных шарах;

Убираем пыль пылесосом;

Сушим бельё,

Сушим волосы феном

Осуществляют  поиск нужной информации, анализируют. Выделяют главное, строят рассуждения об объекте, формулируют собственное мнение, контролируют действия партнёра.


8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

тренировать способность к установлению взаимосвязи между объектами природы;

повторение знаний об охране природы и воздуха

7 мин

- Как вы думаете, а что называют "лёгкими Земли"?

- Почему?

- Значит, важно ли охранять растения?

- Почему?

- А можете ли вы принимать в этом участие?


А где вы уже принимаете участие?


Ребята, людям и животным, заводам и машинам  - всем нужен воздух. Почему же на земле его не становится меньше?


Ребята, а от чего воздух может загрязняться?


Рассмотрите фотографию на с. 49 учебника.

Как еще происходит загрязнение воздуха?


Рассмотрите схемы на с. 49.
От чего они предостерегают людей?


Что ещё делают люди, чтобы воздух был чистым?

Учитель дополняет то, что не скажут дети.

На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Учёные разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух.

А главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. Вот почему так легко дышится в лесу.

Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины.

Потому что на Земле есть зелёные растения. Человек дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. А растения как бы дышат углекислым газом, а выдыхают кислород, который необходим людям и животным.

В классе и дома мы ухаживаем за комнатными растениями, убираем и проветриваем комнату и класс.




В городах строится много заводов. Из их труб в воздух поднимается дым, в котором много пыли ядовитых веществ, вредных для здоровья всех живых существ.

Выхлопные газы автомашин так же загрязняют воздух.

Устанавливают фильтры на трубы, сокращают вредное производство, научились делать новые экологически чистые машины и т. д.



9. Рефлексия деятельности

Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; формирование навыка самооценки;





Информация о домашнем задании

3 мин



(Слайд 20)

Скажите ребята, смогли мы выполнить цели, которые нас интересовали в начале урока?

Что же мы теперь знаем о воздухе?



В подарок за хорошую работу на уроке, каждый из вас получает воздушный шарик.

Нарисуйте на своих кружочках смайлик, который расскажет нам о том, как вы оценили свою работу на уроке.

(Слайд 21)

Стр. 50 – 51 прочитать сообщение о красоте неба из учебника и сравнить настоящее небо у вас дома.

Стр. 51 вопрос № 4.

Теперь мы знаем:

Что такое воздух ….

Как доказать, что воздух существует …

Какие свойства воздуха …

Каково значение воздуха ….

Почему воздух загрязняется …

Как охранять воздух…

Каждый ребёнок получает возможность мысленно соотнести собственные впечатления с впечатлением других, актуализирует содержание урока, его этапы, оценивает свои достижения на уроке; получает эмоциональный заряд бодрости.