СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по окружающему миру "Мир чувств. Эмоции", с применением педтехнологий: "Педагогики сотрудничества" и"Личностно - ориентированного развивающего обучения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока- урок открытия новых знаний.

Вид урока - урок теоретических и практических работ исследовательского типа.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по окружающему миру "Мир чувств. Эмоции", с применением педтехнологий: "Педагогики сотрудничества" и"Личностно - ориентированного развивающего обучения"»






Технологическая карта урока по предмету «Окружающий мир» в четвертом классе по программе «Начальная школа ХХI века»

Тема урока: «Мир чувств. Эмоции».

Тип урока – урок открытия нового знания

Вид урока - урок теоретических и практических работ исследовательского типа

Педагогическая цель: создать условия для ознакомления учащихся с эмоциями и чувствами человека.

Планируемые результаты (предметные) научатся определять эмоции и чувства человека по фото и картинкам.

Личностные результаты: проявляют готовность и способность к самообучению.

Универсальные учебные действия (метапредметные).

Познавательные: добывают новые знания, осуществляют чтение, наблюдение, извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация и др.), расширяют и обобщают словарь читателя.

Регулятивные: осуществляют контроль выполнения учебной задачи.

Коммуникативные: владеют правилами учебного диалога: оформляют свои мысли в устной форме, учатся слушать и понимать речь других, признавать возможность существования различных точек зрения, организовывать и осуществлять сотрудничество, договариваться о процедуре работы в группе.

Педагогические технологии:

- Педагогика сотрудничества



- Личностно – ориентированное развивающее обучение

- Проблемное обучение

- Здоровьесберегающие технологии



Методы и приёмы обучения: диалогический, эвристический и исследовательские, прием «Здравствуйте», «Ассоциации», «Проблемный поиск», «Да-нет», «Назвать одним словом».



Оборудование: учебник «Окружающий мир»: 4 класс / Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С, плакаты, компьютер, доска Смарт, презентация, карточки с изображением эмоций человека, карточки с текстом, смайлики настроения, индивидуальные карты, изображение солнца и тучек, цветик – семицветик, шары – смайлики, карточки – пиктограммы.

Название этапа

Хроно

метраж

Содержание. Деятельность учителя.

Деятельность учеников

УУД

1Мотивация (самоопределения) к учебной деятельности.

Цель: создать положительный эмоциональный настрой, выработать на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

5

мин.


































































































































































- Здравствуйте, ребята.

Я рада всех вас видеть. До урока, вы определились со своим настроением и карточку со своим именем прикрепили к выбранному рисунку (солнышко, солнышко с тучкой, тучка), который сейчас соответствует вашему настроению. В конце урока мы проверим, осталось ли оно прежним или изменилось.

А сейчас поприветствуйте друг друга пальчиками и ладошками.

Организация учащихся, включение в деловой ритм. Подведение к озвучиванию темы урока.



































-Тему урока вы узнаете, если внимательно послушаете диалог ребят.



































-Кто из детей, на ваш взгляд, прав?

- Что отличает человека от машины – робота?

Вы называли сейчас такие слова как: радость, восхищение, восторг, боль.

- Как вы думаете, что это за слова? Что они выражают? (настроение, эмоции).

-Какая же тема нашего урока?



Предлагаю сыграть в игру «Ассоциации». Девочки будут рассматривать слово «грусть», мальчики – «радость». На каждую букву вы должны придумать слово, которое ассоциируется с тем или иным понятием.

Если вы совсем будете затрудняться, то можно воспользоваться словариком на листочке.

До начала урока дети берут карточку со своим именем и прикрепите её к тому рисунку, который сейчас соответствует их настроению.















Приветствие «Здравствуйте!»

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

• желаю (соприкасаются большими пальцами);

• успеха (указательными);

• большого (средними);

• во всём (безымянными);

• и везде (мизинцами);

• Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Подготовка к восприятию нового материала.

Выступление ребят, диалог:

(Выходят два ученика и показывают сценку):

Ученик 1: - Робот ничем не отличается от человека. Эта машина умеет думать, играет в шахматы, придумывает музыку, выполняет различные движения (ходит, как человек, двигает руками и ногами). Робот даже питается электрическим током.

Ученик 2:- Робот — это машина, которая выполняет команды человека. Робот не умеет чувствовать. Ему никогда не бывает больно, радостно, грустно, приятно или неприятно.

Ответы детей













Эмоции человека, его настроение, чувства.

Работа детей. Ответы- новое слово на каждую букву (несколько вариантов)

Личностные:

- сформированность потребности в самовыражении а самореализации

- сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств

Коммуникативные:

- умение передавать информацию интонацией,

- слушать

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстником

- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные:

- умение строить речевое высказывание

- анализ объектов с целью выделения признаков

Регулятивные:

- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.


2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Цель: организовать осознания детьми внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуально-

го затруднения в пробном действии.

7

мин.






















































































































































































































































Слайд 1

Лица людей с разными эмоциями.

-Посмотрите внимательно. Какие переживания испытывают герои?

-Мы с вами поговорим о том, что такое эмоции и чувства, вспомним какими они бывают, поговорим о культуре эмоций и чувств, поиграем, будем учиться управлять своими эмоциями.















Ежедневно человек переживает различные виды эмоций и чувств.

-А знаете ли вы что такое эмоции, чувства?

Вам сможет помочь информация на странице 47-48 учебника.



-Поднимите руку, если вы знаете, что такое эмоции и чувства.

Откройте тетради, запишите тему урока – «Мир чувств. Эмоции».

Разделите лист на 2 части, с левой стороны запишите определение «Эмоции», с правой – определение «Чувство» Слайд 2

















Можем ли мы объяснить, чем отличаются эмоции от чувств и заполнить нашу таблицу. Хватает ли у нас знаний для этого.

Оставьте страницу для таблицы и мы продолжим.

Ребята, сейчас я предлагаю вам самостоятельно, быстро ответить на вопросы, с помощью теста «Да», «Нет». Ответ «Да» это +,ответ «Нет» - это минус.

Слайд 3-11

1 «Человек испытывает эмоции и чувства»

«Да» «Нет»

+ -

2 У животных есть только эмоции, они не так сложны, как у людей они примитивнее.

«Да» «Нет»

+ -

3 Животное показывает свои эмоции с помощью мимики лица.

«Да» «Нет»

+ -

4 Люди выражают свои эмоции и чувства с помощью мимики, жестов, походки, поз, интонации голоса)

«Да» «Нет»

+ -

5 Когда человеку грустно, то он смеется.

«Да» «Нет»

+ -

6 Мимика – это выражение лица.

«Да» «Нет»

+ -

7 Человек может выражать свои чувства через искусство: музыку, живопись, поэзию.

«Да» «Нет»

+ -


+ + - + - + +




Рассуждение детей.

Прием «Назови одним словом»



Ребенок читает стихотворение

Сколько чувств выражают лица:

То радость, то слезами готовы залиться,

То страх, то восторг, то волнение,

То удивление, то огорчение…

Попробуем сегодня мы понять,

Как может эмоции человек проявлять.

Ответы.

Учащиеся читают стр. 47-48,

2 первых ученика, поднявших руки, выбирают (по желанию) себе помощника из класса. На доске из отдельных слов формируют определение.

«Эмоции – это реакция человека на приятные и неприятные воздействия окружающего мира»

« Эмоции – это реакция человека на окружающий мир»

«Чувство – это переживание человеком своего отношения к событиям, к другим людям, к самому себе»

«Чувство – это отношение человека к различным явлениям и предметам действительности»

Дети работают в тетрадях.











Прием "Да-нетка"







1 +









2 +







3 –









4 +







5 –









6 +







7 +





Самопроверка

Личностные:

- сформированность потребности в самовыражении а самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:

- умение задавать вопросы,

- формулирование собственного мнения,

Познавательные:

- поиск и выделение информации,

- умение строить речевое высказывание,

- анализ объектов с целью выделения признаков,

- синтез,

- выбор оснований и критериев для сравнения,

- классификация объектов,

- подведение под понятие,

- выдвижение гипотез; их обоснование,

- сравнение, сериация, классификация, синтез.

Регулятивные:

- планирование своих действий,

- различение способа и результата действий,

- внесение необходимых корректив в действие.


3 Этап выявления места и причины затруднений

Цель: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.

2 мин.
































Вы верно подметили, что человек выражает свои эмоции мимикой лица.

Лица могут нам о многом рассказать:

Присмотрись и научись эмоции читать!

Вам необходимо соединить картинку эмоции человека с ее названием. На задание отводится 2 минуты, после чего взаимопроверка. Если сосед прав, то погладьте его по голове, если в чем то ошибся дружески похлопайте по плечу.


Работа с карточками (самостоятельно, взаимопроверка)





4 Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

Цель: выбрать способ разрешения проблемы, метод и средства.






























2

мин.














































































Игра «Какие эмоции вызывает в тебе сказочный герой?» Если герой положительный вы подпрыгиваете, если отрицательный присаживаетесь

. • Баба-Яга

• Вини -Пух

• Золушка

• Иван Царевич

• Серый волк

• Крошечка -Хаврошечка

• Василиса Прекрасная

• Кощей Бессмертный

• Конёк -Горбунок

• Змей Горыныч

• Белоснежка

• Леший



Вывод: Выполняя задание, вы безошибочно определили героев, вызывающих положительные и отрицательные эмоции. И положительные, и отрицательные эмоции – это отклик внутреннего мира человека на события и атмосферу окружающего мира. И отклик этот часто выражается в наших движениях, в чертах нашего лица (мимике)






Физминутка.






























































































Личностные:

-развитие "Я-концепции" и самооценки личности -формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки самоуважения и самопринятия.

Коммуникативные:

- построение понятных для партнёров высказываний

- использование речи для регуляции своих действий.

Познавательные:

- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач

- поиск разнообразных способов решения задач

- структурирование знаний

- установление причинно-следственных связей

- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,

- формулирование проблемы,

- создание способов решения проблемы.

5 Реализация построенного проекта

Цель: применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение, за- фиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

5 мин


















































































































Следующее задание распределить и перенести к себе в тетрадь название эмоций с карточки в 2 столбика Первый положительные эмоции +, второй отрицательные - И делать вы это будете в парах. Первые 2 пары проверяет учитель, затем дети друг у друга.

Слайд12

Какой можно сделать вывод.

Регулировать свое поведение обязательно нужно учиться.

Об этом вы сможете прочитать дома на стр. 51-52 учебника и составить памятку «Правила управления своими эмоциями»

- Эмоции – это часть чувства. Они даны нам от природы. Это кратковременная реакция нашего организма на ту или иную ситуацию.

Чувства же – это состояния души. Они долговременны. Их можно развивать в себе.


Работа в парах. Заполнение в тетради. Проверка детьми, которые первыми справились с заданием.











Эмоции могут быть «положительные» и «отрицательные».

Со слайда читают ученики.









Все эмоции нужны и полезны, так как помогают человеку регулировать свое поведение.



Дети на полях тетради записывают задание Д/з Памятка с.51-52

Личностные:

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов

-формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания».

Коммуникативные:

- формулирование собственного мнения (позиции)

- использование речи для регуляции своего действия

- построение монологического высказывания

Регулятивные:

- принятие и сохранение учебной задачи,

- учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия

Познавательные:

- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,

- поиск разнообразных способов решения задач,

установление причинно-следственных связей.

6 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: обосновать определения, алгоритмы, свойства, при этом проговаривая вслух, выполненные шаги группы.


10 мин.




































































































































Учитель организует групповую работу учеников

- Сейчас вас ждет работа в группах.

Вам необходимо подобрать необходимые название эмоций (5 шт.), чтобы описать это чувство. Название вы выберете на лепестке «Цветика – Семицветика»



































-

Каждая группа выбирает лепесток с названием чувства и подбирают к нему эмоции (словами или смайликами)

Результат, свой выбор, проговаривая вслух доказывают.

Карточка – информация.

Личностные:

- формирование мотивов достижения целей

Коммуникативные:

- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной

- ориентировка на позицию партнёра

- стремление к координации различных позиций в сотрудничестве

- умение договариваться, приходить к общему решению

- контроль действий партнёра

- построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет

- использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные:

- принятие и сохранение учебной задачи

- учёт правила в планировании и контроле способа решения

- различение способа и результата действия

Познавательные:

- структурирование знаний

- построение речевого высказывания в устной форме

- установление причинно-следственных связей

- доказательство

7Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия и самопроверку учащимися своих решений по эталону.














4 мин.
































































Учитель зачитывает вопросы.



1Животные испытывают простейшие эмоции?



2Животные испытывают чувства?







3Эмоции - кратковременны?



4 А чувства?



5Эмоции в нас заложены природой или мы их приобретаем в течении жизни?

6 Может ли человек развивать чувства?



7 Где «живут» чувства у человека?

8 Где «живут» эмоции у человека?



Слайд

Заполняют первую таблицу, отвечая на вопросы учителя.

1Да, животные испытывают простейшие эмоции.

2 Нет, животные не испытывают чувств.

3Эмоции - кратковременны

4Чувства - продолжительны

5 Заложены природой.



6 Да, человек может развивать свои чувства.

7 В душе.

8 В теле.

Проверка по эталону.

Личностные:

- развитие самооценки личности

- формирование адекватной позитивной самооценки

- формирование границ собственного «знания» и «незнания»

Регулятивные:

- планирование своих действий в соответствии с задачей

- учёт правил в контроле способа решения

- осуществление итогового и пошагового контроля по результату

- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

- внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок.

8 Включение в систему знаний и повторения.

Цель: выявить и зафиксировать границы применимости нового знания.

2 мин.

Сейчас я буду демонстрировать картинки с эмоциями.

А вы будете свой веселый смайл показывать, если эмоция положительная и грустный, если отрицательная. Демонстрация.

Молодцы, справились. Как можно назвать положительные и отрицательные эмоции с точки зрения русского языка.

Игра.













Противоположные по значению – антонимами.

Регулятивные:

- принятие и сохранение учебной задачи

- выполнение учебных действий в материализованной в умственной форме

Познавательные:

- структурирование знаний

9 Рефлексия учебной деятельности. Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке.

5 мин.

- Как вы считаете, справились ли мы с задачами урока? Получилось ли у нас достичь цели, которую мы поставили? Чтобы закрепить полученные знания на уроке вам предлагается такое домашнее задание (по выбору) учебник стр. 51-52 учебника и составить памятку «Правила управления своими эмоциями»

Или стр.48-50. Ответы на вопросы.

Или заполнить пиктограммы «Знаковые – текстовые эмоции», которые можете взять у меня на перемене.

А сейчас, проверим наше эмоциональное состояние на конец урока. Если оно изменилось, то меняем карточки.



- А я, хочу поблагодарить вас за активную работу. Желаю, чтобы вы были здоровы и счастливы, и подарить вам ещё больше улыбок и радости. А нашим гостям в подарок памятки для поднятия настроения.


Ответы детей.




Записывают домашнее задание по выбору.





Дети меняют карточки, если настроение изменилось.



Вручение шаров смайликов.


Личностные:

- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия

- формирование границ собственного «знания « и «незнания».

Регулятивные:

- восприятие оценки учителя

- адекватная самооценка

Познавательные:

- построение речевого высказывания в устной и письменной форме

- анализ

- синтез

- установление причинно-следственных связей