СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по окружающему миру "Кровеносная система"

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока по окружающему миру. программа "Начальная школа 21 века"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по окружающему миру "Кровеносная система"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


ПРЕДМЕТ

Окружающий мир

Кровеносная система

Учебник «Окружающий мир» 4 класс 1 часть, тонкая тетрадь, компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал, меловая доска, мел

открытия нового знания


Формирование первоначальных представлений о кровеносной системе и ее составляющих

ТЕМА УРОКА

РЕСУРСЫ


ТИП УРОКА

ЦЕЛЬ УРОКА


ЗАДАЧИ УРОКА

Обучающие

  1. Формировать представление о строении кровеносной системы;

  2. Формировать представлений о функциях сердца, кровеносных сосудов и крови в организме человека;

  3. Формировать представление об артериях и венах;

  4. Углубить знания о крови и ее компонентах;

  5. Углубить знания о сердце его строении;

  6. Углубить знания о пульсе;

  7. Научить измерять пульс;

  8. Углубить знания о микроскопе и его роли в жизни человека.

Развивающие

  1. Способствовать развитию грамотной, четкой и связной речи;

  2. Способствовать развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления;

  3. Способствовать развитию мелкой моторики;

  4. Способствовать развитию кругозора учащихся.

Воспитательные

  1. Воспитывать самоорганизацию и самоконтроль;

  2. Способствовать воспитанию умение адекватно и объективно воспринимать и оценивать мнение других людей;

  3. Способствовать воспитанию установки на здоровый образ жизни.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ



Предметные

  1. Иметь представление о кровеносной системе;

  2. Иметь представление о функциях сердца, кровеносных сосудов и крови в организме человека;

  3. Иметь представление об артериях и венах;

  4. Иметь углубленные знания о крови и ее компонентах;

  5. Иметь углубленные знания о сердце и его строении;

  6. Иметь углубленные знания о пульсе;

  7. Уметь измерять пульс;

  8. Иметь углубленные знания о микроскопе и его роли в жизни человека

Метапредметные

  1. Овладевать способностью строить грамотную, четкую и связную речь;

  2. Быть наблюдательными, внимательными;

  3. Иметь развитый кругозор.

Личностные

  1. Владеть самоконтролем и самоорганизацией;

  2. Уметь адекватно и объективно воспринимать и оценивать мнение других людей;

  3. Иметь установку на здоровый образ жизни.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

№п/п

Этап урока и его цель.

Примерное время проведения

Деятельность учителя

(содержание учебного материала)

Деятельность учащихся

(виды деятельности)

1.

Самоопределение к деятельности.

Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Время: 2-3 минуты

Приветствие учащихся:

Приветствие учителя:

Встают около парт, смотрят все ли готово к уроку, садятся, проверяют правильную посадку

2.

Актуализация опорных знаний. Пробное действие.

Цель: повторение ранее изученного материала об организме человека. Выполнение обучающимися пробного действия. Фиксирование обучающимися индивидуального затруднения.

Время: 4-5 минут


- Я знаю, что вы уже несколько уроков изучаете организм человека, так как мы видимся с вами впервые, давайте вы расскажите мне, что же вам удалось узнать. Вы получите таблички с 7 цифрами. Я скажу вам 7 утверждений, а вы, если посчитаете, что утверждение верное, поставите +, если неверное, поставите - и опровергните его

Утвержения:

- 1В человеческом организме присутствуют два мозга. Верно?

-2Скелет состоит из мышц.

-Правильно, ставим в таблице –


-3Без мышц невозможно совершить телодвижение?

-4Переваривание пищи происходит в дыхательной системе.

-Молодцы, ставим –

-5У взрослого человека 32 зуба.

-6Главный орган дыхания у человека – легкие.

-7Кровь движется по кровеносным сосудам.


Получение таблиц











-Верно, у человека есть головной и спинной мозг, ставим +

-Неверно, скелет человека состоит из костей, к которым прикрепляются мышцы

-Верно, ставим +


-Нет, переваривание пищи происходит в пищеварительной системе

-Верно, ставим +

-Верно, ставим +


- Да/нет/не знаем, не проходили

3.

Постановка учебной задачи.

Цель: выявление места затруднения. Фиксирование во внешней речи причины затруднения. Формулирование цели урока.

Время: 4-6 минут


-Действительно, эту тему вы еще не проходили, поставим под цифрой семь ?, и начнем разбираться. Давайте еще раз вспомним, какие системы человеческого организма вам уже известны?

-Мы остановились на утверждение о том, как двигается и переносится кровь. Как вы думаете, про какую систему мы будем разговаривать сегодня?

-Правильно, и моя цель на этом уроке объяснить, как устроена кровеносная система: из чего она состоит и какие функции выполняет. Скажите, а какая будет у вас цель на сегодняшнем уроке?

-Молодцы, открываем свои рабочие тетради и записываем тему урока. Слайд1

-Мы проходили нервную систему, опорно-двигательную, пищеварительную и дыхательную систему организма человека


-Сегодня мы будем изучать кровеносную систему




-Наша цель на уроке – познакомиться с кровеносной системой и ее функциями




Запись темы урока

4.

Открытие нового знания.

Цель: составление совместного плана действий. Создание условий для формулирования (открытия) «правила» урока.

Время: 15-20 минут


-Итак, начнем по порядку, если система кровеносная, значит ее главное наполнение, это что?

-Правильно. Давайте поставим стрелочку влево от заголовка темы и попишем «кровь», как один из компонентов кровеносной системы. А что же такое кровь?

-А кто-нибудь знает, из чего состоит кровь и почему она имеет красный цвет?

-Слайд2 Кровь имеет интересный, но сложный состав, о котором вы узнаете на уроках биологии в старших классах. А сегодня вы узнаете и запомните, что в крови содержится несколько видов клеток, которые можно разглядеть при помощи микроскопа – это специальный увеличивающий прибор, при помощи которого можно разглядеть самые микроскопические предметы, окружающей среды. Так вот уже очень давно ученые при помощи микроскопа выяснили, что есть три вида клеток крови, каждая из которых выполняет свою функцию. Ставим три стрелочки вниз от слова кровь. Смотрим на увеличенную каплю крови, красные клетки это эритроциты, они придают крови красный цвет и переносят в себе кислород. Значит, какую функцию выполняет кровь при помощи красных клеток?

-Записываем под первой стрелочкой «переносит кислород» (Запись на доске)

-Второй вид клеток крови это лейкоциты, это защитники организма. Они большие и имеют порой очень забавную форму, но все они следят за тем, чтобы кровь была чистой, чтобы никакая болезнь ее не затронула. Какую функцию выполняет кровь при помощи этих клеток?

-Записываем под второй стрелочкой «Защищает от болезней» (Запись на доске)

-И наконец, третий вид клеток крови это тромбоциты они самые маленькие из всех трех и похожи на кружочки. Эти клетки помогают восстанавливать поврежденные наши раны. Какая будет третья функция крови?

-Записываем в тетрадь «Восстанавливает повреждения» (Запись на доске)

- А как вы думаете, сколько литров крови протекает в человеке?

-Слайд3В вас еще в маленьких ребятах протекает примерно три литра крови, это как болон маминого компота. А вот во мне уже во взрослом человеке, крови чуть больше. По мне течет примерно 5-6 литров крови, это около двух болонов.

-Вот мы все говорим кровь переносит вещества, протекает. Где же она может протекать в нашем организме. Как вы думаете, где располагается кровь?

-В кровеносной системе есть еще очень важный механизм, который помогает крови путешествовать и поддерживать работу нашего организма. Это двойной механизм, называющийся «Кровеносные сосуды», пишем под второй от крови стрелочкой «Кровеносные сосуды» (Запись на доске)

-Слайд4Есть два вида кровеносных сосудов – это артерии, по которым течет красная кровь. По артериям кровь. Давайте так и запишем под стрелкой от артерий «проносит кислород и питательные вещества» (запись на доске)

- Вместе с артериями к кровеносным сосудам относятся вены, которые вы все знаете и наверняка видели. По венам течет кровь, гораздо темнее красного, на рисунках ее принято обозначать синего цвета, но на самом деле она темно красная, бордовая. По венам кровь выносит углекислый газ и вредные вещества. Давайте так и запишем на нашей схеме. (Запись на доске)

-Чтобы кровь могла постоянно двигаться по артериям и работать в нашем организме ей нужен насос. Как вы думаете, какой орган работает в организме без остановки и выполняет роль этого самого насоса?

-Слайд5 Правильно, сердце это самый главный орган кровеносной системы, который управляет ей. Записываем это в тетрадь. У сердца есть два отдела для крови из артерий и для крови из вен. Кровь движется по сосудам по большому и малому кругу: она вытекает из сердца по артериям и возвращается по венам. Куда мы отнесем сердце и что про него запишем?

Запись на доске

-Главный наполнитель кровеносной системы – это кровь


Запись в тетради

-Кровь – это жидкость красного цвета



-Кровь состоит из жидкости/клеток/ не знаем/ любые другие предположения

Записи в тетради

-При помощи красных клеток кровь переносит кислород




















Записи в тетради


-При помощи этих клеток кровь выполняет защитную функцию







Записи в тетради



- Восстанавливающая функция






Записи в тетради



Высказывание предположений








-Кровь течет по специальным трубкам/ кровь просто заполняет нам, как вода шарик



Записи в тетради








Записи в тетради







Записи в тетради










-Роль насоса в организме выполняет сердце





- Сердце это третий орган кровеносной системы мы запишем его под третьей стрелочкой, а под ними запишем «качает кровь»

Записи в тетради

5.

Первичное закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Цель: усвоение обучающимися новых способов действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтальная, в парах, групповая работа).

Время: 5 минут


-Ребята, а знаете ли вы, что такое пульс?

- Пульс – это толчки крови при ее движении по кровеносным сосудам, появляющиеся от того, что кровь с большой силой выталкивается из сердца. Пульс можно нащупать на запястье. Давайте все найдем и почувствуем, как пульсирует наша кровь.

- А теперь давайте посчитаем, сколько раз за минуту вы почувствуете удар

-Запишите в тетради кто, сколько насчитал

- А теперь давайте немного отдохнем, займемся спортом, потренируем сердечную мышцу












-Давайте посчитаем свой пульс еще раз и проверим, каким он стал больше или меньше

-Больше или меньше ударов стало после физкультуры?

-Значит сердце стало качать кровь быстрее или медленнее?

Высказывание предположений


Нахождение пульса








Счет пульса


Запись в тетради


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:


-Что делают эритроциты – переносят кислород. Представим себя эритроцитами – побежали на месте. Что делают лейкоциты - защищают организм от бактерий. Представили себя лейкоцитами - отталкиваемся друг от друга ладошками. Что делают тромбоциты – останавливают кровотечение. Представим себя тромбоцитами – обхватываем себя руками

Счет пульса



-Больше


-Сердце стало качать кровь быстрее

6.

Включение в систему знаний и повторение.

Цель: обучение новому способу действий при выполнении заданий с включением ранее освоенных ЗУНов.

Время: 5-7 минут


-Помните у нас еще стоит знак вопроса по цифрой 7, давайте заменим его на + или -. Повторяю высказывание: «Кровь движется по кровеносным сосудам» Верно это высказывание или нет?

- Какие есть кровеносные сосуды?

-А какой орган управляет кровью в артериях и венах?

-Молодцы, я думаю вы все усвоили, но чтобы удостовериться предлагаю вам выполнить пару заданий, на выданных листах

-Какой ответ в первом задании?

-Что выбрали во втором?

-Верно, ставим +





-Есть артерии и вены

-Сердце управляет кровью в сосудах

Выполнение заданий:


7.

Рефлексия деятельности.

Цель: оценивание обучающимися собственной учебной деятельности.

Обсуждение и запись домашнего задания.

Время: 2 минуты


-Наш урок подошел к концу, сегодня вы были большие молодцы, сделали очень много, поэтому на дом вам остается прочитать учебник страницы 24-28

- Я предлагаю вам оценить вашу работу на уроке, кто активно занимался, все понял и доволен поднимаем руки вверх и хлопаем в ладоши три раза, кто старался на уроке, все понравилось, но были какие-либо затруднения – хлопают по парте два раза, кто недоволен собой на уроке, ничего не понравилось, ничего не понял – топают ногами по полу один раз.

Записывают домашнее задание, оценивают свою деятельность на уроке.