Организационный момент. Цель этапа: настрой учащихся на урок, установка на сотрудничество. | 1. Эмоциональный настрой 2. Настрой на работу в группах Мы сегодня снова будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! | Эмоциональный настрой на урок. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание учиться. Регулятивные: осуществлять самоконтроль. |
II. Мотивация к деятельности. Создание проблемной ситуации. Цель этапа: мотивировать учащихся на изучение темы, определить тему и задачи урока. | - Сегодня мы продолжаем путешествие по родному краю. У нас определён четкий маршрут, мы с вами путешествуем, изучая природные зоны России. В ходе наших исследований мы с вами познакомились с тремя зонами России. - Назовите зоны в порядке, их изучения. (карточки названия зон расположить на доске по горизонтали) - Как вы думаете, почему изучение природных зон начинается с самой северной зоны- зоны Арктики? (возможность проследить взаимосвязь живой природы от положения солнца, сравнивая с более южными зонами) - Мы с вами составили схему влияния (вспомнить) Солнце – климат – почва - растения - животные - Все эти взаимосвязи мы рассмотрели. А сможете ли вы, по описанию узнать изученные зоны? И найти соответствующее фото? - А в руках у меня конверт с информацией о природной зоне. О какой, вам поможет догадаться отрывок мультфильма (включить видео). Какое раздолье! Какая ширь! Ни холмов, ни леса! Куда ни глянь – до самого края неба простирается гладкая равнина. И, кажется, нет ей конца, нет ей предела. Открытая местность, почвы богаты перегноем. Люди занимаются: растениеводством, скотоводством, добычей полезных ископаемых.(?) - Как вы думаете, можно ли отнести это описание к одной из изученных зон? - А есть ли общее? В чём разница? (Арктика, занятия человека) - Следует вывод, что с этой зоной мы не знакомы, и нам сегодня предстоит познакомиться. Приложение 2 , слайд 1 Как вы думаете? А что нам сегодня предстоит выяснить? -Работа над вопросами: Что характерно для этой природной зоны? Предположите, каким цветом может быть показана степь на карте природных зон? Тут, куда ни кинем взгляд Травы ровные стоят И колышутся волнами Под душистыми ветрами. Слово степь означает- ровное пространство без леса, покрытое травой. Итак, тема сегодняшнего урока – природная зона степи. Внимание, на экран. Какие поставим цели урока? Как приспособились растения и животные к жизни в степи? Есть ли экологические проблемы в этой зоне. Какой там климат ? вам интересно все это узнать? : Почему на Земле разные природные зоны? Отчего это зависит? (От климата. Климат зависит от распределения тепла на земле, растительность и животный мир зависят от климата. В Северных районах солнечные лучи падают наклонно. Они скользят по поверхности Земли и слабо её нагревают. Чем южнее, тем более прямее падают солнечные лучи на Землю, тем сильнее они нагревают земную поверхность.). | Просмотр видеофрагмента мультфильма Отвечают на вопросы. Отгадывание загадки. Просмотр презентации. | Личностные умения: — проявлять интерес к природной зоне России, степь; — проявлять бережное отношение к природе. Познавательные умения: — определять особенности природной зоны степи. |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Изучение нового материала Работа в группах Выступление с готовыми сообщениями | Обратимся к карте природных зон России (демонстрация карты с подробным описанием изучаемой зоны). Степь находится на юге России в умеренном климатическом поясе, занимая юг европейской части России и Западной Сибири, Дальний Восток. И сегодня я предлагаю вам поработать сотрудниками исследовательской лаборатории. Я – руководитель лаборатории (надеть реквизит), а вы – научные сотрудники. Прикрепите бейджики к одежде: отдел метеорологов, отдел ботаников, зоологи и экологи и географы. Цель исследования – изучить природную зону степи (слайд). Результатом нашей работы будет учебно-наглядное пособие – «Степь» (прикрепляет титульный лист пособия). Итак, каждая группа выполняет свое задание, пользуясь инструкционной карточкой и предложенной информацией (слайд). Время выполнения – 7 минут (демонстрация песочных часов-пятиминуток. Организует проверку выполнения заданий по группам). Завершаем работу. К доске приглашается отдел метеорологов с вашими сообщениями и мини-проектами. Спасибо! Следующая группа – ботаники. Третья группа – зоологи. Последняя группа – экологи. | Просмотр карты и слушание объяснения учителя. Прикрепляют реквизиты к одежде. Знакомятся с раздаточным материалом. Работают в группах, находят нужную информацию, анализируют её, готовят сообщение и мини-проект. Выступление учащихся с сообщениями. Прикрепляют мини-проект на доску. Слушание выступлений групп. | Познавательные наблюдают и делают самостоятельные выводы; осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации; устанавливают соответствие между картинкой и нужной информацией. Коммуникативные: Умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, формулировать ответы на вопросы. Регулятивные: ориентируются предоставленной информации. Личностные: Мотивация учебной деятельности. |
IV. Физкультминутка. | Ты по степи стал шагать (шагаем) Далеко кругом видать (присели, повороты вправо, влево, взгляд из-под руки) Перешагивай травы (шаг с высоким подниманием бедра) Их, смотри, не растопчи (прыжок) Если летом оказался, мух скорее отгони (машем руками) А зимою – не дрожи (похлопывают себя) Сядем на верблюда, и опять Дальше степь изучать (сели на место). Учитель задевает по очереди детей, и | Класс выполняет физические упражнения. | Личностные: Здоровьесбережение. |
V. Закрепление пройденного. Цель: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. | Молодцы! У нас получилось отличное коллективное наглядно-учебное пособие «степь» (демонстрация). А перед вами – заключительная страница нашего пособия – синквейн. степь. Безлесая, теплая. Приспосабливаются, выживают, развиваются. Условия для жизни ограничены. Природная зона. На этом работа в лаборатории завершается, пришло время обобщить полученные знания. Составьте 2-3 цепи питания в степи. Мох-ягель – северный олень – волк Брусника – лемминг-песец Голубика – белая куропатка-песец Растения тундры – лемминг –белая сова | Просмотр пособия. Чтение синквейна. Каждая группа составляет цепь питания. | Познавательные: умеют анализировать информацию, производить мыслительные логические операции. Регулятивные: планируют свою деятельность; высказывают свою версию; Коммуникативные: Умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы. |
VII. Итог урока. Рефлексия. Цель – подведение итогов совместной деятельности. | - С какой природной зоной познакомились на уроке? - Вернемся к той цели, которую мы поставили в начале урока. Достигли ли мы этой цели (слайд)? Ребята, закрасьте ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению от урока: Учитель раздает каждому карточку. Всем спасибо за урок! | Отвечают на вопросы. Получают карточки. Закрашивают. | Личностные: осуществляют самоконтроль и соотносят собственный опыт. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, адекватно воспринимают высказывания учителя или товарищей. Коммуникативные: Умеют излагать свое мнение. |